Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Наука и образование » Открытия и изобретения » Неоколесо Airtrax едет боком, всяко и по-любому

 

Неоколесо Airtrax едет боком, всяко и по-любому

 

 

Перед нами погрузчики и транспортные тележки, которые могут двигаться в любом направлении, не разворачиваясь. Вращаться на месте и двигаться вперёд, вращаясь. Вы, наверняка, можете припомнить несколько вариантов технической реализации такой возможности. Но это решение одновременно и простое, и очень изящное.

Американская компания Airtrax поставляет своим клиентам весьма необычную технику.

загрузка...

 

 

При взгляде на фото возникает вопрос – и куда всё это хозяйство вращается, чтобы машина ехала? Давайте разбираться.

Итак, наша машина имеет четыре колеса. Все — ведущие. Каждое из них жёстко сидит на оси. Вправо-влево не поворачивается совсем. Про подвеску забудем, тем более, что в таких случаях, как здесь, она не нужна.

Привод каждого колеса устроен просто. Это обычный вал без всяких шарниров, которым колесо соединено с электромотором внутри корпуса машины.

Но как же мы будем поворачивать? А вот так. Каждое колесо оснащено 12 роликами, покрытыми резиной или полиуретаном. Ролики сгруппированы попарно в шесть округлых "бочонков" и совершенно свободно вращаются на своих осях, которые наклонены как к оси колеса, так и к его плоскости (что хорошо видно на фотографиях). Оси роликов жёстко закреплены в ступице колеса, похожей на звёздочку.

По шесть сдвоенных обрезиненных роликов на колесо (они, ролики, вращаются свободно) – и готов механизм для движения в любом направлении. Главное – правильно рассчитать углы наклона осей и кривизну поверхностей. Обратите внимание – колёса одного борта не одинаковы, а зеркальные (кадр с сайта airtrax.com).

По шесть сдвоенных обрезиненных роликов на колесо (они, ролики, вращаются свободно) – и готов механизм для движения в любом направлении. Главное – правильно рассчитать углы наклона осей и кривизну поверхностей. Обратите внимание – колёса одного борта не одинаковы, а зеркальные (кадр с сайта airtrax.com).
Каждый ролик представляет собой нечто вроде параболического тела вращения со спиленной верхушкой. Расположение роликов таково, что при взгляде точно вдоль оси колеса их внешние края образуют ровный круг.

Теперь, если все четыре колеса вращать в одну сторону – машина туда и поедет. Если бы ролики были соосны самому колесу – они бы просто проворачивались, и машина стояла бы на месте. Но они наклонены, причём – справа и слева – симметрично. Так возникает своего рода упор.

Если же колёса разных бортов вращать в разные стороны – наш странный аппарат будет разворачиваться как танк, то есть — на месте.

Но самое интересное, что, вращая каждое из четырёх колёс с различной скоростью и в разной комбинации, можно заставить эту машину совершать абсолютно любое движение на плоскости. Какое-то из колёс при этом может и вовсе остаться неподвижным. И просто скользить на своих свободно вращающихся роликах, если это нужно для разворота в нужную сторону.

Чертёж погрузчика Airtrax Sidewinder (иллюстрация с сайта airtrax.com).

Чертёж погрузчика Airtrax Sidewinder (иллюстрация с сайта airtrax.com).
Хотите – двигайтесь по диагонали с сохранением ориентации корпуса относительно сторон света, хотите – по диагонали с одновременным поворотом в любую другую сторону. Для движения в тесном складе или в цеху – свойство просто бесценное. Теперь можно подобраться в такие места, и выехать через такие коридоры, какие обычным погрузчикам или транспортёрам и не снились. Всё это обеспечивают силы трения между хитроумными роликами и дорогой.

Посмотрите на чертёж погрузчика, вид с левого борта. Видите нижние ролики, в данный момент, касающиеся поверхности?

Представьте теперь, что переднее колесо (оно слева) вращается против часовой, а заднее — по часовой стрелке. Силы от каждого колеса, те, что направлены вдоль машины, будут взаимно скомпенсированы. Но посмотрите, как при этом проворачиваются ролики, стоящие сейчас внизу? Они-то повёрнуты немного в стороны. Получающиеся силы трения будут толкать машину точно от вас.

С таким приводом и управлением компания выпускает целую гамму машин. Это и уже знакомый нам вилочный погрузчик — Sidewinder (электрический, на 1,36 тонны), а ещё — Phoenix – самоходная подъёмная платформа для обслуживания самолётов в аэропортах и MP2 — универсальная транспортная платформа для перемещения деталей или оборудования, как в цехах, так и на воздухе.

Платформа Airtrax Phoenix пользуется той же технологией… (фото с сайта airtrax.com).

Платформа Airtrax Phoenix пользуется той же технологией… (фото с сайта airtrax.com).

На страницах компании, посвящённым этим трём машинам, есть видеоролики, на которых отлично видно — как ловко двигается эта техника.

Очень интересные результаты получаются, когда колёса вращаются не просто в разные стороны, но с ещё и с различной скоростью. Умелый водитель сможет на таких машинах танцевать вальс.

…Как и транспортёр Airtrax MP2 (фото с сайта airtrax.com).

…Как и транспортёр Airtrax MP2 (фото с сайта airtrax.com).
Управляются эти всенаправленные штуковины джойстиками, которые посылают сигнал в компьютер. Компьютер вычисляет направление и скорость вращения для каждого колеса по отдельности, выдавая команду электродвигателям.

Так кто же автор этих "вывихнутых" роликов? Не вполне ясно. Компания пишет такую историю: всенаправленное колесо запатентовал шведский изобретатель, который продал его (патент) некой корпорации в США. В конце концов, права на технологию приобрели американские ВМФ (US Navy).

Это было в 1980-х годах. ВМФ собирались "приспособить" данную идею для тележек, перемещающих на кораблях различные грузы (боеприпасы). Успешно этот фокус у них прошёл или нет, не поясняется, но уже в наши дни военные передали эту технологию в компанию Airtrax: для коммерциализации в гражданской сфере.

Ещё раз замечательное колесо. При взгляде сбоку – оно вполне круглое (кадры с сайта airtrax.com).

Ещё раз замечательное колесо. При взгляде сбоку – оно вполне круглое (кадры с сайта airtrax.com).

Airtrax же не просто восприняла чужое изобретение, но существенно его доработала. И, судя по съёмкам, такие аппараты нашли себе покупателей.

А тот самый швед, о котором пишет компания, судя по всему, — Бенгт Илон (Bengt Ilon). Вот его патент 1975 года.

А вот более современный патент Дональда Харриса (Donald Harris), одного из менеджеров Airtrax.

Как видно, есть отличия, но идея, в общем-то, та же (кликните там на кнопочки Images).

\'Sidewinder

Sidewinder может переехать довольно толстую доску. И въехать с длинными "деревяшками" в ворота, боком, куда обычный погрузчик с теми же досками (расположенными поперёк ворот) не въехал бы (кадры с сайта airtrax.com).

Airtrax полагает, что сфер применения таких колёс – несть числа. Особенно ценно здесь то, что для обеспечения всенаправленного движения не нужно поворачивать в стороны сами колёса, что сильно упрощает их привод (кстати, в некоторых образцах машин компания встраивает электро— или гидромоторы прямо в ступицы).

А вообразите конструкцию, которая понадобилась бы, если бы мы захотели обеспечить управляемое колесо поворотом на все 180 градусов (вокруг вертикальной оси, по типу велосипедной передней вилки)? Какие потребовались бы механизмы привода и управления, какие гигантские колёсные ниши?

Всенаправленные колёса могут пригодиться как для транспортировки грузов на промышленных площадках, базах и складах, так и во вполне домашних условиях.

Не зря в декабре прошлого года группа учащихся высшей школы Upper Darby High School в Дрекселе (Drexel, штат Пенсильвания) получила грант от программы Lemelson-MIT размером в $10 тысяч: на создание первой в мире "всенаправленной" инвалидной коляски с "всенаправленной технологией" от Airtrax.

Статья получена: Membrana.ru

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Неоколесо Airtrax едет боком, всяко и по-любому":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Ford Mondeo: Едет трактор ...

В тесте участвуют автомобили: Ford Mondeo Который тут дизельный? На нажатие кнопки брелока откликнулся серебристый «Мондео».

» Немецкие автомобили - 2787 - читать


Mercedes едет на постном масле

Автомобиль на растительном масле? Быть такого не может! Однако по дорогам Европы ездят несколько сотен автомобилей, в бак которых заливается масло, а не бензин. «Ты бы еще ей пива налил!..

» Немецкие автомобили - 3214 - читать


Новый Volkswagen Touran едет в Россию

В январе этого года новый Volkswagen Touran появится в шоу-румах официальных российских дилеров. В частности, с 26 по 28 января в салонах дилеров марки Volkswagen будут проведены Дни открытых дверей, во время которых можно будет увидеть первые обновленные VW Touran, привезенные в Россию. Новый Volkswagen Touran легко узнаваем, благодаря щитообразной хромированной радиаторной решетке, новому бамперу и четко очерченным фарам.

» Немецкие автомобили - 2835 - читать


BMW 1 Series: Полюби меня такой

В тесте участвуют автомобили: BMW 1 Series Если вы готовы мириться с ее недостатками, эта горячая штучка подарит вам такие ощущения, которые не способна дать ни одна ее соперница. Во всем виноваты маркетологи.

» Немецкие автомобили - 1666 - читать


BMW 3 Series, Subaru Legacy, Audi A4: Выйдет боком?

В тесте участвуют автомобили: BMW 3 Series, Subaru Legacy, Audi A4 Посмотреть другие фото (14) Погода как на заказ – мороз и солнце. Сверкающий лед и укатанный снег словно ждут, когда по ним заскользят шины именитых полноприводных машин.

» Немецкие автомобили - 2414 - читать



Статья на тему Наука и образование » Открытия и изобретения » Неоколесо Airtrax едет боком, всяко и по-любому

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru