Перед нами погрузчики и транспортные тележки, которые могут двигаться в любом направлении, не разворачиваясь. Вращаться на месте и двигаться вперёд, вращаясь. Вы, наверняка, можете припомнить несколько вариантов технической реализации такой возможности. Но это решение одновременно и простое, и очень изящное.
Американская компания Airtrax поставляет своим клиентам весьма необычную технику.
При взгляде на фото возникает вопрос – и куда всё это хозяйство вращается, чтобы машина ехала? Давайте разбираться.
Итак, наша машина имеет четыре колеса. Все ведущие. Каждое из них жёстко сидит на оси. Вправо-влево не поворачивается совсем. Про подвеску забудем, тем более, что в таких случаях, как здесь, она не нужна.
Привод каждого колеса устроен просто. Это обычный вал без всяких шарниров, которым колесо соединено с электромотором внутри корпуса машины.
Но как же мы будем поворачивать? А вот так. Каждое колесо оснащено 12 роликами, покрытыми резиной или полиуретаном. Ролики сгруппированы попарно в шесть округлых "бочонков" и совершенно свободно вращаются на своих осях, которые наклонены как к оси колеса, так и к его плоскости (что хорошо видно на фотографиях). Оси роликов жёстко закреплены в ступице колеса, похожей на звёздочку.
| ||
Теперь, если все четыре колеса вращать в одну сторону – машина туда и поедет. Если бы ролики были соосны самому колесу – они бы просто проворачивались, и машина стояла бы на месте. Но они наклонены, причём – справа и слева – симметрично. Так возникает своего рода упор.
Если же колёса разных бортов вращать в разные стороны – наш странный аппарат будет разворачиваться как танк, то есть на месте.
Но самое интересное, что, вращая каждое из четырёх колёс с различной скоростью и в разной комбинации, можно заставить эту машину совершать абсолютно любое движение на плоскости. Какое-то из колёс при этом может и вовсе остаться неподвижным. И просто скользить на своих свободно вращающихся роликах, если это нужно для разворота в нужную сторону.
| ||
Посмотрите на чертёж погрузчика, вид с левого борта. Видите нижние ролики, в данный момент, касающиеся поверхности?
Представьте теперь, что переднее колесо (оно слева) вращается против часовой, а заднее по часовой стрелке. Силы от каждого колеса, те, что направлены вдоль машины, будут взаимно скомпенсированы. Но посмотрите, как при этом проворачиваются ролики, стоящие сейчас внизу? Они-то повёрнуты немного в стороны. Получающиеся силы трения будут толкать машину точно от вас.
С таким приводом и управлением компания выпускает целую гамму машин. Это и уже знакомый нам вилочный погрузчик Sidewinder (электрический, на 1,36 тонны), а ещё Phoenix – самоходная подъёмная платформа для обслуживания самолётов в аэропортах и MP2 универсальная транспортная платформа для перемещения деталей или оборудования, как в цехах, так и на воздухе.
Платформа Airtrax Phoenix пользуется той же технологией… (фото с сайта airtrax.com). |
Очень интересные результаты получаются, когда колёса вращаются не просто в разные стороны, но с ещё и с различной скоростью. Умелый водитель сможет на таких машинах танцевать вальс.
| ||
Так кто же автор этих "вывихнутых" роликов? Не вполне ясно. Компания пишет такую историю: всенаправленное колесо запатентовал шведский изобретатель, который продал его (патент) некой корпорации в США. В конце концов, права на технологию приобрели американские ВМФ (US Navy).
Это было в 1980-х годах. ВМФ собирались "приспособить" данную идею для тележек, перемещающих на кораблях различные грузы (боеприпасы). Успешно этот фокус у них прошёл или нет, не поясняется, но уже в наши дни военные передали эту технологию в компанию Airtrax: для коммерциализации в гражданской сфере.
Ещё раз замечательное колесо. При взгляде сбоку – оно вполне круглое (кадры с сайта airtrax.com). |
А тот самый швед, о котором пишет компания, судя по всему, Бенгт Илон (Bengt Ilon). Вот его патент 1975 года.
А вот более современный патент Дональда Харриса (Donald Harris), одного из менеджеров Airtrax.
Как видно, есть отличия, но идея, в общем-то, та же (кликните там на кнопочки Images).
Sidewinder может переехать довольно толстую доску. И въехать с длинными "деревяшками" в ворота, боком, куда обычный погрузчик с теми же досками (расположенными поперёк ворот) не въехал бы (кадры с сайта airtrax.com). |
А вообразите конструкцию, которая понадобилась бы, если бы мы захотели обеспечить управляемое колесо поворотом на все 180 градусов (вокруг вертикальной оси, по типу велосипедной передней вилки)? Какие потребовались бы механизмы привода и управления, какие гигантские колёсные ниши?
Всенаправленные колёса могут пригодиться как для транспортировки грузов на промышленных площадках, базах и складах, так и во вполне домашних условиях.
Не зря в декабре прошлого года группа учащихся высшей школы Upper Darby High School в Дрекселе (Drexel, штат Пенсильвания) получила грант от программы Lemelson-MIT размером в $10 тысяч: на создание первой в мире "всенаправленной" инвалидной коляски с "всенаправленной технологией" от Airtrax.
Статья получена: Membrana.ru