Беспокойный рейс шаттла Discovery вновь поставил ребром вопрос "На чём будут летать в космос американцы через несколько лет?". Ответ имеет имя – CEV, но о ясности говорить рано. Новые проекты пилотируемых систем порождают лишь новые вопросы.
Всё ближе и ближе 2010 год срок, когда нынешние шаттлы уйдут в историю. Как известно, на смену им должен прийти так называемый "Пилотируемый исследовательский корабль" (Crew Exploration Vehicle CEV), различные варианты которого сейчас разрабатывают ведущие аэрокосмические компании, сражающиеся за победу в конкурсе NASA.
Подробно об этих проектах вы можете прочесть в наших материалах — здесь, здесь и здесь.
Но до недавних пор никто детально не освещал простой, казалось бы, вопрос – а какая система, собственно, будет выводить на орбиту эти корабли будущего? Ведь современный шаттл взлетает-то самостоятельно (пусть и с поддержкой в виде гигантских твердотопливных ускорителей), а для CEV такой возможности конструкторы не планируют.
Один из вариантов носителя для CEV – практически повтор нынешней системы, только без крыльев (иллюстрация с сайта spaceref.com). |
Точнее исследование было не одно, но все они вертелись вокруг одного и того же.
В двух словах "черта" звучит так: "Мы создадим совершенно новую тяжёлую ракету-носитель (а заодно – несколько модификаций под разный класс полезного груза), но будем в максимальной степени использовать узлы от шаттлов".
Вот так. Новое, но со старой начинкой. Разберёмся.
Что решено оставить от старого челнока? Хорошо зарекомендовавшие себя основные двигатели. Ещё внешний топливный бак. Да-да, тот самый, оранжевый, с такой "проблемной" теплоизолирующей пеной, погубившей два с лишним года назад шаттл Columbia, и те же твердотопливные ускорители, дефект в одном из которых стоил жизни семерым членам экипажа челнока Challenger в 1986 году.
Впрочем, над ускорителями и, тем паче, над баком специалисты основательно поработали. Теперь эти элементы, в очередной раз модернизированные и дополненные, похоже, станут основой для целого семейства ракет-носителей, которые будут применяться как для вывода в космос спутников, так и тех самых "послешаттлов" CEV.
Оказывается, из элементов системы Space Shuttle, конечно, с переделками, можно собрать вот столько разных носителей (иллюстрация с сайта images.spaceref.com). |
Самые лёгкие носители построят на базе одного ускорителя от шаттла, в качестве первой ступени, плюс верхняя жидкостная ступень.
Средние, тяжёлые и сверхтяжёлые (по полезной нагрузке) ракеты предложено создавать на основе гигантского шаттловского внешнего бака, шаттловских же основных двигателей с добавлением, если нужно – тех же твердотопливных ускорителей по бокам.
Всё это хозяйство будет дополнено некой новой жидкостной последней ступенью, завершающей вывод груза на орбиту.
| ||
И супербак, и ускорители для увеличения числа вариаций новых носителей будут наращивать с помощью дополнительных секций или напротив, сокращать удалением оных.
Во всей системе запуска её авторы постараются сделать как можно больше возвращаемых на Землю и повторно применяемых после ремонта ступеней ракеты-носителя.
В нынешних шаттлах – это твердотопливные ускорители. Смогут ли инженеры в новом комплексе возвращать на парашютах и бак, и тяговые двигатели первой ступени – увидим.
Надо сказать, что во всей этой замечательной картине скрыта важная коллизия.
Среди инженеров до сих пор нет единого мнения – следует ли вернуться к схеме "корабль сверху ракеты", как запускают, "Союзы", и как запускали американцы свои корабли до появления шаттлов; или создавать комплекс с размещением разной полезной нагрузки (в том числе, пилотируемых CEV) сбоку от ракеты-носителя (как было сделано в системе "Энергия-Буран").
| ||
Зато в случае "боковой схемы" можно будет с минимальными изменениями использовать существующую грандиозную инфраструктуру шаттлов для сборки CEV с носителем, заправки ракеты, всей подготовки к старту и, собственно, для запуска. При выборе же "линейной схемы" переделка потребуется существенней и обойдётся в более внушительную сумму.
В обоих случаях авторы эскизов предлагают снабдить CEV системой спасения на любом этапе взлёта – при помощи миниатюрных ракетных движков на носу корабля, которые смогут увести его в сторону в случае аварии носителя.
Такая система спасения успешно эксплуатируется на российских "Союзах" (и однажды действительно спасла жизни космонавтов во время взрыва ракеты на стартовом столе), да и в США подобная система была установлена на кораблях Apollo.
Группа, работавшая под эгидой NASA, подготовила эскизные проекты и "линейного", и "бокового" носителя для CEV, и вообще для любых средних/тяжёлых грузов. Когда будет сделан выбор – неясно.
Это и есть главная загадка будущей системы доставки американских астронавтов в космос – сбоку или всё же сверху разместится новый корабль (иллюстрация с сайта images.spaceref.com). |
А потому составители доклада посчитали, что новый носитель должен быть доведён до надёжности "один отказ на тысячу запусков" против "один на сто" – уровня, который считается номинальным требованием для нынешнего шаттла эпохи "после Columbia".
Мы надеемся, к слову, что если концепция специалистов NASA будет принята, то победит более безопасный "линейный" вариант носителя, а не более дешёвый "боковой".
Статья о науки и техники получена: Membrana.ru