Беспилотные автобусы, ездящие по сложным маршрутам, способные слаженно передвигаться в группах, разъединяться для высадки пассажиров и снова собираться в "стаю" это уже реальность. Такая система будет обслуживать посетителей всемирной выставки EXPO 2005.
Выставка EXPO 2005 откроется 25 марта в японской префектуре Айчи (Aichi).
Она займёт 173 гектара площади, где удалённые группы павильонов будет перемежаться лесом, озёрами и сетью дорог. Продлится выставка полгода.
И то, и другое достаточный повод, чтобы очень серьёзно подойти к выбору транспортной системы, которая будет обслуживать посетителей выставки. И система эта сама по себе будет необычным экспонатом.
Прежде всего, это необычные автобусы под названием "Зет-капсула" (Z-Capsule). Это разработка компании Toyota, которая заключила соглашение с ассоциацией организаторов выставки.
Полное название новинки "Интеллектуальная многорежимная транзитная система" (Intelligent Multimode Transit System IMTS).
Автобусами, имеющими большую площадь остекления и футуристический дизайн, будут управлять компьютеры.
Так будут "летать" тройками Z-капсулы (иллюстрация с сайта toyota.co.jp). |
Выдерживать заданный маршрут они будут благодаря магнитным маркерам, встроенным в асфальт. Разумеется, предусмотрены системы предотвращения столкновений с другими машинами и наездов на пешеходов.
Самое интересное эти автобусы смогут объединяться в виртуальные поезда, следуя друг за другом на минимальном расстоянии. Виртуальные они потому, что механической связи между машинами не будет лишь электронная.
При этом в любой момент, повинуясь программе, поезд может "рассыпаться", а автобусы действовать самостоятельно, чтобы, например, высадить и принять пассажиров.
А потом машины снова смогут собираться вместе, чтобы в экономичном режиме пробежать слётанной группой большую дистанцию между пунктами назначения.
В системе, которая будет развёрнута на выставке, машины будут собираться вместе по три штуки, хотя теоретически можно составлять и более длинные "поезда".
| ||
Это позволяет капсуле действовать на обычных дорогах, не оборудованных маркерами. При этом маршрут может быть составлен "гибридным" с сочетанием автоматических и "пилотируемых" участков, что придаёт системе большую гибкость.
В качестве двигателя в беспилотных автобусах, которые Toyota привезёт на выставку, будут использованы ДВС, потребляющие сжатый природный газ. Но, очевидно, в них можно было бы встроить любой другой привод, например топливные элементы.
На EXPO 2005 Toyota обещает показать (с реальными пассажирами на борту) все возможные режимы работы своих автоматических автобусов.
Тут нужно заметить, что транспортная система выставочного комплекса далеко не ограничится IMTS.
По дорогам будут бегать и другие автобусы от той же Toyota. Это будут новые модификации уже известного экспериментального FCHV-BUS2.
Эти 60-местные машины оснащены топливными элементами на основе полимерного электролита. Потреблять они будут сжатый газообразный водород, хранящийся в нескольких баллонах на крыше автобуса. Давление 350 атмосфер.
Мощность топливных элементов на борту этой машины составляет 180 киловатт. Мощность электродвигателей 160 киловатт.
Водородный FCHV-BUS2 построен Toyota на шасси автобуса Hino (фото с сайта toyota.co.jp). |
Дополняют энергосистему машины буферные никель металл-гидридные аккумуляторные батареи.
Вместе с другими необычными машинами, которые участники экспозиции покажут на EXPO 2005, новые разработки Toyota должны в действии продемонстрировать как может выглядеть экологический и интеллектуальный транспорт будущего.
Правда, представляется, это светлое будущее возможно только там, где любопытные граждане не будут выковыривать из дороги электронную начинку, а подгулявшие пассажиры ломиться в пустующую кабину беспилотного автобуса, когда он будет ехать в автоматическом режиме.
Статья о науки и техники получена: Membrana.ru