В "школьном" понимании мифы - это не более чем старинные "сказки" о похождениях богов и героев, которые в наше время не имеют никакой познавательной ценности. Но это, конечно, очень примитивное представление. И дело не только в том, что в первобытном обществе мифотворчество было основным способом познания мира и сохранения накопленной информации в памяти поколений. Мифы возникали и возникают и в более поздние времена, причем они всегда выражают какие-то важные черты мироощущения своей эпохи. Наше время в этом плане отнюдь не является исключением.
Американцы любят подчеркивать молодость своей страны и ее культуры. Однако и эта культура также пронизана многочисленными мифами, которые составляют один из устоев их национального менталитета. Американские мифы, как и любые другие, воспринимаются общественным сознанием как моменты абсолютной истины, которые не допускают возражений и не нуждаются в доказательствах. Однако наука такой роскоши себе позволить не может и занимается критическим анализом любых мифов, в том числе и современных.
Именно такому анализу посвящена новая книга Роберта Вуфнау\Robert Wuthnow. Автор - видный специалист по социологии культуры и религии, профессор Принстонского Университета\Princeton Unoversity и директор университетского Центра Изучения Религии\Center for the Study of Religion.
Монография озаглавлена American Mythos, что можно перевести как "Американская Мифология". Однако есть и другой вариант. Греческое слово "мифос" по первоначальному смыслу означает "предание". Так что название книги можно перевести и как "Американские Предания", что, возможно, будет лучше соответствовать смыслу, который в него вложил он сам.
Это намерение подчеркнуто уже в авторском предисловии. Наша коллективная память, пишет Вуфнау, сохраняет множество историй, которые составляют опору нашей национальной идентичности. Они впечатаны настолько глубоко, что обычно мы воспринимаем их, даже не задумываясь об их смысле. Это истории об успехах и неудачах, о добрых и злых поступках и нравах, о правах и привилегиях. Именно эти "сказания", которые формируют фундамент, поддерживающий духовное единство нации, Вуфнау и называет американскими мифами. Как и мифы всех прочих культур, они с одной стороны закрепляют исторический опыт народа, а с другой - нередко препятствуют адекватному восприятию новых реальностей, особенно тех, которые для своего осмысления требуют выхода за рамки привычных стереотипов. Американцы, подчеркивает Вуфнау, только выиграют от того, что лучше поймут свою национальную мифологию.
В течение последних 40 лет Соединенные Штаты претерпели множество кардинальных перемен. За это время страна приняла 22 млн. легальных эмигрантов и еще 7-10 млн. нелегалов, из-за чего население США стало куда менее однородным в этническом, языковом и религиозном плане. В результате этой волны иммиграции число выходцев из Латинской Америки возросло в три раза, из мусульманских стран и Индии - в четыре, из Китая и других стран Восточной Азии - пятикратно. В те же годы в стране резко снизилась интенсивность былых предубеждений против католиков и евреев, практически исчезла расовая сегрегация, уменьшилась дискриминация женщин и национальных меньшинств, участились межэтнические и межрасовые браки и гражданские союзы. Не приходится сомневаться, что американцы стали лучше осознавать свои индивидуальные права, а общество в целом стало острее реагировать на их нарушения.
Однако столь же несомненно, что эти прогрессивные сдвиги сопровождались множеством негативных явлений. В США усилилась экономическая неоднородность и связанное с нею фактическое неравноправие. Борьба за власть стала более агрессивной, а готовность к поиску компромиссов ощутимо снизилась. Многие американцы уверены, что демократические институты страны подвергаются опасной эрозии, которая в немалой степени вызвана коллективным эгоизмом многих общественных групп. У всех этих явлений, пишет Вуфнау, имеется множество корней, в том числе, и определенные аспекты американской национальной мифологии. Уже поэтому она заслуживает детального изучения.