Оказавшись в парке, где живые деревья перерастают друг в друга, завязываются в узлы и принимают самые невероятные формы, и вправду подумаешь, что попал в какой-то затерянный мир. Но здесь нет ничего фантастического – просто тут поработали художники, которые могут сделать с деревьями всё, что угодно.
Аксель Эрландсон (Axel Erlandson), родился в 1884 году. Он был сыном шведских иммигрантов, поселившихся в Канаде, и жил тем, что выращивал бобовые и зерновые культуры.
Говорят, что именно это занятие, точнее, затейливый вид переплетающихся гибких стеблей вдохновил Эрландсона на эксперименты с деревьями.
Кадры первых лет "Древесного цирка" из семейного архива Эрландсонов (фото с сайта arborsmith.com). |
| ||
Вернувшись домой, они сразу же сказали, что их гнутые деревья могли бы оказаться не менее прибыльным зрелищем.
Аксель моментально загорелся этой идеей, купил небольшую территорию земли в Калифорнии и стал на него пересаживать лучшие деревья из своего сада – выращивать было бы слишком долго и уже в 1947 году открыл этот необычный сад для обозрения. Название для него было решено выбрать тоже нестандартное – "Древесный цирк" (Tree Circus).
Однажды арборскульптора доктора Криса Кэттла (Chris Cattle) студенты спросили: "Как может творческая энергия содержаться в мебели?". А ответил он им так... (фото с сайтов arborsmith.com и growingvillage.com). |
| ||
Зелёные скульптуры были настолько восхитительны, что они не могли пропасть. Скоро у Цирка появились новые владельцы Ларри и Пегги Томпсоны (Larry, Peggy Thompson).
Они решили, что место должно быть таким же аттракционом, как и прежде, и изменили его совсем немного: дали ему новое название – "Затерянный мир" (Lost World) и расставили динозавров из стекловолокна, которые должны были привлекать внимание к удивительному парку.
Разнообразные кресла, стулья, сиденья – отдельная тема (фото с сайта growingvillage.com). |
Это успешно удавалось ей несколько лет, но вскоре она захотела парк продать. Проблема вдруг оказалась в том, что покупатель почему-то никак не находился.
Дом-фикус на острове Окинава. Разумеется, возведён безо всяких стройматериалов (фото с сайта arborsmith.com). |
| ||
Сейчас скульптуры из деревьев, или арборскульптуры (от латинского "arbor" дерево), создаются, в основном, теми же методами, которыми пользовался ещё Аксель Эрландсон.
Например, деревья изгибают, обрезают, прививают, объединяют по нескольку сразу при посадке или с помощью прививки.
| ||
Зато, если продолжать дальше сравнивать, то можно заметить, что древесные произведения не имеют ничего общего с искусством художественной стрижки садов, ведь подстрижка формирует только лишь листву. А скульптуры из деревьев – это, прежде всего, изменение формы ствола.
Сейчас один из самых известных арборскульпторов – Ричард Римс (Richard Reams). В общих чертах, то чем он занимается это то же самое, что делали его предшественники. Разве что его конструкции выглядят намного разнообразнее.
| ||
Поэтому арборскульптурные композиции, скорее, напоминают шпалерник – посадки, которые в результате таких же операций – сращивания, пригибания, обрезки, превращаются в сплошную живую древесную решётку, покрытую листвой.
Самое интересное, что композиции из деревьев не требуют никакого хитроумного инвентаря, никаких особых технологий. И почему арборскульптурное направление в искусстве и дизайне не появилось ещё в глубокой древности – этот вопрос так и остаётся загадкой...
Статья получена: Membrana.ru