Севилья (Sevilla) — столица автономной области Андалусия и четвертый по величине город Испании. Население — 670 тысяч человек. Как утверждает пословица, «кто не видел Севилью, не видел чудес». И в самом деле, в Севилье сосредоточены важнейшие памятники мавританского искусства. Севилья была основана в VIII веке до н.э.
на реке Гвадалквивир, ее поочередно завоевывали финикийцы, греки, карфагеняне, римляне, вестготы. При мусульманском правлении Севилья соперничала с Кордовой. Но подлинный расцвет города начался после открытия Нового Света, когда торговая дорога пролегла через порт Севильи. Как символ славного прошлого около порта стоит Золотая башня (Torre del Оrо). Процветание привело к появлению местной аристократии, которая захватила большую часть земель Андалусии и создала одну из наиболее консервативных общественных систем Европы — «латифундизм», вызвавший серьезные осложнения в общественной жизни, последствия которых не преодолены до сих пор. Когда в XVIII веке первенство в торговле с Америкой перешло к Кадису, для Севильи наступила эпоха забвения, закончившаяся только с проведением в 1929 годя Всемирной ярмарки. С 1980-х гг. город снова начал активно развиваться, теперь уже как мировой культурный и туристический центр. Современная Севилья разделена на два больших района — западный Эль-Ареналь, примыкающий к Гвадалквивиру, и восточный Санта-Крус, названный так по кварталу Санта-Крус, некогда бывшему еврейским гетто.
Эль-Ареналь (El Arenal)
В районе Эль-Ареналь раньше были верфи и магазины с военным снаряжением, порт и фабрика боеприпасов (отсюда и название — «Арсенал»). Над крышами Эль-Ареналя высится башня Торре-дель-Оро XIII века. Гордость района — ослепительно белое здание арены для боя быков, Пласа-де-Торос-де-ла-Маэстранса (Plaza de Toro de la Maestranza), где вот уже более 200 лет горожане смотрят корриду. Летом, в сезон боя быков, в окрестных барах всегда людно. Гвадалквивир в старину играл важную роль в жизни города, это была единственная в Испании судоходная река. К XVII веку русло забилось илом и обмелело, а Эль-Ареналь пришел в запустение и стал печально известен как пристанище отбросов общества. В начале XX века реку превратили в канал. Слава Гвадалквивира была восстановлена к выставке Экспо-92: река вновь стала судоходной, а на восточном берегу разбили бульвар с видом на Триану и Ла-Исла-де-ла-Картуха.
Центр современного Эль-Ареналя — величественная Пласа-де-Торос-де-ла-Маэстранса. Арена, построенная в 1761— 1881 гг., вмещает до 14000 зрителей, выполнена в стиле барокко. Арена имеет не совсем правильную форму, что свидетельствует о том, что ранее на этом месте располагались постройки древнего города. На площади возвышается статуя королевы Севильи — Кармен. Экскурсии по огромному зданию арены начинаются у главного входа (на Пасео-де-Кристобаль-Колон, Paseo de Cristobal Colon). Наверху арену окружает арочная галерея. В ее западной части находятся Пуэрта-дель-Принсипе (Puerta del Principe) — Ворота принца, через которые восхищенные зрители выносили на руках матадоров. В экспозиции Музея портретов, афиш и костюмов, расположенного за медпунктом (энфермерия), есть алый плащ, расписанный Пабло Пикассо. Сезон корриды начинается во время апрельской ярмарки и с перерывами продолжается до октября.
Рядом с ареной находится круглое здание Театро-де-ла-Маэстранса (Theatro de la Maestranza), по стилю совпадающее с ареной. Построенный по проекту Луиса Марина де Терана и Аурелио де Посо театр для драматических и оперных постановок открылся в 1991 году. На месте современного театра ранее находился завод боеприпасов, от которого остались фрагменты литья на фасаде театра, обращенного к реке. Сейчас в театре играет и репетирует Симфонический оркестр Севильи, часто здесь выступают оперные и балетные труппы.
Возвышающаяся возле старого порта у моста Сан-Тельмо (San Telmo) Золотая башня (La Torre del Oro) — замечательный образец искусства мавров, созданный в 1220 году, во время правления арабской династии Альмохадов, для укрепления стен Алькасара. Каждый вечер мавры протягивали огромную цепь от башни к башне, от одного до другого берега Гвадалквивира. Она преграждала водный путь в крепость. Лишь в 1248 году закованный в сталь корабль преодолел это препятствие, прорвавшись в порт. Это событие послужило началом заката мусульманского могущества в Испании. Существуют две версии, почему башня названа именно золотой: либо из-за покрытых золотом элементов декора, либо же из-за того, что в свое время она являлась таможенным складом и в ней временно хранилось золото, которое испанские каравеллы доставляли из Нового Света. Позже башня служила тюрьмой, пороховым складом, зданием администрацией. Сейчас здесь располагается Морской музей, в экспозиции которого много карт и старинных приборов. Торре-дель-Оро и ее окрестности — любимое место прогулок туристов, которые хотят познакомиться с районом Эль-Ареналь.
Наиболее значительный памятник барочной архитектуры Эль-Ареналя — церковь Магдалины (Iglesia de la Magdalena), завершенная в 1709 году (архитектор — Леонардо де Фигероа). В юго-западной части здания сохранилась оставшаяся от более старого сооружения Капилья-де-ла-Кинта-Ангустиа (Capilla de la Quinta Angustia), капелла с тремя куполами в стиле мудехар, в 1618 году в ней крестили будущего великого мастера севильской школы Бартоломе Мурильо. Купель до сих пор хранится в баптистерии. Западный фасад церкви выделятся ярко раскрашенной колокольней. Стенная роспись северного трансепта изображает средневековое аутодафе. Церковь Магдалины притягивает многочисленных туристов еще и тем, что в ней, в часовне Капилья-Сакра-менталь (Capilla Sacramental), справа от южного входа, находится работа Сурбарана «Св. Доминик в Сории», а над алтарем — фрески Лукаса Вальдеса.
На улице Калье Темпрадо (Calle Temprado) расположен Оспиталь-де-ла-Каридад (Hospital de la Caridad), Госпиталь милосердия. Своим появлением старинный благотворительный госпиталь обязан севильскому аристократу дону Мигелю де Маньяре, который, как утверждают легенды, послужил прообразом небезызвестного Дон-Жуана. Дон Мигель завещал похоронить себя у порога часовни госпиталя, чтобы верующие попирали его прах в наказание за его грехи. Авторство белого с красным украшенного асулехоc фасада часовни, замечательного образца севильского барокко, приписывают Мурильо. Дон Маньяре был не только филантропом, но и покровителем художников. Именно он пригласил Мурильо и Вальдеса Леаля оформить интерьер часовни, рекомендовав им использовать три сюжета: голод, жажду и смерть. Часовня славится своим главным алтарем и великолепными картинами, принадлежащими двум крупнейшим художникам золотого века. Патио госпиталя состоит из двух квадратных дворов, украшенных голландскими изразцами XVIII века и фонтанами с итальянскими статуями, изображающими Сострадание и Милосердие. Проход в северной части патио ведет к дворику, на котором сохранилась арка XIII века, оставшаяся от старой городской верфи. Здесь стоит бюст де Маньяре.
На Пласа-де-Мусео (Plaza de Museo), в отреставрированном здании монастыря Конвенто-де-ла-Мерсед-Кальсада (Convento de la Merced Calzada), находится один из лучших музеев Испании — Музей изящных искусств. Здание монастыря было построено в 1612 году Хуаном де Овьедо. Три патио, украшенные изразцами асулехос, засажены деревьями и цветами. Самый большой двор, Патио Майор (Patio Mayor), был перестроен архитектором Леонардо де Фигероа в 1724 году. Церковь монастыря известна барочной росписью купола работы художника Доминго Мартинеса. В собрании музея представлены произведения испанской живописи и скульптуры самых разных эпох. Наиболее полной является коллекция художников севильской школы. Один из главных экспонатов музея — картина «Ла Сервильета» («Мадонна с младенцем», 1665-1668) Мурильо, украшающая монастырскую церковь. По рассказам, художник будто бы писал на салфетке (servilleta). В галерее висит значительная работа Вальдеса Леаля «Непорочное зачатие» (1672). В музее также представлены прекрасные работы Сурбарана, среди них — «Чудо св. Уго» (1655), написанная для монастыря Ла-Картуха.
Санта-Крус (Santa Cruz)
Санта-Крус — район, который туристы считают «настоящей» Севильей. Здесь сосредоточены наиболее значительные памятники Севильи, в том числе готический собор с башней Ла-Хиральда и великолепный Реалес Алькасарес. Приятно прогуляться летом в жаркую погоду по лабиринту улочек Санта-Крус с расположенными на них белыми домами. На северо-востоке Санта-Крус жил Бартоломе Эстебан Мурильо — один из крупнейших художников Золотого века. Площадь Санта-Крус (Santa Cruz), на которой находится красивый крест, дала название району. Район к востоку от Реалес Алькасарес и кафедрального собора ранее был еврейским кварталом, сейчас здесь соседствуют фешенебельные отели и старинные переулки и дворики, утопающие в зелени. Площадь Лос-Венераблес (los Venerables) находится в окружении террас, кафе и таверн, на самой площади стоит больница Оспиталь-де-лос-Венераблес, украшенная художником Хуаном де Вальдесом Леалем. Площадь Доньи Эльвиры (Dona Elvira), украшенная изразцами асулехос и обсаженная апельсиновыми деревьями, — самое романтическое место в районе Санта-Крус. Улица Калье-де-Сьерпес, Улица змей (Calle de las Sierpes) — шумный торговый центр Севильи, на площадях вокруг нее разворачивалось действие новелл Сервантеса. На улице Сьерпес можно обнаружить множество магазинов сувениров и одежды. Здания мэрии и Каса-де-Пилатос — свидетельства обогащения Севильи в период освоения Нового Света.
Наиболее значительный памятник храмовой архитектуры Санта-Крус — кафедральный собор и Ла-Хиральда. Собор стоит на месте мечети, построенной Альмохадами в конце XII века. От старой мечети сохранилась Ла-Хиральда (La Giralda) — бывший минарет мечети, построенный в XII веке, а затем превращенный в колокольню. Силуэт Ла-Хиральды отличается удивительным изяществом, ее высота достигает 98 м. Чтобы облегчить подъем, были сделаны 35 горизонтальных площадок. Пандус относительно пологий и широкий. Колокольню венчает бронзовая фигура Христианская вера XVI века, служащая флюгером (giraldillo). К мечети примыкает апельсиновый двор — в фонтане под деревьями верующие омывали руки и ноги перед молитвой. Пройти на апельсиновый двор можно через построенные позже Врата отпущения грехов (Puerta del Perdon). Строительство готического собора началось в 1401 году и продолжалось более века. Он стал третьим по величине в Европе собором после собора св. Петра в Риме и собора св. Павла в Лондоне, свод достигает высоты 56 м. В королевской капелле в стиле ренессанс с богато украшенным куполом находятся усыпальницы Альфонса X и его матери. В ризнице хранится «Tenebrario» — подсвечник в стиле платереско с 15 подставками, предназначенный специально для Страстной недели. В Сакристия Майор (Sacristia Mayor) хранятся многие произведения искусства, в том числе и картины Мурильо. Алтарь, отделанный красивыми решетками в стиле платереско, потрясает своей роскошью — в 44 ячейках пятиярусной конструкции алтаря вырезаны 1000 деревянных фигур. Огромный запрестольный образ Ретабло Майор (Retablo Mayor) работы фламандского мастера, расположенный в Капилья Майор (Capilla Mayor), покрыт золотом, на нем изображена покровительница собора Санта Мария де ла Седе. В правой части собора находится надгробие Христофора Колумба, которое поддерживают фигуры четырех королей, представляющих Кастилию, Арагон, Наварру и Леон. Каждый год 8 декабря, накануне праздника Святых Таинств, в соборе, продолжая вековые традиции, поют и танцуют менуэт дети в костюмах пажей.
Старейший памятник гражданской архитектуры Севильи — здание мэрии (Ayuntamiento), расположенное между площадью Пласа-де-Сан-Франсиско (Plaza de San Francisco), где проходили аутодафе, и площадью Пласа Нуэва (Plaza Nueva). Здание было построено в 1527 — 1534 гг. Фасад, выходящий на Пласа-де-Сан-Франсиско (архитектор — Диего де Рианьо), выполнен в стиле платереско, он украшен фигурами как исторических личностей, например, Юлия Цезаря, так и мифологических персонажей (Геракл). Западный фасад, датируемый 1891 годом, выполнен в неоклассическом стиле. В вестибюле и в нижнем зале заседаний Совета (Каса Кансисториаль, Casa Cancistorial) можно увидеть красивые лепные потолки. Нижний зал украшает картина Веласкеса «Возложение ризы на св. Ильдеффонсо». Верхний зал мэрии украшен кессонированным потолком, его стены — полотнами Сурбарана и Вальдеса Леаля.
Каса-де-Пилатос (Casa de Pilatos), архитектурный памятник ренессанса и один из самых красивых дворцов Севильи, был заложен в 1520 году Фабрике де Рибера, первым маркизом Тарифы. Здание строилось почти сто лет, поэтому в его облике смешались разные стили — пламенеющая готика, ренессанс и мавританский стиль. Маркиз Тарифы совершил в 1521 году паломничество в Святую землю, на что указывает надпись на фасаде, после чего было решено придать дворцу сходство с иерусалимской виллой римского прокуратора Иудеи. Отсюда и название — дом Пилата. Ныне Дом Пилата — резиденция герцогов Мединасели. Посетители входят в него через мраморный портал в форме триумфальной арки, работы генуэзских мастеров (1529). Пройдя через украшенный арками Апеадеро (Apeadero) (Каретный двор), попадаешь в Патио Принсипаль (Главный двор, Patio Principal) в стиле мудехар с изразцами асулехос и лепниной. По углам двора стоят три римские статуи (Минерка, Муза и Церера) и греческая статуя Афины V века до н.э. В комнатах дворца выставлены античные древности (барельеф «Леда и лебедь», римские рельефы в память битвы у Акция в 31 году до н.э.). За Залом отдыха судей открывается капелла с нервюрными сводами. На ее алтаре стоит копия скульптуры IV века из Ватикана «Добрый пастырь». За Кабинетом Пилата с фонтаном расположен Хардин Гранде (Jardin Grande) — большой сад. Лестница с изразцовыми панно ведет из Главного двора наверх. Крышу здания венчает купол «медиа наранха» («половина апельсина») 1537 года.
В недавно отреставрированном здании госпиталя Оспиталь-де-лос-Венераблес (Hospital de los Venerables), построенном в 1675 — 1695 гг. в центре квартала Баррио-де-Санта-Крус (Barrio de Santa Cruz), располагается Культурный Центр Фонда культуры Севильи (FOCUS). Некогда это был приют для престарелых священников. В здании можно осмотреть больничную церковь с фресками Хуана де Вальдеса Леаля и его сына Лукаса Вальдеса, а также скульптуры св. Петра и св. Фердинанда работы Педро Рольдана, стоящие по бокам от главного входа. Потолок сакристии украшает фреска Хуана Вальдеса Леаля «Победа креста».
Бывший еврейский квартал Баррио-де-Санта-Крус — настоящее средоточие архитектурных и культурных памятников, которых настолько много, что даже простое их перечисление заняло бы немало места. В числе виднейших стоит упомянуть площадь Доньи Эльвиры (Plaza Dona Elvira), прославленную Доном-Жуаном, —символ романтических ночей старой Севильи. Церковь Санта-Мария-ла-Бланка (Santa Maria la Blanca) стоит на одноименной улице, когда-то разделявшей квартал на две части. Храм в мавританском стиле был построен в 1391 году на месте древней синагоги. Сейчас можно увидеть здание, отреставрированное в XVII веке. До сих пор занят духовенством архиепископский дворец XVIII века. Между улицами Санто-Томас (Santo Tomas) и Мигель-Маньяра (Miguel Manara) расположен Музей современного искусства. На площади Пласа-дель-Триумфо (Plaza del Triunfo) стоит колонна в стиле барокко, установленная в честь спасения города при землетрясении города в 1755 году. Любимое место прогулок в Санта-Крус — улица Калье Матеос Гаго (Calle Mateos Gago), с ее апельсиновыми деревьями и множеством самых разнообразных кафе, лавок и баров. В баре «Хиральда», славящемся выбором тапас, сохранились старые мавританские своды. В здании Архивов Индии (Archivo de Indias), построенном в XVI веке, ранее располагалась товарная биржа, сейчас же в нем хранятся документы, связанные с испанской колонизацией Америки.
Настоящая жемчужина квартала Санта-Крус — дворец Реалес Алькасарес (Reales Alcazares). Королевский дворец был возведен при Альмохадах. В 1364 году Педро I (Педро Жестокий) приказал построить королевскую резиденцию на территории дворца. Дворец Педро Жестокого впоследствии дважды реставрировался, он имеет очаровательный дворик, обрамленный двумя рядами мраморных колонн. С галереи благороднейшие дамы, принцессы королевской крови, наблюдали за церемониями, происходящими во дворе. В архитектуре четко прослеживается стиль мудехар с его роскошным декором, ведь дворец создавался мастерами Гранады и Толеды. В замке Педро останавливались многие испанские монархи. По приказу Карла I были построены покои, богато украшенные гобеленами и яркими изразцами-асулехос. Стоит посетить и Салон послов (Salon de Embajadores), великолепный свод которого покрыт сложной деревянной резьбой, столь же богато декорированы его симметрично расположенные подковообразные арки. На территории дворца находится несколько интересных дворов-патио — Двор девушек (Patio de las Donzellas) с лепниной, принадлежащей лучшим мастерам Гранады. На Охотничьем дворе (Patio de la Monteria) свита королей собиралась перед охотой. Однако главная достопримечательность Реалес Алькасарес — сады с террасами, фонтанами, бассейнами и павильонами — настоящий оазис в жаркой и шумной Севилье. Верхний этаж дворца Реалес Алькасарес используется королевской семьей по сей день.
Окраины
Ближе к окраинам Севильи находится несколько значительных памятников, а также исторических районов города со своими традициями и культурой. Северная часть города — Ла-Макарена (La Macarena) — богата мудехарскими и барочными церквями. Здесь также немало традиционных закусочных тапас. Церковь Басилика-де-ла-Макарена (Basilica de la Macarena) была построена в 1949 году в стиле необарокко архитектором Гомесом Мильяном специально для размещения статуи Вирхен де ла Эсперанса Макарена (Virgen de la Esperanza Macarena, Пресвятой Девы Надежд Щеголихи), стоящей в настоящее время над главным алтарем. Авторство скульптуры приписывают Луисе Рольдан — самой талантливой художнице севильской школы XVII века. Здание соседствует с церковью Иглесия-де-Сан-Хиль (Iglesia de San Jil) XIII века, где статуя находилась до пожара 1936 года. Среди экспонатов сокровищницы церкви Басилика-де-ла-Макарена — великолепные мантии и украшения Девы, надеваемые во время праздничных процессий.
Также в северной части Севильи расположен действующий женский монастырь Конвенто-де-Санта-Паула (Convento de Santa Paula), основанный в 1475 году. В монастыре действует музей с выставками предметов культа и картинами. Статуи Иоанна Евангелиста и Иоанна Крестителя, расположенные в монастырской церкви с резным деревянным потолком нефа, выполнены севильским скульптором Хуаном Мартинесом Монтаньесом.
Церковь Иглесия-де-Сан-Педро (Iglesia de San Pedro) известна тем, что в 1599 году в ней был крещен будущий великий художник Диего Веласкес. В облике здания сочетаются разные стили, так, башня дольчатой кирпичный кладки — типичное строение в стиле мудехар — заканчивается барочной колокольней. Главный портал на Пласа-де-Сан-Педро (1613) также выполнен в стиле барокко. Свод одной из часовен украшен сложными геометрическими узорами, выложенными из кирпича.
На улице Авенида-де-Рома (Avenida de Roma) стоит дворец Паласьо-Сан-Тельмо (Palacio San Telmo), названный в честь святого — покровителя мореплавателей. Здание было построено в 1682 году. Великолепный портал, украшенный статуей св. Тельмо, перегружен архитектурными деталями, что характерно для андалусского барокко. Во дворце размещался университет, где учились лоцманы, штурманы и старшие офицеры. В 1849 году дворец Сан Тельмо стал резиденцией герцогов Монпансье. До 1893 года. территория современного Парка Марии Луисы (Parque de Maria Luisa) относилась к обширным дворцовым территории. В наши дни во дворце размещена резиденция Совета Андалусии. Земли современного Парка Марии Луисы были переданы городу в 1893 году принцессой Луисой. Ландшафтным архитектором парка стал Жан Форестье, директор Булонского леса в Париже. Проект Форестье носил довольно экстравагантный характер, о чем свидетельствуют площадь Пласа-де-Эспанья (Plaza de Espana), украшенная изразцовыми панно с местными пейзажами и Пласа-де-Америка (Plaza de America). На Пласа-де-Америка размещен Музей народного искусства и обычаев (Museo de Artes y Costumbres Populares). В Пабельон-де-лос-Бельяс-Артес (Pabellon de Bellas Artes) находится Археологический музей.
Бывшая Королевская табачная фабрика (Fabrico de Tabacos) в настоящее время является частью университета Севильи, в XIX веке здесь производилось 75% европейских сигар. Комплекс фабричных зданий (1728-1771) — самое большое сооружение в Испании после ансамбля Эскориал. Работницы фабрики (или одна из них) когда-то вдохновили посетившего фабрику Проспера Мериме на создание образа Кармен. Триана (Triana) — густонаселенный район, расположенный к западу от Эль-Ареналь. Он настолько самобытен, что местные жители называют себя трианцами, а когда выходят за его пределы, говорят: «Я иду в Севилью». Попасть в Триан можно по мосту Пуэнте-де-Исабель II (Puente de Isabel II). Раньше здесь жили цыгане, моряки, тореадоры и исполнители фламенко. В баптистерии основанной в XIII веке церкви Иглесия-де-Санта-Мария (Iglesia de Santa Maria) находится Цыганская купель, которая, по поверьям, передает детям искусство фламенко. В Триане, на улице Калье-Сан-Хорхе (Calle San Jorge), расположен самый известный в городе магазин керамики «Серамика Санта-Ана» (Ceramica Santa Ana).
Район Исла-де-ла-Картуха (Isla de la Cartuja) — место проведения всемирной выставки Экспо-92. С тех пор он развивается как тематический парк, главная достопримечательность которого — картезианский монастырь XV века Монастерьо-де-Санта-Мария-де-лас-Куэвас (Monasterio de Santa Maria de las Cuevas), в котором некогда жил и работал Колумб, похороненный в склепе при монастырской церкви Капилья-де-Санта-Ана (Capilla de Santa Ana), где его тело оставалось до 1542 года. В Музее современного искусства выставлены работы многих испанских художников. Частью тематического парка Исла Магика (Isla Magica), открывшегося в 1997 году, стало озеро Лаго-де-Эспанья (Lago de Espana). Исла Магика представляет собой комплекс выставочных павильонов, музеев и зон отдыха, посвященных путешественникам, отправлявшимся в XVI веке из Севильи в Новый Свет.
Праздники и развлечения
Самый значительный городской праздник, на который съезжаются тысячи и тысячи туристов, — апрельская ярмарка. Центром городской жизни на неделю становится ярмарочная площадь, найти отель в это время не просто. Клубы, профсоюзы, представители районов собираются в увеселительных павильонах (кясетас), чтобы всю ночь пить и танцевать под зажигательные ритмы севильянас. Каждый день по площади проходит костюмированный парад, в котором принимают участие открытые экипажи с дамами в мантильях и всадники в традиционной одежде. Во второй половине дня на арене Маэстранса устраивают бои быков.
Самый важный религиозный праздник, отмечаемый в Севилье, — Страстная неделя. В это время по городу перевозят платформы со статуями Христа, Девы Марии и святых, процессии поют саэты — отрывки гимнов во славу Христа и Богородицы. Кульминация праздника наступает утром Великой пятницы, когда выносят статуи Пресвятой Девы из Макарены и Вирхен-де-ла-Эсперанса из Трианы. Другой важнейший религиозный праздник Севильи — Праздник Тела Христова, проходящий в мае-июне.
В Севильи множество самых различных прогулочных мест, парков, которые, как правило, соседствуют со многими значительными историческими и архитектурными памятниками. Многообразие баров, тапас-баров, ресторанов и кафе не поддается описанию. В числе самых известных можно лишь отметить бар, концертный зал и дансинг Ла-Карбонерия (La Carboneria), кафе Абадес (Abades) с изысканной обстановкой конца прошлого века, оригинальное кафе Антигуедадес (Antuguedades). Самые популярные городские районы развлечений — берега Гвадалквивира, квартал Лос-Ремедьос (Los Remedios), университетский квартал Реина-Мерседес (Reina Mercedes). В квартал Триана стоит пойти хотя бы для того, чтобы посмотреть на мастеров фламенко, например, в кафе Севилья-и-Оле (Sevilla y Ole).