«...С первыми лучами солнца, едва пробивающимися сквозь густую пелену тумана, на склоне горы появляются неспешно движущиеся силуэты людей. Приглядевшись, можно рассмотреть их необычное облачение. У одних на головах высятся пышные «короны» из птичьих перьев, лица других скрыты под плотными вязаными масками, третьи, в накидках из темных шкур, напоминают медведей; замыкают шествие многочисленные музыканты. Выстроившись на скалистом гребне, все останавливаются, как будто в ожидании, и начинают пританцовывать на месте, в такт усиливающимся звукам мелодии.
Постепенно их движения становятся увереннее и резче; танец набирает темп. Внезапно вершины ярко озаряются лучами солнца. Словно повинуясь этому тайному знаку, люди чередой спускаются в долину».
Так описывает древний индейский праздник Койлорритхи, символизирующий вечную победу света над мраком, американский ученый-этнограф Роберт Рэндэлл.
Койлорритхи... Коренные жители, населяющие район горной гряды Аусангате в южном Перу, испытывают благоговение перед этим словом, вкладывая в него глубокий смысл. На кечуа, языке некогда могущественных инков, «койлор» значит звезда, а «ритхи» — снег. «Звезды на снегу».
Ежегодно тысячи паломников стекаются в долину Синакара, чтобы принять участие в древнем ритуале «очищения тела и духа». Затерянная высоко в горах, эта местность в конце мая — начале июня оглашается мелодичными звуками флейт и громом барабанов. В сопровождении музыкантов в красочных нарядах прибывают участники празднества. Несмотря на пронизывающий ледяной ветер с гор, они весело танцуют, образуя замысловатые фигуры.
В пестрой толпе присутствующих выделяются две большие группы людей в костюмах-символах: «чун-гус» — в убранстве из перьев крупных птиц и «колас» — в белых закрытых масках со светлыми шкурами на спинах. Первые олицетворяют жителей джунглей, а вторые — пастухов лам. Однако главные действующие лица празднества поначалу незаметны. Они исподволь наблюдают за порядком среди танцующих. Кажется, что в маленьких зеркальцах в форме звезд, непостижимым образом прикрепленных на их головах, отражаются все собравшиеся на праздник. Мрачные одежды этих персонажей, выполненные из грубой материи, и свисающие с головы до пят широкие лоскуты темной шерсти делают их очень похожими на медведей. Это — «укукус», «полулюди-полумедведи». Согласно древней индейской легенде они являют собой пример честности и трудолюбия. Наделенные необыкновенной силой, «укукус» бесстрашны и решительны. На празднестве они — в центре внимания. Роль «укукус» доверяют исполнять лишь тем, кто заслужил всеобщее уважение.
С наступлением темноты «люди-медведи» поднимаются в зону вечных снегов. Подъем этот труден и небезопасен. Однако их укрепляет вера в то, что духи, по преданию обитающие в горах, спасут людей от неурожаев и стихийных бедствий. Добравшись до вершины, «укукус» зажигают свечи и возносят молитвы, ожидая восход солнца. Затем, выстроившись длинной вереницей вслед за особо почитаемыми соплеменниками, которые несут на своих плечах массивный деревянный крест, «укукус» спускаются к подножию ледника. Там они откалывают огромные глыбы льда, взваливают их себе на плечи и с этой нелегкой ношей возвращаются в долину.
Рассказывают, что в прошлом обряд «восхождения» отличался особой жестокостью. Всю ночь до рассвета на вершине горы продолжались кровавые схватки между сильнейшими «укукус», нередко кончавшиеся гибелью нескольких участников. Считалось, что духи гор таким образом сами избирали себе жертвы, а пролитая кровь придавала живительную силу почве, которая впоследствии приносила богатые урожаи. Этот бесчеловечный обряд просуществовал долгое время, но потом «смягчился», сохранив в остальном свою первозданность и по сей день.
Изо льда, принесенного «укукус», готовится горячий ячменный напиток. Редко кто отказывается от угощения, так как, по преданию индейцев, лед, освященный духами гор, придает силы и избавляет от болезней. Праздник разгорается с новой силой, вовлекая всех находящихся в долине. Танцы длятся без перерыва весь день и всю следующую ночь. Причем столь безудержное веселье отнюдь не объясняется какими-то горячительными свойствами «напитка гор». Отличительной особенностью Койлорритхи является категорический запрет на употребление спиртного, чего нельзя сказать о многих других празднествах, проводимых в Андах.
Любопытна эволюция отношения христианской церкви к языческим праздникам и обрядам коренного населения. В прошлом она была непримиримым противником языческих праздников.
В настоящее же время церковь выступает одним из главных организаторов Койлорритхи и других индейских праздников. Более того, в сознании местных жителей языческие представления настолько слились с элементами католицизма, что им уже трудно отличить одно от другого. Так, на традиционном месте проведения фестиваля, вокруг священного камня, которому издревле поклонялись индейцы, в 70-х годах нашего столетия был воздвигнут католический храм, являющийся ныне местом паломничества и представляющий собой «идеологический» центр праздника. Именно возле него устраиваются прибывающие из других областей участники фестиваля, причем считается особо почетным расположиться поблизости от святых стен. Из этого же храма во главе пышной процессии, возвещающей о начале праздника, торжественно выносится икона с изображением Христа.
В последнее время фестиваль все больше превращается в коммерческое шоу. Многие стремятся погреть руки на огне его самобытных традиций. Предприимчивые дельцы активно используют наивные представления местных жителей о том, что, приобретая на празднике миниатюрные модели телевизоров, холодильников, автомашин, можно в действительности разбогатеть.
Кроме того, так называемое «Братство Койлорритхи», основанное в I960 году с целью поддерживания традиций фестиваля, взимает немалую плату за право присутствовать на нем. Простым людям это уже не по карману.
Туристские агентства намерены финансировать строительство дороги к долине Синакара. Не исказит ли вторжение цивилизации саму идею старинного обряда и дело духовного очищения?