Это поняла Галина, когда однажды вечером была приглашена в театр.
Студентка пятого курса литфака зашла поздравить с Днем рождения двоюродную бабушку. К своему изумлению она застала у своей родственницы странную компанию: пожилую даму неопределенного возраста и молодого человека лет двадцати пяти. Причем последний произвел на нее неизгладимое впечатление своими безупречными манерами – при знакомстве поцеловал руку, помог снять куртку, пододвинул стул, когда Галина садилась за стол, и все в том же духе. Оказалось, что ее не очень-то общительная бабушка в этот вечер принимала у себя внучатую племянницу своего покойного мужа, приехавшую из какой-то Тмутаракани, и ее внука.
Загадочного молодого человека звали Антон (в честь Чехова, разумеется). Одет он был подчеркнуто элегантно, держался уверенно и говорил несколько вычурно. В своих джинсиках и свитерке Галина почувствовала себя почти голой. Однако это быстро прошло после пары умелых комплиментов. С Антоном, несмотря на все его заморочки, было удивительно легко общаться. И когда в финале вечера он пригласил Галину на премьеру в театр, она слишком поспешно для «приличной девушки» согласилась.
А дома она первым делом стала искать книги по этикету. Ей совсем не хотелось ударить в грязь лицом. То, что в театр принято надевать нарядное платье или костюм, Галине, конечно, было известно. Она с большим трудом нашла в уголочке своего платяного шкафа подходящее случаю платье. Его сшила мама на свой выпускной школьный бал. Однако маленькое платье без рукавов и бретелей не выходит из моды. А стиль винтаж (это когда носят старые 20-30-летней давности вещи) – самый писк сезона. Да и выглядело оно вполне презентабельно, несмотря на свой «возраст». Связанный крючком изящный палантин – ручная работа самой Галины - дополнил наряд. О прическе она решила подумать потом. А пока стала усиленно изучать манеры поведения в театре для пары – мужчины и женщины. И почти каждую фразу ей хотелось прокомментировать:
Приходить в театр принято заранее, минут за 20 до начала спектакля, чтобы успеть не торопясь раздеться и сдать верхнюю одежду в гардероб. Мужчина, сопровождающий женщину, сначала должен помочь ей снять пальто, а затем раздеться сам (ну это известно всем!).
Сдав верхнюю одежду в гардероб, номерки мужчина обычно оставляет у себя и кладет их в карман. Женщина свой номерок может положить в дамскую сумочку. Носить номерок в руках или на пальце – признак дурного тона (кому это придет в голову носить номерок на пальце?).
В гардеробе можно внимательно осмотреть себя в зеркале, проверяя, все ли в порядке. Но разглядывать себя во всех зеркалах театра или заниматься своим туалетом в зрительном зале не принято (что ж, учтем).
Разобравшись с гардеробом, Галина перешла к следующему разделу:
В зрительный зал мужчина входит первым. Показав билеты капельдинеру, он пропускает женщину вперед, которая первой идет к своему месту. Если служащий театра в зрительном зале не провожает зрителей к их местам, то мужчина идет чуть впереди, показывая дорогу своей даме (как мило!).
В театрах Европы принято, чтобы женщина сидела справа от мужчины. Однако, если, соблюдая это правило, дама оказывается у прохода, где ее могут задеть или толкнуть, или с ее места хуже видна сцена, то мужчина должен предложить ей свое более удобное место. А она вправе выбирать – принять любезное предложение или, поблагодарив, вежливо отказаться. И в том, и в другом случае она не нарушает правил этикета (будем знать!).
Заметив, что по пути к своему месту придется кого-то побеспокоить, мужчина обычно проходит первым, как бы прокладывая путь даме с помощью учтивых фраз, например: «Простите за беспокойство!» Причем в американских театрах принято проходить вдоль ряда лицом к сцене, а в европейских – лицом к сидящим (а в российских можно выбирать?).
Мужчина должен помочь женщине сесть, опустив сиденье ее кресла, а затем сесть сам. Усаживаясь на место, женщина может лишь слегка придержать свое платье, помня, что приподнимать или как-то заворачивать его недопустимо. В свою очередь мужчина, входя в зал в застегнутом пиджаке, лишь сев в кресло, может расстегнуть его (это принято не только в театре).
Правила для опоздавших Галина решила не читать, уверенная, что Антон пунктуален. А вот узнать несколько общепринятых театральных табу не мешает.
Нельзя:
- укладываться в кресле как в шезлонге (и кто бы сомневался!);
- занимать оба подлокотника кресла, поскольку сосед также (статья опубликована на ) имеет право облокотиться (но соседа-то два - и каждый имеет право?! - подлокотников не хватит!);
- опираться на спинку переднего кресла, хвататься за нее при смене положения, а также упираться в нее ногами и руками (интересно, кто будет сидеть позади меня, знает об этом?);
- закидывать ногу на ногу, поскольку при этом можно нечаянно задеть ногой соседа (справедливое замечание);
- сидеть, широко раздвинув ноги (и кто-то так делает?);
- шуршать во время спектакля бумажками, разворачивая конфеты (интересно, а пожелать при этом: «Приятного аппетита!» - это учтиво?);
- проявлять любопытство, разглядывая публику в бинокль (жаль, что нельзя);
- использовать программку в качестве веера, как бы ни было жарко в зрительном зале (хорошо, что сейчас не лето);
- пользоваться сотовыми телефонами и пейджерами – их принято отключать (законный запрет);
- класть на барьер балкона сумочки и бинокли: одно неосторожное движение - и все это может упасть на головы сидящих в партере (не хотелось бы получить биноклем по голове – и что я не спросила, где наши места?).
Галина подумала, что будет полезным точно узнать, когда принято аплодировать:
- после поднятия занавеса в знак одобрения декораций (всегда думала, что это вызов актеров - пора на сцену!);
- при первом выходе известного актера в знак признания его дарования (без комментариев);
- после некоторых наиболее интересных или остроумных реплик по ходу действия (и здесь все ясно);
- после больших монологов, окончания каждого акта и всей пьесы в целом (это знает даже школьник);
- если спектакль оставил равнодушным, вежливый человек просто поблагодарит аплодисментами артистов за работу (и это правильно – они же старались);
- если спектакль понравился, это можно выразить более долгими аплодисментами и выкриками: «Браво!» (обязательно сделаю так!).
Уйти из театра тоже надо красиво:
Воспитанный человек не покидает своего места, пока не закроется занавес, а потом спокойно отправляется в гардероб. Он не станет толкаться в очереди за одеждой, а ненадолго задержится в фойе для обсуждения увиденного.
И вот еще: «После спектакля мужчина обязан проводить свою спутницу домой. Если есть желание и возможность, можно обсудить спектакль в каком-нибудь уютном ресторанчике». Что было бы неплохо!
Галина подготовилась к походу в театр, как к самому трудному экзамену. И к назначенному часу была во всеоружии: платье, палантин, маленькая атласная сумочка, прическа и макияж а-ля семидесятые прошлого века. А главное – четко уложены по полочкам в голове премудрости театрального этикета.
Когда зазвонил дверной звонок, она не сомневалась в том, что это Антон. Он сказал, что заедет на машине. Галина пыталась угадать, как он будет одет. Ей хотелось выглядеть с ним в унисон. В книге по этикету она прочла: «Если вы отправляетесь в театр вдвоем, то лучше согласовать стиль одежды, чтобы гармонично дополнять друг друга». И теперь очень сожалела, что они об этом не договорились. Еще раз окинув критичным взглядом отражение в зеркале, она осталась довольна своим видом.
Первые несколько мгновений после того как Галина открыла дверь, ни она, ни Антон не смогли произнести ни слова. Она готова была увидеть его в классическом костюме. Смокинг или даже фрак на Антоне Галина восприняла бы как должное. Жилет, расшитый бисером, шелковый шейный платок, белую сорочку с рюшами она пережила бы вполне спокойно. Однако Антон был одет в изрядно потертые джинсы и стильную спортивную куртку.
Видно он тоже не ожидал увидеть Галину при полном параде, потому-то дар речи к нему вернулся немного позже, чем к ней, когда пришлось отвечать на ее законный вопрос:
- Разве мы не в театр собирались?
- Совершенно верно. Только это студенческий театр. Я учусь в театральном. И у нас сегодня премьера спектакля о молодежной тусовке. Там по ходу действия зрители становятся участниками спектакля. Извини, я тебя не предупредил. Но я и не предполагал, что ты можешь так сногсшибательно одеться! Я думал, что увижу тебя в тех милых джинсиках, в которых ты была три дня назад, когда мы познакомились.
- А что же тогда?
- О, я репетировал свою новую роль. Можно сказать, вживался в образ. И видно успешно…
- И как поступим сейчас?
- Надо изменить планы, чтобы тебе не пришлось переодеваться. Мы пойдем в настоящий театр драмы и комедии. С билетами проблем не будет – я сейчас созвонюсь. Я ведь там почти работаю, правда, в запасном составе.
- А ты?
- Мне хватит и десяти минут, чтобы выглядеть тебе под стать. Сможешь мне их дать?
- Хорошо.
- Тогда едем! Только предупреждаю сразу – я не знаю, как правильно вести себя в театре.
- Не волнуйся – я тебе подскажу.
И Галина не смогла удержаться от смеха.
Автор: Ирина Бганцева
Статья об отдыхе получена: www.myJane.ru