В тесте участвуют автомобили: Seat Ibiza
Небольшой, похожий на игрушку автомобиль ярко-желтой праздничной расцветки, как магнит, притягивает взгляд. Однако спойлер на задней кромке крыши, низкопрофильные 16-дюймовые колеса и буквы GTi на "корме" недвусмысленно намекают на спортивный характер этого малыша. Да, два литра рабочего объема и полторы сотни "лошадей" для машины размерами меньше "восьмерки" - это серьезно. За рубежом такие "хот хэтчи" - "горячие хэтчбеки" популярны у молодых, исповедующих активный стиль езды водителей, которым не по карману спортивное купе.
Пятиместный кузов достаточно практичен и в повседневной эксплуатации.
Багажник не очень просторен, но его объем можно увеличить, сложив полностью или по частям спинку заднего сиденья. Широкие двери обеспечивают хороший доступ в салон, в том числе и на задние сиденья. Втроем сзади, конечно, тесновато, а вот два пассажира средней комплекции размещаются вполне комфортабельно. В жаркую погоду можно чуть приоткрыть большие задние окна. Впрочем, на этот случай предусмотрен и кондиционер в стандартной комплектации.
Интерьер "Купры" строг и сдержан. Передняя панель - такая же, как на обычной "Ивисе" или "Кордове". Отличие - в приборах: шкалы тахометра с красной зоной от 6800 об/мин и спидометра, размеченного до 240 км/ч(!), не темной, а светлой окраски. Внизу центральной консоли "поселились" типично спортивные атрибуты - вольтметр и указатель давления масла. Ну и самое главное - появился бортовой компьютер, информирующий о температуре снаружи и внутри, средней скорости, расходе топлива и многих других параметрах.
Сиденья довольно жесткие с хорошей боковой поддержкой. Водительское же, даже при наличии трех регулировок (не считая регулировки рулевого колеса по высоте), не всегда позволяет устроиться в нем удобно. Развитый и весьма твердый дверной подлокотник более приспособлен для неспешного катания, чем для интенсивного спортивного руления. Но это уже дань удобству в обычной ежедневной эксплуатации - не все же время "Купре" носиться как угорелой!
Педали расположены на одном уровне, но ход сцепления очень велик, а "схватывает" оно в самом низу. Поэтому почти у всех, кто впервые садится за руль "Купры", при попытке тронуться с места глохнет двигатель. Рукоятка коробки передач огорчает длинными ходами и нечеткостью переключений. За пятой передачей приходится тянуться так далеко, что возникает мысль: "Да ну ее, может, ограничиться четырьмя?"
Под стать внешности автомобиля и "звуковое сопровождение". Нет, это не хаотичные выстрелы гоночного мотора. На холостых оборотах двигателя почти не слышно. Однако стоит чуть нажать педаль, как в его "голосе" появляется жесткая спортивная "отсечка". Приятно, знаете ли, самоутверждаясь, рявкнуть пару раз таким мотором на светофоре рядом с каким-нибудь слоноподобным "шестисотым". Впрочем, автомобиль - не телевизор. Звук и изображение здесь не самое главное. Основное - как он едет. Вот и оценим "Купру" с пристрастием именно с этой позиции.
До "сотни" за 8,3 секунды - показатель, достойный уважения. Мотор легко и даже, кажется, с удовольствием набирает обороты. При 60 км/ч стрелка тахометра упирается в красную зону - пора переходить на вторую передачу. Быстрое переключение - обороты падают до четырех тысяч, но это как раз зона максимального крутящего момента. Впечатление такое, что интенсивность ускорения почти не уменьшилась. Мотор загоняет стрелку спидометра за "сотню". Дальше - третья передача и разгон уже до 150 км/ч...
Шестнадцатиклапанный двигатель обладает весьма высокой литровой мощностью - 75 л.с./л. Моментная характеристика почти ровная, чувствуется только некоторая "вялость" на малых оборотах. Тормоза эффективны и хорошо прогнозируемы, но АБС срабатывает слишком рано. Все-таки за рулем "Купры" будет сидеть, скорее всего, не новичок, и он вправе ожидать большего к себе доверия со стороны автомобиля.
К рулевому управлению нужно будет привыкнуть, оно, как принято говорить, весьма острое. При входе в поворот на слишком высокой скорости "Купра" начинает скользить к его внешней границе сразу всеми четырьмя колесами. Правда, чтобы заставить "поплыть" шины "Мишлен-Пилот SX", надо очень постараться. Они цепко держатся за асфальт, позволяя аккуратно проходить самые сложные виражи. Если же, почувствовав "перебор", вы инстинктивно сбросите газ, "Купра" послушно нырнет в поворот, легкомысленно приподняв заднее колесо...
Жесткая подвеска и острое управление имеют и оборотную сторону. Любую кочку или колдобину, коих так много на дорогах любимого отечества, водитель и пассажиры ощутят, буквально, печенкой. Более того, передаваясь на рулевое управление, эти толчки заставляют машину дергаться из стороны в сторону. Что самое удивительное, в некоторых режимах на волнистом покрытии "Купра" начинает раскачиваться и, как следствие, опять-таки рыскать по сторонам. Да-а... К такому бы автомобилю еще и дороги соответствующие...
+ Мощный двигатель, отличная динамика, острое рулевое управление, "цепкие" шины, практичный кузов.
- Жесткая подвеска, рыскание и раскачка на неровностях, раннее срабатывание АБС, нечеткое переключение коробки передач.
ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Общие данные: число мест - 5; снаряженная масса - 1100 кг; полная масса - 1560 кг; максимальная скорость - 216 км/ч; время разгона с места до 100 км/ч - 8,3 с; расход топлива в условных загородном и городском циклах - 6,4; 11,9 л/100 км; запас топлива - 45 л; топливо - неэтилированный бензин АИ-95. Размеры, мм: длина - 3855; ширина - 1640; высота - 1420; база - 2440; колея спереди/сзади - 1430/1395; дорожный просвет - 150; объем багажника - 270/800 л; радиус поворота - 5,4 м. Двигатель: с распределенным электронным впрыском, четырехцилиндровый рядный, с четырьмя клапанами на цилиндр и двумя распредвалами, расположен спереди поперечно; рабочий объем - 1984 смз; диаметр цилиндра и ход поршня - 82,5х92,8 мм; степень сжатия - 10,5; мощность - 110 кВт/150 л.с. при 6000 об/мин; максимальный крутящий момент - 180 Н.м при 4600 об/мин. Трансмиссия: привод на передние колеса; коробка передач - пятиступенчатая механическая; передаточные числа: I - 3,30; II - 1,94; III - 1,31; IV - 1,03; V - 0,84; з.х. - 3,06; главная передача - 3,68. Подвеска: со стабилизаторами поперечной устойчивости, передняя - типа "Мак-Ферсон", задняя - полунезависимая с упругой поперечной балкой. Тормоза: гидравлические дисковые с вакуумным усилителем и АБС, спереди - вентилируемые. Рулевое управление: реечное с гидроусилителем. Размер шин: 195/45R16.
РЕЗЮМЕ. Ваш девиз "тише едешь - толще будешь"? Расслабьтесь, "Купра" не про вас. Потратьте свои кровные 24 тыс. долларов на что-нибудь более "седанистое" и респектабельное. Если же ваша кровь еще не остыла, а "Порше" пока не по карману, возможно, "горячий хэтчбек" от СЕАТа - то, что вам нужно...