В тесте участвуют автомобили: Jaguar XJ
Пожалуй, ни один автомобиль представительского класса не обладает столь редким набором талантов. Но хватит ли всех его достоинств для успеха на рынке?
Мягко захлопывается дверь, подушка дивана тут же пододвигается вперед и выше, на больший угол наклоняется спинка, а переднее кресло уползает вперед. И я вполне могу себя представить не просто каким-нибудь сэром, но настоящим пэром, который отправляется на прием к английской королеве. Настолько благородно и ненавязчиво самый большой «Ягуар» отделяет своего владельца от окружающего мира стеной комфорта.
Несколько нажатий кнопок на блоке четырехзонной климатики, и я нежусь в тепле, в то время как на передние кресла веет более прохладный воздух. Выдвижные столики для ноутбука, встроенные в подголовники мониторы, возможность управлять музыкальной системой и DVD-проигрывателем, не вставая с заднего дивана, сочетаются здесь с обилием электроприводов, мягкой, очень приятной светлой кожей и аккуратными деревянными вставками.
Но дорогая отделка – фокус нехитрый. Куда важнее другой плюс этого XJ – океан воздуха в салоне. «Лонг» – это увеличенная на 125 мм база, широченные – самые широкие из всех его серийных удлиненных конкурентов – задние двери и рекордное количество места между спинками передних и задних сидений – 999 мм.
Еще одна отличительная черта «Икс-Джея» – эти дополнительные миллиметры замаскированы очень талантливо. От большинства выглядящих не слишком гармонично стретчей XJ8L отличается редким благородством черт. Линия крыши, к примеру, удлинилась всего на 7 мм. Попробуйте-ка заметить эту прибавку невооруженным глазом. Но еще более талантливо «Ягуар» маскирует свои драйверские способности.
«Мы строили автомобиль с учетом, что его владелец иногда захочет сам насладиться управлением», – говорит главный инженер проекта XJ Mик Моэн. Ну что ж, проверим.
Мгновенный, несмотря на «автомат», отклик на нажатие газа, мощное ускорение. Через несколько секунд торможение, поворот, вновь ускорение, перестроение. Чудеса! Не может длиннющий – за 5,2 м автомобиль ездить как спорт-седан среднего класса. И уж, конечно, ни один из больших и тяжелых «люксов» не умеет с такой легкостью маневрировать и четко писать виражи.
Кажется, вот сейчас он должен запросить пощады в вираже. Ан нет, сохраняя полное взаимопонимание с острым, но отнюдь не нервным рулем, я могу еще сильнее ускориться на дуге опасно увеличивающейся кривизны. И тут же через пару сотен метров «Ягуар» почти незаметно перешагивает через лежачего полицейского.
В чем секрет? Прежде всего в рекордно малой массе. Благодаря алюминиевому кузову собственный вес ХJ – 1545 кг. Удлиненная машина всего на 24 кг тяжелее – при этом на полтора центнера легче «Ауди-А8L». Почти не увеличился и диаметр разворота: с 34 см до 12,04 м. Удлиненной «семерке» от БМВ или А8L требуется 12,6 и 12,5 м соответственно.
Другое оружие XJ – пневмоподвеска с фирменной системой САTS. Компьютер, работая в полном согласии с системами стабилизации траектории и пробуксовки, автоматически изменяет жесткость амортизаторов в зависимости от скорости, ускорения, быстроты нажатия газа и неровностей дороги. Причем свои функции электроника выполняет очень деликатно, так что большинство водителей едва ли заметят ее вмешательство. И уж наверняка никто не почувствует, как после 160 км/ч «Икс-Джей» припадет на 15 мм ниже к дороге. Но именно это позволяет машине сохранять устойчивость на скоростях за 200 км/ч.
Мне довелось поездить на самом «спокойном» ХJ8L – 258-сильном «Экзекьютив». Дилеры предлагают модификации еще горячее: со спортивной подвеской, 300- или 400-сильным мотором. Самый быстрый – это 5,3 с и принудительно ограниченные 250 км/ч. Можно заказать машину с тормозами «Брембо». Осадить такую с сотни до нуля можно всего на 36 м. А ведь мало какая из серийных машин укладывается даже в 40 м.
Подобающий представительскому седану комфорт, удивительно азартное для большого автомобиля управление, уникальная гармония фирменного стиля и имидж английского аристократа – с таким симбиозом достоинств машина просто обязана хорошо продаваться. Но, увы, ежегодный спрос в России на XJ ограничивается несколькими десятками штук. Когда аналогично оснащенные конкуренты А8L-3,0 и S350L стоят на 27 и 19 тысяч евро дешевле, о талантливом «англичанине» по цене от 98 тысяч вспоминают лишь фанаты.
Мы решили: едва ли не самый талантливый автомобиль представительского класса, беда которого в России — неоправданно высокая цена.