В тесте участвуют автомобили: Audi A3, Skoda Octavia, Volkswagen Touran
Посмотреть другие фото (12) |
AUDI A3 SPORTBACK
В 2003 году дебютировало второе поколение А3; через год появился 5-дверный Sportback.
Двигатели: бензиновые 1,6–3,2 л (102–250 250 л.с.), турбодизели 1,9 и 2,0 л (105 и 140 л.с.).
Коробки передач: механические 5- и
6-ступенчатые, автоматические 6-ступенчатые. Привод – передний или полный.
Комплектации: Attraction, Ambition, Ambiente.
Цена: $29 000–61 000.
Skoda OCTAVIA
Первое поколение появилось в 1996 году. Дебют второго – 2004-й, сначала с кузовом хэтчбек, затем универсал.
Двигатели: бензиновые 1,4–2,0 л (75–140 л.с.), турбодизели 1,9 и 2,0 л (105 и 140 л.с.).
Коробки передач: механические 5- и 6-ступенчатые или 4- и 6-ступенчатые автоматические. Привод – передний или полный (для универсала).
Комплектации: Classic, Ambiente, Elegance.
Цена: $20 763–34 271.
VOLKSWAGEN TOURAN
В 2003 году в линейке «Фольксвагена» появился «Туран» – мини-вэн компактного класса на платформе будущего «Гольфа V».
Двигатели: для Европы восемь вариантов бензиновых и дизельных 1,6–2,0 л (102–150 л.с.).
Коробки передач: 5- и 6-ступенчатые механические или DSG. Привод – передний.
Комплектации: Basis, Trendline, Highline.
Цена: $24 167–36 760.
Лет тридцать назад даже в популярных классах вполне хватало пары кузовов – седана и универсала. Потом пришла мода на хэтчбеки. Кабриолеты и купе, до поры жившие сами по себе, тоже оказались неожиданно востребованы. А еще теперь есть мини- и микровэны! И если поначалу разные кузова одной модели были максимально унифицированы, то ныне возобладала индивидуальность.
Поэтому нынче принято говорить уже не о модели – о семействе, построенном на одной платформе (см. ЗР, 1999, № 5). При всех внешних различиях у машин сходны силовые элементы кузова, подвески, трансмиссии, моторы и многое другое, скрытое от глаз.
В последние годы большинство марок объединились под флагами нескольких крупных концернов, и теперь преимущества платформы стремятся реализовать в корпоративных рамках. К примеру, на «фордовской» платформе С1 построены «Мазда-3», «Вольво-S40/V50» и новый «Фокус» вместе с «С-max».
Максимальной степени интеграции добился концерн «Фольксваген», широко используя базу «Гольфа» четвертого, а теперь и пятого поколения. Вообще говоря, платформу PQ35 следовало бы назвать «турановской» – с этим мини-вэном она дебютировала в начале 2003-го. Той же весной ее примерил «Ауди-А3» и лишь осенью 2003-го появился «Гольф V». Сегодня на этой платформе строят автомобили четырех марок и пяти моделей – кроме названных, еще «Шкоду-Октавия» и «СЕАТ-Толедо». Этот ряд готовы пополнить «Фольксваген-Гольф Плюс», седан и универсал «Фольксваген-Бора», а позже наверняка появятся кабриолеты...
Насколько похожи одноплатформенные родственники? Отважимся сравнить несравнимое: динамичный и яркий «Ауди-А3 Спортбек», практичный хэтчбек «Шкода-Октавия» и семиместный вагон «Фольксваген-Туран».
Несходство характеров
Обледеневший полигон присыпан снегом. Тут и пешком-то ходить скользко, зато ездить можно как угодно – и боком, и задом, и волчком! Конечно, системы стабилизации (они есть на всех трех машинах) стараются вовсю – спасибо за заботу, но пока их придется отключить.
«Ауди» покоряет устойчивостью и стабильностью на траектории – без малого две трети массы приходится на переднюю ось. Даже если машину специально отправить в глубочайший, градусов 130, занос (по сути, задом наперед), она самостоятельно перестает вращаться и разворачивается носом вперед! Автомобиль покоряет плотной подвеской, быстрыми цельными реакциями, отличным чувством дороги.
Иное дело «Шкода» с небольшим бензиновым мотором – она на полтораста килограммов легче А3 и не столь изысканна в управлении. Массивная корма охотно проваливается в занос, из которого машину можно вытащить только тягой мотора или... системой стабилизации. Достоинства «Октавии» – высокий комфорт, мягкая подвеска, без труда глотающая даже крупные выбоины. Впрочем, это нюансы; в общем же найден разумный компромисс между комфортом и управляемостью. Немал и дорожный просвет: 160 мм – лучшего на наших дорогах и желать трудно.
Высокий, массивный «Туран» – наиболее степенный и солидный. Мягкий, вместительный, он однозначен в чуть замедленных реакциях и покоряет продуманностью эргономики и отличным обзором. К слову сказать, все три автомобиля адаптированы для России и отличаются очень низким уровнем шума.
Плюс-минус миллиметр
Эх, надо было брать зонтик! За шиворот то и дело падают крупные капли – оттаивающие машины стоят на смотровой канаве, из которой мы рассматриваем родственные платформы. Похоже на игру «Найдите пять отличий» – конструкции почти повторяют друг друга. Расположенные рядком эмблемы «Фольксвагена», «Ауди», «Шкоды» и СЕАТа видны на многих крупных элементах и говорят о полной их взаимозаменяемости.
У платформенных родственников расстояние между осями часто совпадает – у «Ауди» и «Шкоды» по 2578 мм. Однако у последней задние сиденья стоят глубже миллиметров на сорок, отсюда вполне просторная посадка во втором ряду. Да и ширина салона здесь на 25 мм больше. Все правильно, «Октавия» – скорее семейная машина, тогда как «Ауди» – автомобиль для водителя. Заметим, что кузов пятидверного «Спортбека» – нечто среднее между хэтчбеком и универсалом. Тем не менее чешская машина превосходит его по длине еще приблизительно на 300 мм. Почти весь прирост достался багажнику рекордного объема – 560 л против 370 л у «Ауди».
Сделать машину просторнее можно иначе – для модификаций с увеличенным объемом кузова базу чуть растягивают (у «Турана» – ровно на 100 мм). Так удалось расположить еще пару сидений (опция), где достаточно просторно и взрослым пассажирам. В среднем ряду все три кресла имеют продольную регулировку и могут быть сдвинуты вперед на 165 мм. В целом «Туран» – типичный мини-вэн с множеством боксов для мелких вещей и вариантов планировки салона.
Еще один параметр указывает на родство, хотя и не столь явно – близкие значения колеи (разница обусловлена размерами колесных дисков). Самая узкая колея у наиболее компактного А3, наиболее широкая – у массивного «Турана».
Совпадение геометрических параметров не случайно, подвески идентичны до мелочей: спереди – стойки «Мак-Ферсон» на литом алюминиевом подрамнике, сзади – многорычажная конструкция на стальном трубчатом. Есть и некоторые отличия – у «Октавии», например, серповидные передние рычаги сварные, у двух других автомобилей кованые, хотя те и другие сходны по присоединительным размерам.
Другие различия обусловлены весовыми и динамическими показателями машин и встречаются даже у модификаций одной и той же модели – чуть разнятся по толщине пружины и стабилизаторы поперечной устойчивости, характеристики амортизаторов.
Вопрос имиджа
Технически ничто не мешает устанавливать совершенно одинаковую гамму моторов и коробок передач на все автомобили – но кто же тогда поверит, что «Ауди-А3» относится к премиум-сегменту, и выложит за него до 60 тысяч долларов?
Ряд моторов «Шкоды» открывает 1,4-литровый агрегат, а диапазон мощностей сравнительно невелик – 75–140 л. с. На нашей – отнюдь не новый бензиновый восьмиклапанник объемом 1,6 л мощностью 102 л. с. с обычной пятиступенчатой «механикой» – разумный минимум для прагматика.
Другое дело «Ауди-А3»: моторы здесь мощные и самые современные, а коробок передач целых четыре. На тестовом автомобиле стоит двухлитровый 16-клапанный дизель мощностью 140 л. с. с чудовищным моментом – 320 Н.м уже при 1750 об/мин! Вкупе с новым трехвальным шестиступенчатым «автоматом» DSG с двумя сцеплениями и «формульным» управлением лепестками на руле дизель придает отличную динамику – в ответ на нажатие акселератора «Ауди» просто выстреливает вперед!
Для «Турана» набор силовых агрегатов средний: слабого мотора тяжелому вагону просто не хватит, а очень мощный ни к чему. Стосильный турбодизель и шестиступенчатая «механика» – это умеренная динамика, вполне достаточная для города эластичность и отличная экономичность: 5,9 л/100 км в смешанном цикле.
Кардан, запаска и другое
У нашей пары легковых машин есть и полноприводные версии. Вот здесь проявляется один из недостатков единой платформы. Доля модификаций 4х4 невелика, однако громадный пустой тоннель разделяет салоны всех трех автомобилей, включая безобидный «Туран». А вот конфигурация кормы различна: если у «Шкоды» под полом багажника полноценное запасное колесо, то в мелкой нише «Ауди-А3» – лишь узкая «докатка». У «Турана» вовсе нет пятого колеса, лишь небольшой ремкомплект. В России дальше МКАДа с таким выезжать рискованно.
Что еще – рулевое управление? Ну, с ним проще простого: электроусилитель не требует монтажа насоса и сложной гидросистемы. А тринадцать (недавно их было «только» восемь) предустановок позволяют менять степень усиления и реактивного действия, добиваясь оптимальных характеристик.
С тормозами тоже никаких проблем – широкая номенклатура тормозных механизмов и дисков требует лишь колес с разным посадочным диаметром. А элементы электронной начинки автомобилей в большинстве совпадают, причем у доступных версий подчас она не проще, только отключена часть функций. Это дешевле, чем создать новое, хотя и не столь «умное» оборудование.
Платформа – панцея?
Сегодня, похоже, да. Это не прихоть конструктора, а требование экономиста. Он подскажет, при каких объеме и длительности производства, гамме моделей, удаленности заводов, стоимости в каждом из регионов транспорта, сырья, энергоносителей и рабочей силы выгодно то или иное конструктивное решение, большая или меньшая степень унификации. Тенденции последнего времени таковы, что доля интеллектуальных затрат в стоимости новой продукции возрастает. И если так, то выгоднее один раз потратиться на разработку универсальной платформы и на ней собирать десяток моделей в разных уголках света.
А что завтра? Возможно, платформы перестанут ограничиваться одним классом и будут охватывать сразу несколько, получив возможность растягиваться в длину и ширину. То есть превратятся в набор стандартных элементов, позволяющий строить различные сочетания подобно детскому конструктору.
Резюме
Audi A3 Sportback 2,0 TDI – быстроходный динамичный автомобиль, отрада искушенного водителя.
+ Отличная динамика, великолепная шумоизоляция, точные реакции, высокая экономичность, четкая работа коробки передач, тщательная отделка салона.
- Высокая цена для умеренной комплектации, небольшие дверные проемы.
Резюме
Skoda Octavia 1,6 MPI – спокойный по характеру и практичный автомобиль, неплохо приспособленный к российским условиям.
+ Просторный аккуратный салон, огромный багажник, большой дорожный просвет, мягкая комфортабельная подвеска, отличная шумоизоляция, полноразмерное запасное колесо.
- Умеренная динамика, немалая цена.
Резюме
Volkswagen Touran 1,9 TDI – как и каждый мини-вэн, внутри больше, чем снаружи. Очень вместительный, со всеми «классовыми» достоинствами.
+ Просторный салон с множеством вариантов трансформации, огромный багажник, отличный обзор, хорошая шумоизоляция, экономичный двигатель.
- Высокая цена, малый дорожный просвет, отсутствие запасного колеса.