Крупнейший российский производитель соков показал предсказуемо хорошие результаты роста, но эксперты полагают, что в дальнейшем прибыльность компании будет падать
ОАО «Лебедянский» опубликовал результаты 2005 г. и I квартала 2006 г. по МСФО. Компания остается лидером на рынке соков, занимая долю в 30%. По оценке аналитиков, компания продолжает расти быстрее рынка.
Тем не менее уровень ее коммерческих расходов оказался выше ожиданий аналитиков: показатель рентабельности EBITDA снизился. Впрочем, как полагают аналитики, в обозримом будущем прибыльность компании вряд ли сможет расти такими же темпами.
ОАО «Лебедянский» — крупнейший производитель соков и один из лидеров на рынке детского питания в России. На сегодня его рыночная доля в категории «соки и нектары», по данным ACNielsen, составляет 30,4%. Концерн владеет марками соков и сокосодержащей продукции «Я», «Тонус», «Фруктовый сад», «Фрустайл», детского питания «Фрутоняня», холодного чая «Эдо», «Туса Джуса», минеральной воды «Липецкий бювет», осуществляет дистрибуцию минеральной воды «Архыз». В состав предприятия входят два завода в Липецкой области: ОАО «Прогресс» и «Лебедянский», совокупной мощностью около 1 млрд л сока в год. В марте прошлого года «Лебедянский» провел IPO в России, продав 19,9% акций за 151 млн долл. Основные акционеры компании — Николай и Юрий Борцовы. Сейчас в свободном обращении находится 23% акций «Лебедянского».
Вчера ОАО «Лебедянский» опубликовало финансовые результаты работы в 2005 г. и за I квартал 2006 г. В 2005 г. показатель EBITDA компании повысился на 28%, достигнув 115 млн долл. Однако из-за больших инвестиций в развитие системы дистрибуции рентабельность EBITDA снизилась с 24 до 22,4%. Впрочем, как утверждают в компании, именно эти затраты окупились в I квартале 2006 г.: консолидированная выручка ОАО «Лебедянский» за этот период выросла на 29% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 151 млн долл. Увеличение выручки «Лебедянского» объясняют улучшением системы дистрибуции и ростом продаж в организованной рознице. В 2005 г. компания открыла четыре новых филиала и укрепила систему прямой дистрибуции в существующих филиалах. В I квартале 2006 г. 87,5% выручки обеспечил сегмент соков, 12% — детское питание и 0,5% — минеральная вода. Доля детского питания в выручке выросла на 3%.
Директор по связям с общественностью и инвесторами «Лебедянский» Александр Костиков пояснил RBC daily, что детское питание для компании — стратегическое направление, поскольку считается наиболее прибыльным сегментом. «По сокам резкого увеличения доли рынка нам уже ждать не приходится, скорее, речь идет о том, чтобы удерживать то, что есть, — говорит он. — А вот насчет детского питания мы настроены оптимистично, и здесь доля будет расти за счет введения новых товарных категорий».
С тем, что увеличение доли на соковом рынке для «Лебедянского» уже вряд ли возможно, согласна и аналитик брокерского дома «Открытие» Наталья Мильчакова. «Возможности по дальнейшему завоеванию рынка соков у компании будут определяться главным образом темпами роста всего рынка, — заявила она RBC daily. — По моим прогнозам, в ближайшие 7 лет компания сохранит долю в 29—31%. Перераспределение ролей основных участников рынка будет происходить за счет небольших участников и самых маленьких производителей, таких, как «Сады Придонья» или «Троя ультра“». Аналитик ИК «АТОН» Татьяна Капустина полагает, что здесь для «Лебедянского» 40% — «потолок». Поэтому, по ее мнению, ставка на сегмент детского питания вполне логична. «Это быстро растущий рынок, — говорит она. — И пока здесь нет сильной конкуренции и можно извлекать прибыль долгие годы».
Пока аналитики рынка сходятся во мнении, что перспективы «Лебедянского» весьма позитивны и рекомендуют инвесторам покупать акции компании. По мнению Татьяны Капустиной, через год-два предприятие будет стоить больше, чем сегодня. «Бумаги компании после падения рынка торгуются на уровне 61 долл. (до кризиса их цена доходила до 70 долл.)", — рассказывает она. Аналитик по потребительскому рынку «Альфа-Банка» Елена Бороденко заявила RBC daily, что у компании есть потенциал, и акции «Лебедянского» могут увеличиться еще на 30%.
Однако Татьяна Капустина полагает, что рост компании неизбежно замедлится. «Мы считаем, что и прибыльность «Лебедянского» будет падать по мере того как она будет все большую часть выручки извлекать из регионов, то есть больше тратиться на логистику, транспортные расходы, дистрибуцию, а также по мере увеличения затрат на рекламу, — говорит она. — Наш прогноз на 2010 г. — маржа по чистой прибыли составит 13,5% против нынешних 15%. Выручка будет в среднем расти на 18% в год до 2010 г. — это гораздо ниже, чем то, что демонстрировала компания в последние два года».
Прогнозируемое снижение рентабельности и темпов роста выручки наводит на мысль, что сейчас «Лебедянский» находится на своеобразном пике развития, а в таких ситуациях продажа бизнеса вполне логична. На рынке соков расти уже некуда, а детское питание и питьевая вода — локальные рынки, которые не дадут компании необходимой динамики. Аналитики не исключают такого развития событий. «Есть вариант, что их купят, — сказала Елена Бороденко. — Например, «PepsiCo» хочет купить активы. Возможно, это будет «Лебедянский». Но это лишь один из вариантов развития событий».