Проверьте своего бухгалтера
Ю.А. Шагинов,кандидат экономических наук
Увы, ни один бухгалтер не застрахован от ошибок. Однако всю ответственность за ошибки несет руководитель предприятия. Попробуем рассмотреть, какие ошибки государственные органы могут использовать для выполнения своих бюджетных заданий.
Ваше предприятие брало валютные кредиты?
Сейчас с отнесением процентов на себестоимость всё понятно - 15 % установлены Налоговым кодексом РФ, а в каком размере можно было относить эти затраты до 1 января 2002 г.?
Умные бухгалтера скажут - 15%, что установлено совместными письмами Минфина, Минэкономики, Госналогслужбы и Центробанка в 1995 г. и в 1996 г., и будут: не правы.
Дело в том, что Законом РФ от 27 декабря 1991 г. N 2116-I 'О налоге на прибыль предприятий и организаций' установлено, что при определении себестоимости следует руководствоваться постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. N 552 "Об утверждении Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли", в котором было четко указано, что предельная ставка по валютным кредитам составляет LIBOR плюс 3 процента, ну а ставка LIBOR в конце прошлого года опускалась ниже трех процентов.
Конечно, предприятия, применявшие ставку 15 процентов не будут платить штрафов (так как выполняли разЪяснения официального письма), но доначисления налога и уплаты пени избежать не удастся.
'Почва' для другого направления 'работы' с налогоплательщиками подготовлена Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ, который своим постановлением от 18 декабря 2001 г. N 1322/01 разделил налогоплательщиков на добросовестных и недобросовестных с точки зрения 'зависших' платежей. Ранее, тоже самое сделал и Конституционный суд РФ в своем определении N138-О в 2001 году.
Дело в том, что налоговые платежи, не дошедшие до бюджетных счетов, хотя и являются законными с точки зрения Налогового кодекса РФ, но признавались налоговыми органами только после решения арбитражного суда. Указанное же постановление фактически означает, что налоговики могут еще раз опротестовать 'зависшие' платежи в арбитражных судах, которые ныне могут принять решения не в пользу налогоплательщиков.
Еще один момент связан с 'метаниями' по поводу даты ввода в действие нового Плана счетов: приказ Минфина от 31.10.2000 N 94н разрешает вводить План счетов в течение 2001 г. (хотя ПБУ 1/98 определяет, что рабочий план счетов утверждается в составе приказа об учетной политике до начала года), приказ Минфина от 29.12.2000 N 123н запрещает использовать старый план счетов, а приказ Минфина от 23.01.01 N 7н вообще аннулировал старый План. Письма же МНС от 6 марта 2001 г. N ВГ-6-02/193 и Минфина от 15 марта 2001 г. N 16-00-13/05 милостиво разрешают вводить новый План счетов с 1 января 2002 г. (то есть пользоваться в 2001 г. документом, утратившим силу).
Здесь, правда, обратим внимание, что МНС РФ вообще не может регулировать правила бухгалтерского учета, ну а письмо Минфина России содержит фразу, что утверждение приказов N123н и N7н ':связано с необходимостью юридического оформления введения в действие нового Плана счетов'.
То есть, Минфин сам определил, что дата ввода нового Плана счетов все-таки 1 января 2001 г.
Что же делать предприятиям, которые в прошлом году пользовались старым Планом счетов? Готовить пять тысяч рублей. Именно такой штраф предусмотрен 120-й статьей Налогового кодекса РФ за 'неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета: хозяйственных операций'.
Еще один момент связан с чистыми активами. Статья 35 Закона РФ 'Об акционерных обществах' и статья 20 Закона РФ 'Об обществах с ограниченной ответственностью' гласят, что если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества оказывается меньше величины минимального уставного капитала, общество обязано принять решение о своей ликвидации. Ну, а если предприятие этого не сделало, ликвидацию в судебном порядке могут требовать акционеры, кредиторы и уполномоченные государственные органы. Ну а Налоговым кодексом РФ это право дано налоговым органам.
Зачем это нужно государству? Да хотя бы затем, чтобы расчистить рынки для государственных компаний.
Вы думаете, что если Ваша компания дает прибыль, с чистыми активами все в порядке? Не всегда. Дело в том, что приказ Минфина от 5 августа 1996 г. N 71 определяет, что при расчете из активов исключается сумма НДС по приобретенным материальным ценностям, отраженная в бухгалтерском балансе. А если Вы оплачиваете сырье на условиях постоплаты, то эта сумма значительна, и может самым неприятным образом повлиять на размер чистых активов.
Рассчитали? Опять все в порядке? Проверьте, отразили ли Вы в учете суммы пеней по налогам и сборам.
Согласно статье 75 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан начислять пени и, соответственно, отражать эти суммы в бухгалтерском учете. Правда, большинство налогоплательщиков начисляют пени в бухгалтерском учете только перед их оплатой, то есть несвоевременно отражают операции, что опять же подпадает под действие 120-й статьи НК РФ (приготовили еще пять тысяч?). А с 1 июля 2002 г. готовьте еще от 20 до 30 МРОТ, если статьи отчетности, благодаря пени, исказились более чем на 10 процентов (уже согласно статьи 15.11 нового Кодекса об административных правонарушениях).
Но это еще не все. Ведь неотраженные суммы пеней могли повлиять опять же на стоимость чистых активов.
Если Вы по-прежнему не начисляете пени, но при этом регулярно кредитуетесь - берегитесь. Получение кредита путем представления банку заведомо ложных сведений о своем хозяйственном положении или финансовом состоянии с 1 июля будет наказываться штрафами 20-30 МРОТ с должностных лиц и 200-300 МРОТ с юридических лиц, ну а если представление ложной информации принесло крупный ущерб, то здесь уже действует 176-я статья Уголовного кодекса.
Какой ущерб? - спросите Вы. Ну, хотя бы штрафы, которые банки заплатят за нарушение сумм резервов, которое случилось 'благодаря' вашей отчетности.
Вспомните, подписывали ли вы в декабре приказ об учетной политике в целях налогообложения. Нет, а зря: 313 статьей НК РФ такая учетная политика должна утверждаться отдельным приказом руководителя, а в случае его отсутствия, налоговые органы изберут порядок исчисления налогов по алгоритму, установленному Кодексом.
Вы уже сдали годовой отчет? Была ли в составе отчета пояснительная записка (обязательный документ)? Вопрос не праздный: есть, предприятия, которые обходятся и без нее (например, малые предприятия), однако большинство остальных предприятий составляют этот документ неправильно.
Есть ли в Вашей пояснительной записке информация об учетной политике, об обЪемах продаж по видам деятельности и географическим рынкам, об аффилированных лицах и государственной помощи, о событиях после отчетной даты и условных фактах хозяйственной деятельности и о многом другом - все эти требования содержатся в различных приказах Минфина РФ. Если нет - поздравляем - Вы предоставили неполную отчетность с соответствующими выводами.
Проверьте своего бухгалтера:
Точки зрения, изложенные в статьях, представляют собой позиции |
Copyright ї Шагинов Ю.А., 2002
Copyright ї Сайт Российских Налогоплательщиков, 03.04.2002
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Журнал 'Налоги и платежи'.
Индекс 73869 по каталогу 'Газеты, журналы' (Роспечать).
Подписка в любом почтовом отделении.
Подписка в Интернете: www.nalogi.com.ru/Russia.html
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Статья получена: Клерк.Ру