Налоговая реформа в стране забуксовала. Члены правительства не могут договориться, что им делать с налогом на добавленную стоимость (НДС): снизить, ужесточить или вовсе отменить.
Анастасия Самоторова, Елена Короп
Журнал "ПРОФИЛЬ"
О налоге на добавленную стоимость принято говорить в превосходной степени. Важнейший для бюджета: на него приходится до 40% доходов. Сложнейший в администрировании: длинная цепочка начисления НДС не позволяет фискалам оперативно отслеживать налог.
Самый «криминальный»: половина правонарушений в налоговой сфере связана с НДС. Для бизнеса НДС, пожалуй, наиболее неприятный налог ввиду высокой ставки, сложной отчетности и мучительной процедуры возврата.
Скандальный налог
НДС можно назвать и самым скандальным налогом. Жаркие споры о том, как реформировать НДС, длятся несколько лет. Ранее в связи с этим налогом обсуждались в основном две проблемы: высокая ставка и сложность процедуры возврата НДС экспортерам и при капитальном строительстве. В 2004 году правительство снизило ставку НДС с 20% до 18%, но этого оказалось недостаточно с точки зрения как стимулирования высокотехнологичных производств, так и собираемости налога. Минфин и Минэкономразвития согласились в перспективе снизить ставку до 15—16% при условии отмены льгот. А аппарат правительства, пребывающий в постоянных поисках рычагов ускорения экономического роста, год назад предложил совсем радикальную меру: установить плоскую шкалу НДС на уровне 13%. Идею 13-процентного НДС раскритиковали все: от министра финансов Алексея Кудрина, который предрек в этом случае бюджетный дефицит, до Всемирного банка, заявившего, что правительство России таким образом лишает казну единственного крупного источника доходов, не особенно чувствительного к колебаниям цен на нефть и газ.
Тем не менее Михаил Фрадков добился того, чтобы пункт о снижении ставки налога на добавленную стоимость до 13% был внесен в среднесрочную программу правительства.
Недорабатываем
Теперь на первый план вышли сложности иного порядка. На заседании правительства 23 ноября обсуждалась плачевная ситуация с администрированием НДС. Поступления этого налога в бюджет снижаются. В первом полугодии 2006 года они составили 467,4 млрд. рублей, что на 9,2% меньше плана. При этом рост возмещений налога существенно опережает динамику поступлений. В последние годы темпы роста возмещений по НДС примерно соответствовали темпам роста поступлений. Разрыв составлял 1,6 процентного пункта в пользу возмещений. В 2006 году картина резко изменилась. По итогам первого полугодия начисленный НДС увеличился на 47,4% в годовом исчислении. При этом, как отмечается в официальных материалах, если бы не было налоговых поступлений, «взысканных с одного из крупнейших налогоплательщиков», рост составил бы всего 3,9%. В то же время налоговые вычеты возросли в 1,6 раза.
Как поступить с НДС?
Аппарат правительства: ввести плоскую шкалу налога на уровне 13%.
Минфин: устранять проблемы администрирования, не изменяя ставку.
Администрация президента: заменить НДС налогом с продаж в размере 10%.
Минэкономразвития: согласно со снижением ставки НДС до 15—16%, но и не против введения налога с продаж.
Периодически различные ведомства предлагают повысить сборы НДС, отказавшись от его возврата экспортерам.
Кто виноват
В финансовом ведомстве считают, что существенная часть вычетов и возмещений по НДС не связана с изменением законов, а является результатом уклонения от налогов. Есть десятки схем, позволяющих предприятиям не платить НДС и незаконно получать его возмещение. Самые популярные — фирмы-однодневки, которые возникают в товарной цепочке, концентрируют у себя начисленный НДС и исчезают, а также лжеэкспорт, при котором фирма декларирует перемещение товаров через таможню, а на самом деле этого не происходит.
Налоговики и таможенники ведут перманентную борьбу с уклонистами, но, как показывает статистика по НДС, без особого результата. Ежегодный ущерб бюджета от махинаций с НДС оценивается в 10—30 млрд. рублей.
Что делать
Минфин предложил три меры, призванные улучшить критическую ситуацию с поступлениями НДС. Первая: специальная регистрация плательщиков НДС. По мнению Минфина, право платить НДС должны иметь не все компании, а только те, которые отвечают определенным требованиям: проработали как минимум год и имеют оборот не ниже некой суммы (какой — Минфин пока не решил). Таким образом чиновники надеются отсечь от уплаты НДС фирмы-однодневки. Вторая мера — система НДС-платежей, в соответствии с которой суммы НДС будут введены в основное поле платежного поручения на уплату налогов и банки должны будут передавать в налоговую инспекцию информацию о платежах НДС. И наконец, третья мера — ужесточение контроля над экспортно-импортными операциями.
Инициативы Минфина не понравились ни членам правительства, ни бизнесу. «Любое разделение плательщиков на «доверенных» и «недоверенных», «уполномоченных» и «неуполномоченных» влечет за собой коррупцию, — уверен глава экспертного совета «Деловой России» Антон Данилов-Данильян. — Должны быть жесткие критерии отбора. Пока же нам их не представили». Институт спецрегистрации плательщиков НДС критикует и зампредседателя налогового комитета Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Сергей Беляков: «Регистрацией будут заниматься те же люди, которые сейчас ею занимаются. Так в чем улучшение? Кроме кормушки для коррупционеров, ничего эта специальная регистрация не принесет». Не понравилась экспертам и идея введения НДС-счетов. «На бумаге, может, это и красиво выглядит, но исполнять это будут живые люди. ФНС просто утонет в таком объеме информации и никаких уклонистов не выявит», — предрекает Сергей Беляков.
Проще убить
В вопросе о том, что делать с НДС, позиции участников налоговой дискуссии принципиально расходятся. Все более популярной становится точка зрения, что исправить ситуацию можно только одним способом — убив этот налог. С таким предложением выступил руководитель экспертного управления администрации президента Аркадий Дворкович. В экспертном управлении долго анализировали данный вопрос и пришли к выводу, что значение НДС для бюджета будет снижаться, бороться с махинациями при уплате этого налога крайне сложно, а меры по совершенствованию администрирования приведут лишь к росту издержек. Выход: упразднить НДС, заменив его 10-процентным налогом с продаж (НСП). НСП — оборотный налог, он понятнее для плательщиков и проще в администрировании. Потери бюджета от этого шага не превысят потерь от снижения НДС до 13% и коснутся только переходного периода.
Предложение Дворковича было встречено в штыки. Больше всех возмущался Минфин, особо трепетно относящийся к НДС. Однако на прошлой неделе Аркадий Дворкович сообщил, что экспертное управление намерено обсудить с Минфином возможность замены НДС налогом с продаж и Минфин готов к такому разговору.
Бизнес-сообщество поддерживает ликвидацию НДС. «Нынешний НДС — это монстр. А с учетом сырьевой ориентации нашей экономики это еще и бессмысленный налог», — уверен председатель президиума коллегии адвокатов «Джон Тайнер и партнеры» Валерий Тутыхин.
«НДС изжил себя. Предложенные Минфином меры только подчеркивают это», — говорит руководитель налогового комитета «Опоры России» Александр Паперно. А руководитель юридической компании «Налоговая помощь» Сергей Шаповалов подчеркивает, что практически налог с продаж гораздо удобнее в плане проверок и начислений. Правда, как отмечает Сергей Беляков из РСПП, если государство не справляется с администрированием НДС, нет гарантии, что оно будет справляться с налогом с продаж.
В любом случае, как говорят эксперты, решение о замене НДС на НСП будет приниматься на высшем уровне. Ведь почти треть активного состава ФНС занято на НДС, и в случае его отмены эту армию придется чем-то кормить.
Находка для мошенника
Посредством НДС в бюджет изымается часть добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и реализации товаров, работ и услуг. В странах, где действует НДС, этот налог считается одним из основных источников формирования доходов бюджета. В России ставка НДС выше, чем в большинстве экономически развитых стран, и составляет 18%. Есть еще льготная, 10-процентная ставка для некоторых продовольственных, медицинских и детских товаров. Компании имеют право на возмещение НДС при экспортных операциях, капитальном строительстве и закупке оборудования. НДС передается от предприятия к предприятию одновременно с осуществлением платежей за товары и услуги. В конце налогового периода компания перечисляет в бюджет разницу между входящим НДС и начисленным. Уклонение от уплаты НДС — не чисто российская проблема. Собираемость НДС в РФ оценивается на уровне 70%, что соответствует показателям Испании и Италии.
По данным компании «Гарант», на долю неправомерного возмещения НДС приходится около 50% всех налоговых мошенничеств. Но законы не предусматривают ответственности конкретно за неуплату НДС. Ответственность за уклонение от налогов установлена ст. 122 Налогового кодекса, а использование незаконных схем минимизации налогообложения карается в соответствии со статьями уголовного законодательства. Неуплата или неполная уплата налога карается штрафом в размере 20—40% от неуплаченных сумм. Уклонение в особо крупных размерах грозит тюремным заключением на срок до 6 лет.
Случаи, когда налогоплательщик в результате незаконного возмещения НДС получает денежные суммы, рассматриваются как мошенничество и караются лишением свободы на срок до 10 лет и штрафом до 1 млн. рублей. Однако привлечь налогового махинатора к уголовной ответственности непросто — для этого нужно доказать, что он умышленно занизил налогооблагаемую базу.
Недоплачивают все
Уровень собираемости НДС по отраслям (%)Электроэнергетика | 95 |
Металлургия и машиностроение | 85 |
Газовая промышленность | 75 |
Нефтяная промышленность | 64 |
Строительство | 60 |
Транспорт | 50 |
Торговля | 20 |
Источник: ЦМАКП. |
Статья получена: Клерк.Ру