Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Бизнес и финансы » Юриспруденция и Право » Форс-мажор: доказываем свою невиновность

 

Форс-мажор: доказываем свою невиновность

 

 

Анна МИШИНА

Фирма честно старалась выполнить обязательства по договору, но внешние события «сыграли» против. Единственное, что может избавить от ответственности, – это форс-мажор, или обстоятельства непреодолимой силы. Доказав, что исполнению договора помешали именно они, вы сможете полностью снять с себя вину перед партнером.

Как распознать

Термин «форс-мажор» имеет французское происхождение. На русский язык он переводится как «непреодолимая сила».

загрузка...

 

 

Гражданский кодекс расшифровывает это понятие более подробно – как «чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях обстоятельство» (п. 3 ст. 401 ГК).

События, которые относятся к форс-мажору, можно разделить на две группы. Во-первых, это стихийные бедствия (землетрясение, наводнение и т. п.). А во-вторых – обстоятельства общественной жизни. Сюда входят войны, эпидемии, изменения нормативных актов, запретительные решения государственных органов (карантин, запрет на перевозки или на торговлю, международные санкции и т. п.).

Доказать, что происшедшее событие является именно форс-мажором, не так-то просто. Для этого как минимум вам придется ответить на вопрос: насколько возникшая перед вами преграда является «непреодолимой»? Разобраться в этом можно так. Если даже зная о препятствии, вы все равно не смогли бы ему противостоять, – это форс-мажор. Если же, имея информацию об опасности, нежелательных последствий можно было избежать, никакой непреодолимой силы в этом нет.

Обратите внимание: некоторые обстоятельства не подпадают под форс-мажор по определению. Это нарушения обязанностей другими контрагентами, отсутствие на рынке нужных товаров, а также нехватка денег (п. 3 ст. 401 ГК).

Спорный форс-мажор

Соблазн выдать помешавшее исполнению договора событие за чрезвычайное обстоятельство очень велик. Однако пострадавший из-за них контрагент скорее всего попытается с вами поспорить. И если он найдет в ваших доводах о форс-мажоре хоть какой-нибудь изъян, то будет разворачивать ситуацию в свою пользу. В каких случаях у него есть шансы выиграть?

Возьмем самый распространенный случай «спорного» форс-мажора – пожар. Казалось бы, чем не стихия? Ан нет, пожар пожару – рознь. Принимая решение о том, относить его к форс-мажору или нет, судьи будут выяснять причину возгорания. Если пожар возник из-за высокой температуры воздуха или тления торфяников – все более-менее очевидно. Здесь стихийный характер пожара налицо. Если же поводом для воспламенения были, например, неисправности проводки – в пожаре, безусловно, виновата фирма. Ведь она должна была принять все необходимые меры обеспечения пожарной безопасности (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 27 июня 2003 г. № А33-10697/ 02с2-Ф02-1865/03-С2).

А что если товар просто-напросто подожгли? Будет ли фирма отвечать за последствия диверсии? Как показывает арбитражная практика, на этот вопрос судьи отвечают по-разному. Приведем характерный пример. Товар сгорел в результате поджога, но виновных в пожаре так и не нашли. Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа не признал такую ситуацию форс-мажором и обязал фирму выплатить контрагенту неустойку (постановление от 8 октября 2003 г. № Ф08-3867/2003). А вот Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа посчитал, что в данном случае вины фирмы в поджоге нет, и освободил ее от необходимости возмещать партнеру убытки (постановление от 26 сентября 2003 г. № А56-6359/03).

Не меньше споров вызывает и форс-мажор, связанный c изменением законодательства. Характерный пример – внесены очередные поправки в Таможенный кодекс. Изучив их, вы не обнаружили в новой ситуации ничего опасного для вашей сделки. Но потом, как это обычно бывает, вдогонку к поправкам вышли уточняющие распоряжения или приказы таможенной службы. А в них – новые требования насчет дополнительных документов, которые раньше никогда не были нужны. Результат – товар лежит на таможенном складе до тех пор, пока фирма не решит проблему с бумагами.

Относится ли такая ситуация к форс-мажору? Четкого ответа на этот вопрос ни в Гражданском кодексе, ни в арбитражной практике нет. «Один раз, – рассказывает юрист одной из московских торговых фирм Дмитрий Федотов, – партнер битый час объяснял, что корректировки законодательства – это всего лишь существенное изменение обстоятельств. В отличие от форс-мажора оно не препятствует исполнению договора, а всего лишь требует изменения его условий». В принципе рациональное зерно в этих доводах есть. Поэтому попытаться опровергнуть их вы сможете только в суде.

И один нюанс по поводу «законодательных» форс-мажоров. Дело в том, что за непреодолимую силу может сойти только то изменение, которого не ожидали. Если же какой-либо закон или подзаконный акт обсуждался публично (например, его проект был помещен в электронных правовых базах, и о том, что он принят в первом или во втором чтении, писали газеты), его изменение вряд ли можно отнести к обстоятельствам непреодолимой силы.

А теперь разберемся с ограничительными решениями государственных органов. Всегда ли удается доказать, что это непреодолимая сила? Как ни странно, но отрицательных примеров в арбитражной практике почти нет. А вот положительные встречаются. Так, одна московская фирма-перевозчик не смогла вовремя доставить товар из Бельгии в Россию. Невыполнение своих обязательств она объяснила так. В тот момент, когда автомобиль с товаром проходил таможню, вышло некое указание-телетайпограмма ЦТУ (от 22 сентября 2003 г. № Т-2148), которое помешало провезти товар на территорию России. Дело в том, что по этому документу решение о выпуске товаров данной группы неожиданно потребовалось дополнительно согласовывать. Поскольку повлиять на это обстоятельство фирма-перевозчик никак не могла, суд признал, что она невиновата в нарушении сроков доставки товара (постановление ФАС Московского округа от 21 июля 2004 г. № КГ-А40/6096-04).

Другая фирма-экспортер чуть не пострадала из-за незаконных действий чиновников. Так, сотрудники таможни просто-напросто отказали ей в выпуске товара, не имея на это никаких причин. Из-за этого она просрочила время доставки товара своему партнеру. Однако суд признал: в нарушении своих обязательств фирма не виновата (постановление ФАС Московского округа от 4 декабря 2003 г. № КА-А40/9586-03).

Что написать

В Гражданском кодексе есть общие правила о форс-мажоре. Однако вы имеете право уточнить их в отдельном пункте договора. Что там обычно указывают?

  1. Четкий перечень обстоятельств, которые вы согласны признать форс-мажором. Этот список может быть открытым и закрытым.
  2. Условие о том, что столкнувшийся с чрезвычайным обстоятельством партнер письменно сообщает об этом другому. При этом он должен проинформировать о предполагаемой длительности форс-мажора. Сделать это нужно в установленный договором срок. За невыполнение условия можно предусмотреть ответственность.
  3. Предельная длительность форс-мажора. Она зависит от срока исполнения контракта, характера товара, способа продажи и торговых обычаев. Например, в контрактах на продовольствие этот срок обычно составляет не более 15–30 дней, на товары производственно-технического назначения – 3–6 месяцев.
  4. Предельные сроки, после которых стороны имеют право аннулировать взаимные обязательства. При этом нужно обязательно оговорить, что ни одна из сторон не будет иметь права потребовать от другой стороны возмещения убытков. Здесь же можно прописать порядок возврата авансов, проплаченных до наступления чрезвычайных обстоятельств.
  5. Документы, подтверждающие чрезвычайные обстоятельства. Ими могут быть: справка из МЧС или Росгидромета о стихийном бедствии, акт из пожарной части при пожаре, справка специализированной фирмы (с копией ее лицензии) при сбое в компьютерной сети или вирусе, справка из милиции о возбуждении уголовного дела при краже. Имейте в виду: оформление этих бумаг всегда занимает какое-то время. Поэтому в контракте имеет смысл установить отдельный срок, к которому их нужно представить.

Международный форс-мажор

В разных странах под форс-мажором понимают разные вещи. Поэтому, заключая международные контракты, очень важно прописать в них, по каким правилам вы будете действовать в случае чрезвычайных обстоятельств.

Сделать это можно несколькими способами. Первый – оговорить все условия в отдельном пункте в договора. Второй – выбрать, по правилам какой страны вы решаете определять форс-мажор. Ну и третий способ – указать, что в своих отношениях вы ориентируетесь на Венскую конвенцию о договорах международной купли-продажи товаров 1980 года (российские фирмы имеют право делать так, поскольку Россия является участницей Венской конвенции).

Остановимся подробнее на последнем варианте. Определение форс-мажора приведено в статье 79 Венской конвенции. Условие, при котором участник договора может быть освобожден от ответственности, сформулировано там так. Во-первых, необходимо доказать, что помешавшее исполнению договора препятствие было «вне контроля» фирмы и она не могла изначально принять это препятствие в расчет. И уж тем более не имела возможности избежать или преодолеть это препятствие или его последствия.

Обратите внимание: Венская конвенция разрешает связывать форс-мажор с недобросовестным третьим лицом, участвующим в исполнении договора. Партнер может снять с себя ответственность, если докажет, что форс-мажор был у этого самого третьего лица.

Попавшая в чрезвычайные обстоятельства фирма должна сообщить об этом другой стороне, указав, как долго будет длиться форс-мажор. На тот период, в течение которого будет существовать непреодолимое препятствие, фирма будет освобождена от ответственности за неисполнение договора. Если фирма вовремя не уведомит о форс-мажоре, ей придется нести ответственность за убытки, которые возникли у партнера из-за того, что он своевременно не получил извещение.

Аналогичные правила приведены и в Принципах УНИДРУА (ст. 7.1.7).



Статья получена: Клерк.Ру
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Форс-мажор: доказываем свою невиновность":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Немцы не верят в свои машины

В последнее время европейские водители все чаще стали покупать не немецкие или французские машины, а автомобили японских производителей. По мнению немецкого журнала AutoBild, проблемы с качеством и недостаточно быстрые модернизации моделей привели к тому, что даже немцы стали считать, что японские автомобили надежнее и лучше. Чтобы лучше понять предпочтения немецких водителей AutoBild каждый год делает специальный обзор, в котором между собой сравниваются 15 ведущих автопро ...

» Японские автомобили - 2539 - читать


Mitsubishi Outlander: Свой чужой

В тесте участвуют автомобили: Mitsubishi Outlander Перед нами не просто новый "Мицубиси": это попытка компании утвердиться на активно растущем рынке "паркетных" вседорожников. По части "настоящих" у "Мицубиси" весьма богатый опыт, а вот противопоставить "Тойоте-RAV4" или "Хонде CR-V" что-либо подобное пока возможности не было.

» Японские автомобили - 3277 - читать


Isuzu Trooper: Свой среди чужих

В тесте участвуют автомобили: Isuzu Trooper Вседорожник "Исудзу-Трупер" пока не столь популярен у нас, как его конкуренты: " Мицубиси Паджеро", " Nissan Patrol GR/Ниссан Патруль" или "Тойота-Лендкрюйзер". Есть в том и доля вины японской компании "Исудзу моторс", которая не торопилась вступать в игру на "российском поле".

» Японские автомобили - 3599 - читать


Корейцы сделали свой первый минивэн

Hyundai Trajet является новинкой для российского рынка. Эти автомобили только-только поступили в Россию. Интересной особенностью Trajet является то, что этот автомобиль был спроектирован компанией Hyundai в индивидуальном порядке.

» Корейские автомобили - 4457 - читать


Detroit North American International Auto Show 2001 - распахивает свои двери

"Картинки с выставки" За два дня работы Автошоу была показано множество новинок 7 декабря 2001 года в Детройте открылось Североамериканское международное автомобильное шоу. Представляем Вашему вниманию фотографии некоторых новинок этого автошоу. Практически все мировые автомпроизводители приняли участие на этой международной выставке нового века.

» Немецкие автомобили - 1659 - читать



Статья на тему Бизнес и финансы » Юриспруденция и Право » Форс-мажор: доказываем свою невиновность

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru