Государство стало новым собственником крупнейшего российского автопроизводителя "АвтоВаз". На чрезвычайном собрании акционеров в волжском Тольятти бывший топ-менеджер оборонного концерна Владимир Артяков был избран председателем совета директоров "АвтоВАЗа". Оперативные дела оказались в руках генерального директора Игоря Есиповского. Раньше он тоже работал в оборонной отрасли.
Государственный Рособоронэкспорт и государственный Внешторгбанк, как говорят в финансовых кругах, теперь являются владельцами большей части акций "АвтоВАЗа".
До последнего времени менеджмент "АвтоВАЗа" путем сложного перекрестного участия фактически контролировал более 64% акций.
Не известно, то ли государство, как сообщалось в российских средствах массовой информации, выложило за "АвтоВАЗ" 700 млн долларов, то ли руководству дали понять, что ему лучше добровольно расстаться со своими акциями. Во всяком случае, прокуратура уже возбудила уголовное дело в отношении бывшего главного бухгалтера завода Николая Хатунцова и трех его заместителей. Своего места также лишился глава службы безопасности Сергей Овчиров. Во время проведения общего собрания территорию предприятия контролировали спецподразделения МВД.
Московская экономическая газета "Ведомости" пишет о "тихой национализации" российского автопрома. Президент России Владимир Путин, вернув государству значительную часть нефтегазовой промышленности, теперь фактически национализировал гиганта машиностроения.
Аналитики не в восторге от новой структуры собственников "АвтоВАЗа". Из всех государственных предприятий, которым можно было доверить контроль над "АвтоВАЗом", Рособоронэкспорт является наименее правильным выбором, говорят они. У концерна нет никакого опыта в автомобильной промышленности, он забюрократизирован и мало прозрачен.
Зато у Рособоронэкспорта хорошие контакты в Кремле. Новый член совета директоров Борис Алешин в своей инвестиционной программе, рассчитанной до 2010 года, сразу же предложил выделить "АвтоВАЗу" субвенции на сумму около 5 млрд евро. "АвтоВАЗ" это "национальная государственная корпорация", которую нужно спасать при помощи "протекционистских мер", говорит Алешин.
В 1966 году ЦК КПСС принял решение о строительстве крупнейшего автомобильного завода в Восточной Европе. Партнером был выбран Fiat. В 1970 году с конвейера сошли первые "Жигули", советская версия Fiat-124. Советским гражданам по несколько лет приходилось ждать получения вожделенных "Жигулей".
Сегодня доля "Жигулей" на российском рынке составляет около 42%. Имеется тенденция к ее понижению. Иностранные производители автомобилей, такие как Hyundai, Ford, Daewoo или Renault, чьи машины находятся в том же ценовом сегменте, как и "Жигули", непрерывно сокращают рыночную долю традиционной торговой марки. Исследование PriceWaterhouseCoopers показало, что в этом году в России машин в общей сложности будет продано на сумму около 18,3 млрд евро, что означает прирост в 22%. Речь идет о 1,72 млн автомобилей. Доля подержанных и новых иномарок на рынке составляет 51,2%.
"АвтоВАЗ" произвел в 2004 году примерно 717 тыс. автомобилей. Чистая прибыль концерна, где трудится около 120 тыс. человек, при обороте в 4,5 млрд евро составила 130 млн евро. В этом году московская инвестиционная компания United Financial Group рассчитывает на сокращение прибыли завода примерно на треть и на спад производства на уровне 4%.
Статья получена: InoPressa.ru