Российская розничная торговля переживает бурный подъем. Отечественные сети плетут густую паутину в мегаполисах и под давлением западных операторов все настойчивее тянут свои щупальца в регионы. Там, впрочем, их уже ждут зубастые конкуренты — провинция на месте тоже не стоит, самые "хлебные" города давно уже освоены собственными сетями, которые к тому же пользуются поддержкой местных администраций. На фоне "битвы титанов" усилия малых предприятий удержаться на розничном рынке, на первый взгляд, выглядят суетой в горящем муравейнике: сопротивляться — бесполезно, бежать — некуда. Однако не стоит опускать руки: ведь сейчас на Западе, на который мы так равняемся, самым перспективным направлением розничной торговли являются именно малые формы, так называемые "магазинчики за углом".
Почувствуйте розницу!
Сегодня розничная торговля — один из самых доходных и стремительно растущих сегментов рынка. Цивилизованную розницу у нас представляют практически все имеющиеся в мире виды торговых предприятий — и гипермаркеты, и дисконтеры, и специализированные магазины, и супермаркеты, и небольшие "соседские" лавки. По оценкам аналитиков, рост розничной торговли в 2002 году составил порядка 14%, в 2003 — по предварительным данным — 16-17%. В немалой степени это следствие бурного развития сетевых ритейлеров как в Москве, так и в регионах. Обороты сетевых магазинов, по данным Госкомстата, в январе — октябре 2003 года выросли на 8,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 120 млрд. долларов.
Впрочем, увеличение темпа показали все типы магазинов — объем розничной торговли в РФ за 9 месяцев 2003 года увеличился по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 8,2% до 3,193 трлн. руб. (Госкомстат). Также стоит отметить, что реальные располагаемые денежные доходы в сентябре 2003 г. по сравнению с сентябрем 2002-го увеличились на 12,6%, а среднедушевые доходы россиян составили 5400 руб., что на 27,4% превышает прошлогодний показатель.
"Можно сказать, что в минувшем году в Москве произошел просто взрывной рост розницы, хотя регионы тоже почувствовали изменения в этом секторе, — отмечает ведущий специалист консультативной фирмы "Шесть Nаполеонов" Жанна Кобзева. — Однако при этом каждый из игроков рынка ощутил, насколько жестче стала конкурентная среда, как много, по сравнению с предыдущими годами, требуется усилий, чтобы удержать клиента".
По мнению эксперта, наибольшее влияние на развитие отечественной розницы оказывает приход сюда крупных западных компаний — "Метро", "Ашан" и других. "Это не просто сильные конкуренты — с ними в Россию пришли "длинные деньги", позволяющие строить и развивать концептуальные магазины, не рассчитанные на получение быстрой прибыли. Этот фактор гораздо опаснее для остальных игроков рынка, нежели низкие цены и способность "варягов" заставить играть местного производителя по своим правилам, — говорит Жанна Кобзева. — В результате под воздействием западных торговых сетей, активно осваивающих столицу, московские сети развивают бизнес в регионах и продвигаются на восток".
Произошло и серьезное изменение потребительской среды. По оценкам маркетологов, в России уже сформировался средний класс, и значительно увеличилась доля высокодоходных клиентов. Данные ряда исследований показывают, что более 75 процентов потребителей из этих групп считают ассортимент розничной торговли в России, а также уровень оказываемых услуг неудовлетворительным. Изменились приоритеты потребителей — цена как конкурентное преимущество отошла на второй план, а значение ассортимента и оформления торгового зала возросло. Преодолевая отметку 180 долларов на человека в месяц, покупатели становятся все более избирательными.
Изменение предпочтений отечественных потребителей за последние годы. | |
Интерес | Возрос на |
к дружелюбному обслуживанию | 9% |
к высокому качеству товара | 9% |
к быстроте расчета | 10% |
к низким ценам | 9% |
к близости к дому | 6% |
По данным маркетингового агентства "Шесть Nаполеонов" |
Большинство экспертов уверены, что период хаотичного развития торгового бизнеса и мирного сосуществования предприятий различных форм и товарных ориентаций заканчивается. "Основными тенденциями, уже сегодня формирующими карту розничного рынка ближайшего времени, являются сокращение традиционных, прилавочных форм торговли, усиление конкуренции между российскими и западными компаниями, развитие специализированных магазинов, автоматизация и внедрение современных подходов к управлению торговыми предприятиями, — говорит Жанна. — "Сегодня стоит предположить, что в ближайшее время начнется массовое переоснащение небольших магазинов и павильонов, возникших в начале 90-х годов. И задача консультативных компаний — предложить малому бизнесу рецепты выживания в агрессивной окружающей среде, среди крупных хищников — „сетевых акул“ ".
Помощь потребуется многим: как свидетельствует Госкомстат, к малому бизнесу
относится ровно половина всех розничных торговых предприятий — свыше 128 тысяч.
Агрессивное наступление крупных торговых сетей оставляет все меньше места на
рынке для отдельных продовольственных магазинов. В небольших населенных пунктах
малым предприятиям пока бояться нечего — там палатки и магазинчики всегда будут
оставаться единственными торговыми предприятиями, ведь оборота, который
требуется крупным игрокам, в деревне с населением 150 человек не сделаешь.
Зато в Москве и Санкт-Петербурге для них наступили не лучшие времена —
покупатель уходит в супермаркеты, где ему предлагают более широкий выбор
товаров. Открытие неподалеку сетевого магазина часто становится роковым событием
для тех, кто работает в самой мелкой рознице неподалеку. Но у небольших
магазинов есть свои конкурентные преимущества, которые надо умело использовать.
Особенно уместно попытаться организовать такую форму торговли в Москве — благо,
что правительством столицы утверждена и в конце минувшего года начата
специальная программа открытия магазинов так называемой шаговой доступности.
Хотя и здесь без борьбы не обойдется
— ведь "зеленая улица", открытая
властями, тут же заинтересовала и крупные компании.
Континент наступает
"Идея деления на форматы "универсам", "соседский" и "люкс" появилась у нас в 2002 году. Для каждого разработаны свои стандарты по месторасположению, площади, ассортименту, оформлению и т. д. Это упростило тиражирование магазинов и позволило нам более целенаправленно работать с покупателями в разных районах, что особенно важно, учитывая рост конкуренции, — рассказывает Ирина Телицина, директор по связям с общественностью сети "Седьмой континент". — Сеть магазинов формата "соседский" мы назвали "Семь шагов". Они рассчитаны на жителей ближайших домов, упор в ассортименте сделан на товары повседневного спроса. За год мы оценили востребованность магазинов шаговой доступности. Когда в ноябре мы открывали второй магазин "Семь шагов" в Солнцево, на Боровском шоссе, то немного опасались, что он оттянет на себя часть клиентуры нашего же магазина на Новопеределкинской улице. Однако этого не произошло, у каждого магазина сформировался свой круг постоянных покупателей. К тому же эта ниша в Москве практически свободна". По словам Телициной, сетевым операторам легче развивать такой формат, чем одиночкам, а конкуренция со стороны западных сетей здесь маловероятна.
Динамика роста оборота розничной торговли и доходов населения | |||
Январь - Сентябрь | Прирост,% | ||
2002 г. | 2003 г. | ||
Оборот розничной торговли | 2951 млрд. руб | 3193,1 млрд. руб | 8,2 |
Денежные доходы населения | Среднемесячная з/п за сентябрь | Прирост,% | |
3,956 руб | 5,040 руб | 27,4 | |
(По данным Госкомстата РФ) |
По оценке экспертов "Седьмого континента", в перспективе доля крупных сетей будет увеличиваться, и многие мелкие игроки, для которых розница была непрофильным бизнесом, продадут свои магазины. Уже сейчас на рынке розничной торговли активно идет процесс, обратный тому, что происходил в начале 90-х годов, когда всевозможные мебельные и вещевые магазины открывались на месте бывших гастрономов. "Теперь те же мебельщики разорились, не выдержав давления со стороны крупных игроков, и мы скупаем их помещения под наши "Семь шагов", чтобы вернуть в них продукты, — говорит Ирина. — Мы активно расширяемся, и сейчас основная задача — приобретать подходящие помещения. Как только мы его получаем, проводим маркетинговое исследование, и, в зависимости от расположения и площадей, решаем, что это будет — "Семь шагов" или универсам".
При этом, по ее словам, в поисках подходящей площади торговые сети часто
"сталкиваются лбами", прицениваясь к одному и тому же магазину. Для владельца
магазина такой вариант — большая удача, ведь стремясь заполучить его в
собственность, соперники повышают ставки. Нарасхват идут любые площади — от
солидных универсамов до маленьких пристроек к жилым домам. "Раньше мы не
интересовались маленькими помещениями, — вспоминает Ирина.
— Теперь по
площади нам годится практически всё — это сильно расширило наши
возможности".
Примечательно, что "Седьмой континент" полагает формат "Семь шагов" чисто московским и не планирует продвигать его в регионы. "Там имеет смысл открывать только гипермаркеты, либо, как минимум, супермаркеты, но уже по франчайзингу, — говорит Ирина. — Для любой крупной сети логичным этапом развития становится освоение новых рынков. У компании "Седьмой континент" тоже есть планы регионального развития. Сейчас наши магазины есть только в Москве и один в Подмосковье — в ТЦ "Вэймарт" на 26 километре МКАД. В дальнейшем мы планируем развивать в крупных городах по франчайзингу супермаркеты и самостоятельно — гипермаркеты. Переговоры с потенциальными партнерами уже ведутся".
По прогнозам представителя "Седьмого континента", у небольших игроков есть три выхода — разориться, не выдержав обострения конкуренции, продать бизнес крупной сети или уйти в более узкую нишу. Главной причиной, которая не позволяет мелким предприятиям соревноваться с крупными, являются невысокие объемы продаж. Одним из наиболее перспективных вариантов дальнейшего развития таких магазинов может стать франчайзинг. Кстати, подобная программа развития существует у "АБК" с 2002 года.
Власть любит маленьких
Москва ощущает острую нехватку торговых площадей, при этом страдая
неравномерной нагрузкой их по городу, считает первый заместитель руководителя
Департамента потребительского рынка и услуг столицы Ефим Рыбалов. По его
словам, на центр приходится около 40% товарооборота, что делает необходимыми
меры по его разгрузке. В то же время в районах новостроек
ощущается явная нехватка магазинов.
Эффективно решить проблему со снабжением
москвичей товарами первой необходимости, по мнению мэра Юрия Лужкова,
позволят так называемые "магазины за углом". Градоначальник пообещал, что до
конца 2004 г. в Москве появится 800 таких магазинов. Ведь для классических
супермаркетов попросту не осталось помещений.
В скором времени на рассмотрение столичного правительства будет вынесен проект постановления о развитии сети "магазинов у дома" в Южном административном округе. НИПИ Генплана совместно с префектурами сейчас подбирает участки для размещения небольших магазинов в радиусе 300–500 м от жилых домов. В Южном округе, с которого начнется реализация программы, до 2006 г. должно появиться 160–170 таких магазинов, а 800 магазинов — это цифра в целом по городу. Предполагается, что магазины будут "социально ориентированы", то есть в них будет предложен набор самых необходимых продуктов по невысоким ценам. Компании — участники программы будут отбираться на конкурсе.
Между тем большинство столичных фирм розничной торговли развивают форму "магазин за углом" без всяких подсказок из мэрии. На этом поле давно играет сеть "АБК". Средняя площадь ее универсамов составляет всего 250–300 кв. метров. Сеть была создана в 1997 году и сейчас насчитывает два десятка магазинов. Ассортимент ее товаров составляет 3–3,5 тыс. наименований. Среднестатистический универсам сети обслуживает около 1000 покупателей в день, совершающих покупки в среднем на 120 рублей каждый.
Аналогичные магазины под вывеской "Семь шагов" недавно запустил "Седьмой континент", а "Перекресток" открыл первый такой магазин под вывеской "Рядом". По оценке директора по маркетингу сети магазинов "Петровские" Олега Гвоздика, уже сегодня в Москве не менее 1500 магазинов, соответствующих критериям этого формата, на них приходится до 30% товарооборота городской "цивилизованной" продовольственной розницы.
27.01.2004 Евгения Ленц |
МА "Шесть Nаполеонов" |
Статья получена: Клерк.Ру