Объединенную компанию «Пятерочки» с «Перекрестком» на рынке уже давно окрестили «Перетерочкой», но владельцы сетей в сентябре собираются огласить совсем другое название. Как стало известно «Ведомостям», сейчас они тестируют наименование Х5 (произносится «икс пять»).
В сеть «Пятерочка» на конец июня входило 870 универсамов, в том числе 479 франчайзинговых. Основные компании сети принадлежат голландской Pyaterochka Holding, чистая выручка которой в 2005 г. — $1,36 млрд.
В мае Pyaterochka приобрела 100% ЗАО «Торговый дом „Перекресток“, в которое входило на конец июня 142 магазина, включая девять франчайзинговых. 47,8% Pyaterochka принадлежит совладельцам „Альфа-групп“ — Михаилу Фридману (21,9%), Герману Хану и Алексею Кузьмичеву. Еще 6,2% делят менеджеры «Альфы": Лев Хасис (1,8%), Александр Косьяненко (3,4%) и Алексей Резникович (1%). 21,2% — основатели «Пятерочки": Андрей Рогачев (11,14%), Александр Гирда (9,33%), Татьяна Франус (0,59%) и Игорь Видяев (0,17%). В свободном обращении на Лондонской фондовой бирже — 24,8%. |
О том, что голландская Pyaterochka Holding, головная компания торговых сетей “Пятерочка” и “Перекресток”, будет переименована, ее гендиректор Лев Хасис рассказывал журналистам еще в конце мая. На прошлой неделе Хасис подтвердил “Ведомостям”, что варианты нового наименования сейчас тестируются, а окончательное решение акционеры объявят в сентябре. По словам финансового директора Pyaterochka Виталия Подольского, акционеры уже выбрали новое название, но оно держится в секрете. Другой источник, близкий к компании, уточнил, что Pyaterochka Holding в скором времени будет называться X5. Основатели “Пятерочки” настояли на том, что в названии должна остаться цифра пять, пояснил собеседник “Ведомостей”. По его словам, новое наименование уже проходит регистрацию.
Переименование коснется только головной компании, рассказал Хасис, а магазины продолжат работать под брендами “Пятерочка” и “Перекресток”. Акционеры посчитали неправильным, что мультибрендовая торговая компания называется по имени одной из сетей. Например, главе объединенной компании Льву Хасису и руководителю сети дискаунтеров Олегу Высоцкому приходится представляться одинаково — гендиректорами “Пятерочки”.
Кроме того, в будущем розничные активы “Альфа-групп” пополнятся новыми брендами, в частности сетью гипермаркетов “Карусель”, которую основатели “Пятерочки” сейчас развивают отдельно. В материалах к майскому собранию акционеров Pyaterochka Holding говорится, что у компании есть опцион на покупку “Карусели” с 1 января по 1 июля 2008 г. (75% стоимости будет оплачено деньгами, остальное — акциями Pyaterochka Holding, т. е. доли Андрея Рогачева и Александра Гирды в головной компании могут увеличиться).
Наконец, инвесторы до сих пор помнят декабрьский кризис Pyaterochka Holding, когда компания снизила прогноз по выручке и ее капитализация упала почти на $1 млрд, признает топ-менеджер сети.
Отношение инвесторов к компании зависит от ее показателей, а название тут ни при чем, комментирует глава сети “Магнит” Сергей Галицкий. Финансовые показатели Pyaterochka за I квартал соответствуют ожиданиям аналитиков, отмечается в обзоре “Атона”: выручка “Пятерочки” увеличилась на 41% до $438,9 млн, “Перекрестка” — на 45% до $323,4 млн. Но динамика роста сети по итогам первого полугодия не так впечатляет: “Пятерочка” открыла 44 универсама (прогноз самой компании на год — 130), “Перекресток” — 13 супермаркетов (прогноз — 40). Если темпы роста не увеличатся во втором полугодии, считают в “Атоне”, выручка группы в 2006 г. может оказаться ниже запланированной. По информации топ-менеджеров нескольких федеральных ритейлеров, Pyaterochka активно ведет переговоры о покупке региональных сетей — в частности, интересуется пермской “Семьей”, казанским “Эдельвейсом”, челябинской “Незабудкой”.
Опрошенные “Ведомостями” в связи с переименованием компании конкуренты “Пятерочки” и финансовые аналитики обратили внимание на существование модели X5 у одного из крупнейших европейских автопроизводителей Bayerische Motoren Werke (BMW). Связаться с представителем BMW вчера не удалось. По мнению директора юридической фирмы Corpus Juris Дениса Балакина, если у BMW и может быть недовольство, то только “на уровне этики бизнеса”, а с юридической точки зрения названия не пересекаются. У BMW этот знак зарегистрирован только по классу автомобилей, а “Пятерочка” их производить пока не планирует, так что конфликты исключены, шутит топ-менеджер сети.
В 1998 г. “этика бизнеса” обошлась компании Ford в $550 000. Издатель немецкого журнала Focus — Burda Group — возмутился тем, что автоконцерн намерен продавать в Германии свою новую модель под именем Focus, и добился соответствующего судебного запрета. Потом компании пришли к соглашению, в результате которого Ford получил возможность торговать Focus, но перечислил в близкий Burda фонд “Врачи для третьего мира” указанную выше сумму.
Крупные компании меняют свои названия гораздо реже, чем торговые марки. Одним из самых громких переименований стало превращение в 2001 г. “Сибирского алюминия” в “Базовый элемент” (управляет активами Олега Дерипаски). Сменой названия бывшие партнеры Олег Дерипаска и Михаил Черной окончательно оформили разрыв. А в 2004 г. финансовая корпорация “Никойл” решила взять имя приобретенной ею группы “Уралсиб” — как более узнаваемое в регионах.