Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Бизнес и финансы » Управление и менеджмент » Успешный управляющий ростом. Кто он?

 

Успешный управляющий ростом. Кто он?

 

 

В середине 90-х отечественные компании условно можно было разделить на две группы: одни пытались преодолеть груз советского прошлого, другие, созданные с нуля, решали проблемы становления. Затем был кризис 1998-го и оживление экономики. В тот период рост компании считался неотъемлемым признаком толкового руководителя. Однако в последнее время процесс роста вдруг вышел из-под контроля, и управление им стало настолько актуальным, что этим интересуется все больше и больше менеджеров.

Многие руководители осознают, что методы и приемы, которые еще вчера обеспечивали стабильный рост компании, сегодня уже не работают столь же эффективно.

загрузка...

 

 

Управленцы пытаются изменить ситуацию. Как показывает наш опыт, для этого чаще всего используются:

  • стандартизация управления в компании (формализация бизнес-процессов, стандартизация документооборота, описание всех внутренних процедур и т. д.);
  • создание системы четкого и строгого контроля за работой каждого сотрудника (в том числе на базе стандартизации).

Кроме того, нередко эти меры сопровождаются активным и повсеместным внедрением информационных технологий, которые так популярны сегодня.

К чему это может привести? Думаю, многим знаком следующий пример. Генеральный директор, собственник, талантливый предприниматель — все в одном лице. Его диверсифицированный бизнес уже разросся до таких размеров, что то и дело норовит выскользнуть из-под контроля своего создателя. После периода мук, крика на нерадивых подчиненных и попыток усовершенствовать собственный тайм-менеджмент и квалификацию по всем возможным вопросам этот руководитель приглашает консультанта и просит: «Оптимизируй и формализуй мне все процессы в компании. Чтобы я в любой момент знал, кто и что делает, чтобы у моих сотрудников не было поля для непрофессиональной самодеятельности». По его мнению, подобная система позволит ему, полностью сохранив контроль за всеми решениями в компании, успешно управлять постоянно растущими разнообразными бизнесами.

Если консультант берется за дело, то, пытаясь разобраться в процессах компании, вдруг обнаруживает, что буквально каждый из них замкнут на генерального директора. Совершить крупный платеж, купить бумагу для принтера — все вопросы к директору. К нему постоянно выстраивается очередь из сотрудников.

Инициативы у персонала нет никакой — все равно окончательное решение принимает директор. Работники отдела продаж не ищут покупателей сами, ведь общаться с ними серьезно они не могут — все действия надо согласовывать наверху. Они обслуживают тех, кого прислало руководство. Так как зарплату выплачивают регулярно, но одну и ту же сумму неизменно (порой по нескольку лет подряд), то мотивации прикладывать особые усилия для решения насущных проблем у коллектива нет.

Круг замыкается: сотрудники безынициативны и не мотивированы, потому что не принимают никаких решений, а директор не может отдавать полномочия таким пассивным сотрудникам...

Упомянутые мероприятия являются естественной и часто необходимой реакцией на изменения внешней среды, но велика ли степень их эффективности? При подобных действиях трудно совершить серьезный, качественный скачок вперед.

ПРОБЛЕМЫ РОСТА

Переход многих российских компаний в новое качественное состояние и их дальнейшее успешное развитие зависят от нескольких ключевых решений — переноса акцентов в управлении компанией:

  • со стандартизации на делегирование;
  • с контроля на мотивирование;
  • с технологии на вдохновение.

Хотелось бы подчеркнуть, что речь не идет о полном отказе от стандартизации и формализации рабочих процессов и контроля над ними. Эти управленческие инструменты зачастую являются довольно полезными. Стандартизация, например, позволяет минимизировать затраты времени на решение типичных задач, упрощает передачу функций от одного сотрудника к другому, устраняет нелогичности во взаимодействии различных подразделений. Система контроля дает руководителю возможность отслеживать степень и качество выполнения задач и при необходимости вносить коррективы. Однако в новых условиях существования бизнеса ставка исключительно на перечисленные инструменты, как показывает наш опыт, не позволяет преодолеть барьер и выйти на новый виток развития.

В отличие от стандартизации и контроля (применяемые для разрешения проблем роста, они скорее направлены на борьбу с симптомами), делегирование и мотивирование могут устранить саму природу этих проблем. Ведь многие из них возникают потому, что растущий объем информации о рынке, клиентах и сотрудниках становится невозможно контролировать силами одного ключевого лица. Руководитель уже не в состоянии принимать эффективные решения по всем вопросам, контролировать всех сотрудников и поддерживать отношения со всеми клиентами. К сожалению, на практике подмена делегирования стандартизацией, а мотивирования — контролем является одной из типичных ошибок.

Однако внедрение новых акцентов в управлении компанией — задача очень сложная. Это своеобразный вызов российским руководителям, которые полны решимости вывести свой бизнес на новый этап развития. Например, делегированию полномочий в отечественных компаниях мешает целый комплекс факторов — от личных ограничений руководителя и отсутствия достаточной степени доверия к наемным специалистам до уже упоминавшегося дефицита квалифицированных кадров.

Но на принятии решения о передаче полномочий проблемы не заканчиваются. Приняв такое решение, менять его опасно, и ошибаются те, кто думает, что можно сегодня и завтра делегировать полномочия, а послезавтра опять начать вмешиваться во все самому. Такое поведение не только создает хаос в управлении и дискредитирует функциональных руководителей в глазах подчиненных, но и ведет к серьезной демотивации персонала компании.

Это наглядно показывает, как тесно взаимосвязаны делегирование и мотивирование. С одной стороны, отдавать полномочия пассивным, немотивированным работникам — абсурд, сделать такой шаг не рискнет ни один руководитель. С другой стороны, отсутствие самостоятельности полностью гасит любую инициативу, и часто именно по причине недостаточности полномочий и ответственности компанию покидают лучшие кадры... А потому воплощать эти два сложных решения нужно одновременно, иначе положительный эффект от одного из них будет сразу гаситься нехваткой другого.

СЕКРЕТ НЕ В СКРИПКЕ, А В МУЗЫКАНТЕ

Как же все названное реализовать? Дело в том, что задачи управления ростом предъявляют новые требования к руководителю компании. Как показывает наш опыт, успешный управляющий ростом должен быть в первую очередь «создателем ви'дения». Поясним, что это такое и почему это так необходимо.

В современной литературе по менеджменту технологии делегирования полномочий и мотивирования сотрудников описаны достаточно подробно. Но, как показывают наши наблюдения, в сложную эпоху перемен, которая наступила для многих компаний, одно лишь их применение является недостаточным для нового скачка. Основой качественного изменения может быть только личное желание сотрудника решить задачу и стремление сделать это наилучшим образом. А такая мотивация находится в области вдохновения, горения идеей. И потому сегодня, по нашему мнению, ключевая задача руководителя — вдохновлять и придавать особую осмысленность всем действиям организации.

Рассмотрим еще один пример. Руководитель крупной компании жаловался на «советскую» корпоративную культуру предприятия, которая приводит к снижению качества продукции и увеличению сроков обработки заказов клиентов. Он делился опытом принятых мер: создали специальный отдел по работе с корпоративной культурой, провели социологическое исследование, начали издавать корпоративную газету, разработали миссию компании, и на днях она будет размещена на стендах в каждом подразделении. Правда, потом признался, что результатов все еще нет. Но изложить разработанную миссию он не смог — сначала попытался вспомнить, а затем заявил: «Не могу сформулировать... Да и какая разница для сотрудников, что мы там разработали? Главное, что об этом бизнесе и его будущем думаю я, а им это знать не обязательно».

Руководитель, о котором идет речь, — не «советский» директор, а современный, образованный профессионал, добившийся серьезного улучшения деятельности вверенной ему компании. Но столкнувшийся с проблемой дальнейшего ее развития в тот момент, когда были залатаны все пробелы, которые можно было технологично «зашить».

Мы назвали руководителя данного типа «машиной с управленческой функцией». Эта «машина» представляет собой высшее достижение управленческих технологий. Часто для подобного человека не имеет значения, каким бизнесом заниматься, лишь бы не мешали, нередко он применяет универсальные решения, используемые в других компаниях. Такой руководитель нацелен на эффективность и не считает нужным тратить усилия на то, чтобы в компании поняли и разделили его идеи. Но вдохновить людей он не может...

Однако есть и другой тип руководителя — «создатель ви'дения», который одержим идеей, способен вдохновить на ее реализацию коллег, и зачастую ему даже не нужны для этого специальные мероприятия по формированию корпоративной культуры. С горящими глазами он обсуждает с сотрудниками будущее бизнеса, выслушивает их предложения, спорит, пробует, ищет новые пути, ошибается, снова пробует — и приходит со своей командой к успеху. Вслед за ним компания готова преодолевать все препятствия на пути к реализации своей мечты. Возможно, часть его успеха в том, что вдохновлять людей — это особое искусство, которое рождается из собственной вдохновленности идеей.

Подводя итог, следует отметить, что сегодня как проблемы, так и успех роста компании зависят от управляющего этим процессом в большей степени, чем когда-либо. Ситуация требует от руководителей не только «правильных» действий: анализа рынка, финансового планирования, наведения порядка в организации, но и чего-то большего. В частности, лучшего понимания, ради чего все это нужно, какую компанию он создает и какими в действительности идеями (не путать с лозунгами) собирается ее мотивировать. Именно от этих качеств руководителя зависит дальнейшее развитие, успешный рост многих российских предприятий.

Татьяна Андреева, руководитель отдела консультирования по организационному развитию исследовательско-консультационной фирмы «АЛЬТ», аспирант факультета менеджмента СПБГУ

Опубликовано в журнале "БОСС" 2003 № 11


Статья получена: Клерк.Ру
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Успешный управляющий ростом. Кто он?":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Mazda 3: Эй, товарищ, кто здесь крайний?

В тесте участвуют автомобили: Mazda 3 «Мазда-3» – необыкновенный автомобиль. Разве может обычная машина заставить покупателей томиться в ожидании полгода, а то и больше? «Продам очередь на «Мазду-3» за $500», – я то и дело натыкаюсь на подобные объявления.

» Японские автомобили - 2275 - читать


Кто надежнее среди «японцев»?

• Автомобили Toyota оказались самыми надежными и в ЯпонииИзвестно, что автомобили из Японии считаются самыми надежными в мире. Они имеют, конечно, ряд своих недостатков, но мало кто из водителей может сказать, что японские автомобили разваливаются. Однако стоит отметить, что большинство исследований качества машин тех или иных марок проводились, главным образом, в Америке или Европе.

» Японские автомобили - 3299 - читать


Маркетинг, управляемый результатами: руководство к прибыли и росту

Johannes Bussmann, Gregor Harter, Evan Hirsh Опубликовано на V-RATIO Меняющийся мир требует более тщательно подхода к маркетингу. Но это не означает, что вы обязаны жертвовать творчеством ради анализа. Похоже, нет более распространенной метафоры в бизнесе, чем сравнение маркетинга с войной.

» Управление и менеджмент - 1392 - читать


Кто виноват в росте цен на жилье?

По информации " Известий", в начале сентября глава правительства Михаил Фрадков проведет закрытое совещание с представителями федеральных ведомств и прокуратуры. На нем представители федеральной власти попытаются разобраться, что же у нас в стране происходит с ценами на жилье.

» Строительство жилья - 1528 - читать


Стагнация на рынке жилья скоро закончится: кто начнет очередной виток роста цен

После резкого роста цен на жилье, происходившего в последнее время, рынок затих в раздумье – что дальше? Прогнозы совершенно разные: одни аналитики пророчат обвал, другие – новый виток взрывного роста, а наиболее осторожные отделываются высказываниями про стагнацию. Замерли и потенциальные покупатели квартир – и те, кому она нужна, чтобы там жить, и инвесторы.

» Строительство жилья - 1742 - читать



Статья на тему Бизнес и финансы » Управление и менеджмент » Успешный управляющий ростом. Кто он?

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru