Правительство Москвы пытается остановить исчезновение продовольственных магазинов в центре города. Как обычно, инициатива чиновников опоздала на пару десятков лет.
Московские власти поведут борьбу с «социально незначимыми» магазинами – бутиками, зоомагазинами и прочими торговыми предприятиями, не способствующими пищеварению человека. Об этом мэр Юрий Лужков заявил на заседании столичного правительства. Публика ликует: «вот она, твердая рука», «наконец-то вспомнили заветы экономиста Кейнси», «больше станет нужных товаров»… Диапазон мнений широк, но важно услышать еще одно: городские чиновники создадут «лавочку», исправно собирающую еще один вид оброка с торговцев, «виноватых» в том, что задумали открыть непрофильный магазин.
По словам Ю. Лужкова, в городе будет проведена инвентаризация всех торговых предприятий. И в ближайшее время Департамент потребительского рынка совместно с руководством префектур должен провести анализ использования площадей, выделенных городом в аренду для магазинов, торгующих товарами не первой необходимости. Прежде всего, проверка коснется столичных бутиков с дорогой одеждой и обувью. «Торговые точки необходимо вернуть обратно», - подчеркнул мэр. Правда, основатель нового экономического подхода к регулированию рынков забыл упомянуть, как это сделать: то ли досрочно расторгнуть договоры аренды помещений с торговцами и выплатить неустойку (из бюджета) за такой широкий жест, то ли просто прогнать их, руководствуюсь умонастроением одного из персонажей античной литературы: «Нерон велел так поступить. Не я – такое было до меня».
В жанре кинофильма
Впрочем, чиновники предложили и еще один путь решения проблемы - в качестве альтернативной меры бутикам разрешат сохранить свой профиль только при условии открытия отделов продуктовой торговли по средним ценам. Как станет выглядеть на практике такое соседство, представить трудно: розовые сапоги от «Вичини» и докторская колбаса, «Прада» и лианозовское молоко… Энди Уорхол отдыхает. Кстати, и название таким магазинам было придумано под стать произведениям искусства – «магазины за углом». Видимо создатели «новой продовольственной программы» очень полюбили кинофильм застойных времен «Блондинка за углом». Содержание фильма достойно того, чтобы привести его:
«Продавщица продовольственного магазина Надежда (Татьяна Догилева) в эпоху тотального дефицита не нуждается ни в чем. Она абсолютно уверена в своем жизненном успехе.
Устроившись работать грузчиком в универсам, бывший астрофизик Николай (Андрей Миронов) влюбляется в Надю и оказывается в окружении людей, чуждых ему по духу. Тем не менее, он даже решает жениться на девушке. Николай старается приобщить Надю к иной жизни, однако ему это не удается.
Впрочем, и будущей жене не удается заразить «главного по тарелочкам» своей уверенностью и познакомить с «нужными» людьми для дальнейшего семейного благополучия. Надя не в состоянии отрешиться от привычных ей жизненных ценностей.
На церемонии бракосочетания, когда убожество «служак дефицита» обнажается до предела, Николай не выдерживает и убегает».
Москва без москвичей
В первую очередь чиновники озаботились недостатком продуктовых магазинов в центре Москвы – тут и предлагается проводить эксперименты. С точки зрения проживающего в ЦАО человека идея московского правительства о сохранении и даже преумножении продуктовых магазинов – шаг верный. Например, на Тверской остался только один продуктовый магазин – знаменитый «Елисеевский». Но и он после реконструкции предлагает в основном деликатесы – трудно представить себе пенсионера, покупающего в нем подкопченные мидии или тосканские вина.
Проблему сохранения продуктовых в центре города, несомненно, решать надо. Но вопрос как всегда стоит шире: чтобы заработала нормальная социальная инфраструктура, необходимо остановить депопуляцию центра, иначе это будет «театр теней». По официальным данным префектуры ЦАО, численность населения за последние 10 лет тут сократилась почти на 100 тыс. человек. Причем резко изменился и социальный состав «центральных» жителей: по неофициальным данным, более 40% коренных москвичей были выселены отсюда на задворки города, а их «места обитания» заняли обеспеченные люди. Изменилось и потребительское поведение жителей центра - богатые москвичи предпочитают закупать продукты и товары первой необходимости не каждодневно в «магазинах за углом», а раз в неделю в супермаркетах.
Московское правительство никак не может определиться, каким оно видит центр города в будущем. Этаким «Даун-тауном», где люди только работают, а ночевать уезжают на окраины? «Элитным заповедником», где дворы домов огорожены решетками и заборами, окутанными для пущей безопасности еще и колючей проволокой с пропущенной по ней током? Или неким гибридом первого и второго, для чего пространство «разбавляется» бутиками, ресторанами и салонами красоты? Как писал Николай Васильевич Гоголь почти по такому же поводу: «Не дает ответа…»
Без истории
Если посмотреть на проблему еще шире, встает другой вопрос – что вообще происходит сегодня с центром города, оставим ли мы потомкам нашу славную историю или заменим ее новоделом? Известный американский эколог Барри Каменер как-то сказал, что при социализме природу и историю губит погоня за планом, а при капитализме - погоня за прибылью. Любой владелец, выкупивший участок в центре Москвы с расположенным на нем памятником, стремиться выжать из него максимум коммерческой выгоды. Собственно памятник, как объект культуры, ему не нужен. Поэтому требуемую по закону реставрацию этого памятника он с разрешения правительства Москвы превращает в реконструкцию, приводящую к физическому уничтожению памятного здания.
Москва в последние годы довольно бурно увеличивает количество жителей (Всероссийская перепись показала, что их теперь 10,4 млн, а не 8,6 млн, как было принято думать раньше; впрочем, и эти цифры не окончательные - по некоторым данным, в городе проживает 12-13 млн человек). И вновь прибывшим на территорию столицы людям безразлично - старая это застройка или нет, им даже больше нравится, когда глаз останавливается на покрашенных новеньких фасадах, похожих на фотообои. Еще 10-15 лет назад Москва привлекала туристов всего мира именно своими историческими и архитектурными памятниками. Я думаю, что мэр Москвы не совсем отдает себе отчет в том, что очень скоро этот город перестанет быть центром туризма, потому что западным людям смотреть на евроремонт и на бетонные стены новых московских особняков, которые не имеют никакой исторической, художественной ценности, просто неинтересно.
Например, Париж за одну неделю зарабатывает на туризме больше, чем весь годовой бюджет Москвы. Во французской столице, в отличие от Москвы, каждый квадратный метр центра дышит жизнью. Кафе, магазины, кинотеатры... Парижский градостроительный кодекс содержит правило, согласно которому первые два этажа здания должны нести социальную нагрузку. Это может быть лавка, продуктовый магазинчик, мастерская, парикмахерская, музей или галерея. Увы, Москве такой подход к историческому наследию и социальной инфраструктуре и не снился.
Создадут ли в московских бутиках точки по продаже продуктов, для жителя центра города в общем-то не важно: как и прежде, коренные москвичи будут ездить на окраинные рынки, а богатые люди – закупаться в супермаркетах там же возле МКАД. Такая ситуация продержится ровно до тех пор, пока центр окончательно не обезлюдит. Тогда банки с томатным супом на полках с одеждой прет-а-порте станут, как им и положено, объектом актуального искусства.
Мир и Дом
Статья о недвижимости получена: IRN.RU