Еще 3-4 года назад столица вводила в строй гаражей максимум на 60-70 тысяч машино-мест, а нынче их будет сдано почти на 111 тысяч машино-мест. Лишь в центре города вводится 25 тысяч машино-мест. Достаточны ли такие темпы для столицы?
О том, чего ожидать в ближайшее время автовладельцам, корреспонденту "РГ" рассказал первый зам. руководителя департамента градостроительной политики, развития и реконструкции города Константин Королевский.
Российская газета | Константин Юрьевич! Программа гаражного строительства достаточно долгое время тормозила. Дело все-таки сдвинулось с места?
Константин Королевский | Я и сейчас считаю, что мы просто наверстываем упущенное. В настоящее время нам повезло в том, что город активно занимается реконструкцией целых районов. А когда на территории все сносится, любой жилой квартал можно заново построить уже с учетом прежних ошибок. В сложившуюся застройку входить всегда сложнее. Тут заранее можно предвидеть, что жители разделятся на две части. Тем, у кого есть машина, гараж нужен, а те, у кого еще ее нет, выступают против под любым предлогом.
РГ | И все-таки строители пока не успевают за темпами роста количества машин у москвичей?
Королевский | Это так. Дело в том, что доходы у жителей столицы повыше, чем в целом по стране. Самый же простой путь доказать, что благосостояние человека выросло, - купить машину. Посмотрите на графики увеличения лишь официальных доходов горожан и числа машин в городе - они же представляют собой почти параллельные прямые! Впрочем, и так видно, что во многих семьях в Москве даже не одна, а две или три машины.
РГ | Новые столичные нормы учитывают это?
Королевский | В муниципальном доме, где норма обеспеченности жилплощадью на человека до 30 квадратных метров, предусмотрено одно машино-место на квартиру, а в домах повышенной комфортности, строящихся в расчете от 50 метров на человека и выше, - два машино-места.
Нет гаража, значит, нет и права на застройку. Причем не только дома, но и больницы, кинотеатра, развлекательного комплекса... А количество машино-мест при каждом объекте рассчитывается исходя из его площади. Благодаря этому инвесторы утратили возможность дурить власти, говоря: у нас комплекс-то большой, но полезной площади мало, поэтому и автостоянок мало. К тому же многие сейчас поняли: москвичи готовы платить за гаражи, причем нередко те же самые деньги, что и за квадратный метр жилья.
РГ | А у тех, кто живет на одну зарплату, есть надежда обзавестись гаражом?
Королевский | В муниципальных домах бесплатные квартиры, как известно, получают очередники, которыми в наши дни, имея высокий доход, не станешь. Добиться там строительства гаражей действительно было сложно. Дело в том, что их возведение было для генподрядчиков нагрузкой, от которой они всячески старались избавиться. Теперь стоимость строительства гаражей в таком доме взял на себя столичный бюджет. А затем уже город продает их будущим жильцам по себестоимости с минимальной наценкой или сдает им в аренду.
РГ | И вы хотите сказать, что ни один муниципальный дом не будет сдаваться без гаражей?
Королевский | Именно так! Причем это случится начиная с 1 января 2007 года.
РГ | А что все-таки с обещанными жителям столицы народными гаражами, которые должны были решить проблему в сложившихся районах города?
Королевский | И здесь пришлось искать новые подходы. В частности, решено, что проектную документацию теперь также финансирует город. И дело пошло - в следующем году сдадим в строй первые десять комплексов на 3-4 тысячи машино-мест. В будущем на их долю придется 10-15 процентов в год.
РГ | А цены?
Королевский | 6-7 тысяч долларов - за машино-место в наземном многоэтажном паркинге, от 15 тысяч долларов - в подземном.
РГ | Ну а цели обеспечить москвичей гаражами на все 100 процентов в городской программе даже не стоит?
Королевский | Такого не удалось добиться еще ни одной стране мира. Всегда и везде находятся люди, которые говорят: ставил машину под окнами и буду ставить. Им бы я хотел сказать лишь одно: представьте ситуацию, что стало плохо вашему близкому человеку, а "скорая помощь" не может пробиться сквозь стоящие машины... А если пожар? Ведь такие ситуации уже были... Поэтому, честно говоря, лично мне весьма импонируют правила, принятые у японцев: у них человеку без справки о том, что у него есть место для хранения автомобиля, машину просто не продадут.
РГ | Ну а какая обеспеченность все-таки реальна для Москвы?
Королевский | В целевой городской программе записано, что к 2020 году город должен быть обеспечен паркингами на 70 процентов. Для этого необходимо вводить по 115 тысяч машно-мест в год. К этому город уже близок.
Любовь Пятилетова Российская газета
Статья о недвижимости получена: IRN.RU