Заводские районы столицы скоро обретут новых жителей. Ими станут московские очередники. Образ промзоны хорошо знаком не только жителям столицы, но и любому российскому горожанину. Это всегда безнадежно унылый индустриальный пейзаж, пропитанная до грунтовых вод мазутом почва, остовы отслужившего свое индустриального хлама. Всеохватывающие реформы правительства Москвы добрались теперь и до этих забытых мест.
Решение назревало давно - на площади свыше 20 тысяч гектаров раскинулись более восьмидесяти промышленных зон, и на известном этапе их хаотичная застройка стала мешать развитию города. Наметилось и явное расслоение среди их обитателей - законы рынка сделали востребованными одни предприятия и убыточными другие, многие из которых и вовсе "легли на бок", держась на поверхности лишь за счет аренды помещений. По данным, приведенным руководителем Департамента науки и промышленной политики Москвы Евгением Пантелеевым, на 2006 год современному уровню производства соответствует в столице лишь треть заводов и комбинатов. Их никто трогать не будет, а вот большинство остальных ждет теперь совсем другая жизнь.
Правительством Москвы поставлена цель в пятилетний срок вдвое сократить количество промышленных предприятий, причем, не подрывая производственный потенциал столицы. В результате из нынешних 87 промзон останутся только 43. "Согласно целям принятой нами программы "Промсити-Москва" вывод промышленных предприятий из центра не предполагает сокращения промышленного потенциала города, - отметил в связи с этим заместитель руководителя Департамента градостроительной политики, развития и реконструкции города Сергей Амбарцумян. - Он будет сохранен за счет создания специальных промышленных территорий, обеспеченных самыми современными технологиями производства, связи и прочей инфраструктурой".
Решение о судьбе каждого предприятия будет приниматься после детального анализа последствий, и в первую очередь социальной составляющей. "Сейчас в Москве ведется масштабная комплексная работа по обследованию промзон, - комментирует ситуацию первый заместитель мэра в правительстве Москвы, руководитель Комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции города Владимир Ресин. - Городской комиссией по перебазированию, реформированию и ликвидации предприятий и реабилитации освобождаемых территорий принимается решение о форме дальнейшего существования того или иного предприятия. Иными словами, будет определено, стоит ли его выводить или лучше реформировать, а может быть, вообще закрыть как нерентабельное. Значительная составная часть этой программы - вывод устаревших и бесперспективных производств стройиндустрии с освоением высвобождаемых площадей".
В работе комиссии принимают участие не только специалисты и эксперты правительства Москвы, но и сотрудники кафедры экономики МАИ. Они и определят, кто и куда "полетит" в результате реализации программы. Разрабатываются, в частности, специальные критерии, по которым можно определить, для каких предприятий такое перебазирование будет благом, а какие лучше до поры не трогать. В основе этих разработок лежит особая методика, позволяющая определить, насколько эффективно ведется бизнес сейчас и какая перспектива ждет его в будущем. После этого решать судьбу предприятия должны его владельцы.
Место реорганизованных промзон пустым не останется. В некоторых случаях речь идет о создании здесь новых офисных центров. Под эти цели будут переоборудованы здания заводоуправлений. Где-то планируется пойти по западноевропейскому образцу - унылые помещения выведенных индустриальных объектов займут галереи художников, кинопавильоны и залы для проведения концертов.
Кое-где работа по перепрофилированию промзон уже идет полным ходом. 24 июня ход работ на одной из таких территорий площадью 66 гектаров на пересечении Окской улицы и Волжского бульвара проверял Владимир Ресин. Здесь на месте 24 предприятий, большинство из которых давно не работает, к 2007 году будет построен жилой микрорайон Волгоградский.
"Можно считать проект реорганизации этой промзоны под социальное жилье состоявшимся, - заявил Владимир Ресин. - В минувшем году на Окской улице уже были построены 200 тысяч квадратных метров жилья, в нынешнем - еще 140 тыс., а в будущем построим еще 200 тыс.". Микрорайон возводится комплексно - с детскими садами, школами со специализацией по французскому и испанскому языкам, гаражами, всеми необходимыми объектами инфраструктуры, скверами и парками.
Владимир Ресин особо отметил, что строящееся жилье будет непременно доступным и быстровозводимым. Жить здесь будут не менее 16 тыс. человек, в том числе и городские очередники. Такая вот "промзона".
Для некоторых промзон предусмотрены индивидуальные решения. Уже в сентябре нынешнего года в стенах бывшего Московского завода виноградных вин и коньяков, расположенного рядом со станцией метро "Курская", планируется открыть новый центр современного искусства, по размерам экспозиции сопоставимый с ЦДХ. Семь отдельно стоящих корпусов, а также подвалы и дегустационные лаборатории винзавода будут перестроены под размещение выставочных залов, художественных галерей, дизайн-студии, мастерских художников, артбаров и кафе, а также дизайнерских, книжных и музыкальных магазинов. Авторы проекта называют его арткластером. Он далеко не единственный - за последние годы галереи художников меньшего размера уже появились в цехах фабрик "Красная Роза" и "Октябрь".
Но основное направление модернизации промзон будет, конечно, жилищно-строительным. Столице катастрофически не хватает площадей для реализации масштабных программ жилищного строительства. Пример микрорайона Волгоградский показывает, что освобождаемые в результате модернизации площади подойдут для этих целей как нельзя лучше.
При этом процесс будет развиваться в направлении с юга на север. Так уж сложилось, что большая часть промышленных зон расположена именно в южной части города на территории Юго-Восточного административного округа. Они занимают 35 процентов его территории.
Весной нынешнего года на одном из заседаний правительства Москвы рассматривался вопрос о строительстве к 2020 г. на юге города 7,7 миллиона квадратных метров жилья. Резервные площади под строительство будут получены в результате реорганизации по "волгоградскому принципу" промзон "Люблино-Перерва", "Грайвороново", "Южный порт", "Серп и Молот", "Некрасовка", "Карачарово", "Курьяново", "Волгоградский проспект", "Капотня" и выводом отсюда экологически вредных производств. Уже к концу лета с территории "Южного порта" будут выведены цементный завод, склад и автобазы.
Перестройка затронет также Московский нефтеперерабатывающий завод и Курьяновскую станцию аэрации - очагам экологической угрозы не место в городе. МНПЗ уже показана "желтая карточка" -предложено срочно разработать программу по снижению выбросов загрязняющих веществ. В 2008 году речь пойдет уже о "красной" - экологически вредное производство будет выведено из Москвы. На этом месте появится новый жилой микрорайон.
Ничего принципиально нового в этом нет - такая практика давно успешно реализуется в большинстве западных столиц. На месте бывших промышленных предприятий строится шикарное жилье с зимними садами и пентхаусами. Есть и другое понятие - лофт. Это квартира, устроенная в бывшем ткацком или мыловаренном цехе. Она под стать восстанавливаемым автомобилям - репликарам. Такие квартиры в большой цене у западноевропейских миллионеров. Найдутся на них покупатели и в столице. Но это скорее исключение, чем правило. Московские промзоны послужат в первую очередь городским очередникам и молодым семьям.
Дмитрий Павлов Тверская, 13
Статья о недвижимости получена: IRN.RU