Московские власти ведут перманентную борьбу с металлическими тентами для хранения автотранспорта, называемыми в народе ракушками. Особого успеха на этом пути ей добиться пока не удалось: сегодня ракушки "зачищают", несмотря на протесты владельцев, завтра они появляются снова.
По ряду данных, их используют более 10 проц столичных автовладельцев. А что – удобно и недорого. Стандартная такса за ракушку – 1-1,5 тыс долл.
По сравнению даже с пропагандируемыми властями "народными гаражами" по 6-8 тысяч /и это минимум/ это вполне приемлемо. Однако противники ракушек – в большинстве своем "безлошадные" жители мегаполиса – протестовали. Их доводы - эти "ящики" занимают большие площади городской земли, ограничивают других жильцов в местах для отдыха, детских площадок.
Только весной прошлого года власти начали активную кампанию по сносу ракушек. Тогда сообщалось, что в городе установлены от 300 до 700 тыс таких гаражей и далеко не все они зарегистрированы в управах. Снос начался ударными темпами – в первую очередь, власти занялись теми гаражами, которые установлены с нарушениями законодательных и правовых норм или находятся в неположенных местах: на теплотрассах, газонах, площадках отдыха. В ряде округов число таких ракушек достигало 50 проц. Всем владельцам направили соответствующие предписания с требованием убрать гараж с незаконно занимаемой территории. Однако угрозы далеко не всегда увенчались успехом – дело, как оказалось, в юридической коллизии. У нас самовольно поставить тент можно за 40 минут, причем без всяких документов, а убрать его, если владелец не реагирует на предписания местных властей, можно только через суд. Ведь по закону, хоть ракушки и не являются капитальными строениями, попытка их ликвидировать квалифицируется как "посягательство на чужое имущество". Административные меры воздействия также не работают: штрафы за незаконное занятие территории можно выписывать только юридическим лицам.
Так что попытки искоренить "ракушки" пока не приводят ни к чему. Хотя по сравнению с прошлогодними данными их число уменьшилось в разы /150 тыс/, строят их по-прежнему где ни попадя. И только треть из этих "ракушек" и "пеналов" регистрируются владельцами, сообщил заведующий сектором по связям со СМИ Объединения административных технических инспекций /ОАТИ/ Москвы Евгений Жбанков. Он констатировал, что упорядочение размещения металлических тентов для хранения автотранспорта до сих пор остается самым проблемным вопросом. "Почти 10 тысяч тентов размещены в зоне подземных инженерных коммуникаций", – подчеркнул чиновник. Проблема, по его словам, осложняется тем, что металлические тенты имеют особенность возникать быстро и в самых неожиданных местах.
Установка металлических тентов регулируется Постановлением правительства №526 и на федеральном уровне Земельным кодексом РФ. Согласно этим документам, чтобы получить право на временную аренду земли, граждане должны пройти сложную и утомительную бюрократическую процедуру. Без проблем участки дают, как правило, лишь инвалидам или ветеранам под автомобили, которые тем выделили в собесе. Остальные вынуждены мыкаться, ведь свободных земель вокруг домов, как правило, уже не осталось. Так и возникают ракушки.
А убрать их сложно. Согласно статье 35 Конституции РФ снос любого имущества, будь то небоскреб или простая "ракушка", возможен только по решению суда, а не по постановлению местных властей. Последние неоднократно лоббировали, чтобы правом принимать решение о ликвидации металлических тентов наделили специальную комиссию, состоящую из представителей префектуры, муниципалитета, городских служб и общественности. Но пока этого не произошло – ограничить конституционные права москвичей смельчаков не нашлось. Кроме того, на страже интересов собственника стоит статья 14 Гражданского кодекса РФ /самозащита гражданских прав/. То есть до той поры, пока вас не вызовут на судебное заседание и окончательного решения не будет вынесено, никаких действий с вашим имуществом сотрудники местные власти производить не могут.
Однако, как говорится, глаза боятся, а руки делают. По словам Е.Жбанкова, только за первое полугодие этого года почти 8,5 тыс незаконных тентов перемещены из мест, где они мешали нормальному функционированию городского хозяйства и создавали неудобства москвичам. При этом 3 тысячи 771 тент удален из охранных зон подземных инженерных коммуникаций. Помимо протестов соседей, есть веские причины проводить эту работу. Так, мало того, что незаконно установленные гаражи отнимают места у детских площадок и парков, портят внешний вид города и мешают проходу. В префектурах отмечают, что, по оценочным данным, более 30 проц ракушек используется не по назначению, то есть из гаражей они превратились в самые обычные чуланы, куда сваливают ненужный скарб. А мало ли, вдруг кто-то в один не самый прекрасный день вознамерится хранить в них взрывчатку?
В общем, проблему решать нужно. Но пока получается, что граждане не могут законно получить разрешение на установку ракушки, а власть не имеет права по закону неправильно установленный тент снести. С этим нужно что-то делать. Чиновники на местах уже предлагали внести на рассмотрение Госдумы предложение о внесении изменений в действующее законодательство, касающихся регулирования установки и ликвидации металлических тентов. Такое решение, по их замыслу, должно должна принимать специальная комиссия, состоящая из представителей префектуры, муниципалитета, городских служб и общественности. А владельцы металлических тентов, несогласные с решением, могли бы впоследствии оспорить его законность.
Взамен власти обещают в массовом порядке строить для горожан стоянки и гаражи. Правда, их стоимость недоступна большинству автовладельцев, чей автомобиль стоит 5-10 тыс долларов, а то и меньше. Даже "народный гараж" для них не по средствам, не говоря уж о том, что расположены такие гаражи, как правило, на отшибе. Так что, оставив в нем машину, до дома придется проделать немалый путь пешком. А те, кто согласен инвестировать в гаражное строительство, сталкиваются на этом пути с немалыми бюрократическими препонами. В конце концов, плюнув на все, люди идут и покупают себе все ту же ракушку. Авось, не сломают…
Предлагается также организовывать парковки во дворе – с охраной или без. По согласованию с управой, граждане могут оснастить "стойбище" для автомобилей шлагбаумом, нанять охрану. Самый кардинальный вариант – закрыть и сделать охраняемым весь двор, но он же и самый дорогой и сложный. Есть еще вариант крытой парковки, в частности, для льготников – с сетчатым или металлическим ограждением и с пластиковой крышей. Плюс таких парковок в том, что видно, какая машина там стоит. А то часто бывает, что разрешение получает дедушка-ветеран для своей "Оки", а реально там стоит Mitsubishi его внука. К тому же на такой парковке, в отличие от ракушки, нельзя хранить какие-то вещи. Все эти меры при нынешнем положении дел в законодательстве, плюс учитывая дефицит земли, пока кажутся трудновыполнимыми.
"Ракушечники", впрочем, сдаваться не собираются. Как стало известно, 30 сентября в Москве пройдёт акция протеста "Защитим "ракушки" от произвола жадных чиновников!". Партия "Союз Правых Сил" заявила о своей поддержке акции, а ее инициатором стало межрегиональное объединение автомобилистов "Свобода выбора". Согласно открытому письму, которое подписал лидер партии СПС Никита Белых "ликвидация "ракушек" - очередное наступление бюрократии на права граждан, записанные в Конституции, на священное право собственности". Так что борьба продолжается, а пока на месте снесенных ракушек возводятся новые.
ПРАЙМ-ТАСС
Статья о недвижимости получена: IRN.RU