Людям свойственна тяга к объединению. Как известно, многие задачи можно решить только комплексно, совместными усилиями большого числа людей. Именно поэтому бизнесмены, представители различных профессий создают профессиональные ассоциации. Не являются исключением и ритейлеры. В этой сфере профессиональных ассоциаций уже насчитывается свыше десятка.
Все они помогают профессионалам общаться и достигать поставленных целей.
Существуют профессиональные ассоциации ритейлеров разного уровня: всемирные, европейские, общероссийские, региональные и профильные – объединяющие профессионалов только одной сферы… Сегодня речь пойдет о наиболее крупных и активных ассоциациях.
По всему миру
Всемирных организаций осталось после объединения стран ЕЭС совсем немного, но они есть и активно работают со своими участниками.
Одна из наиболее известных – Всемирная ассоциация центров международной торговли. Она объединяет более 300 центров по всему миру, а ее основная задача – облегчить осуществление международной торговли, сконцентрировав услуги в особых, специализированных центрах. На Западе такие центры собирают под одной крышей широкий круг коммерческих и правительственных организаций. В России большее внимание уделяется информационному обслуживанию организаций и проведению выставочно-ярмарочных мероприятий.
Другая крупная международная организация – Международная ассоциация торговых центров – (ICSC) была основана в 1957 году. ICSC является некоммерческой организацией, насчитывающей более 38 000 членов из более чем 70 стран. Центральный офис находится в Нью-Йорке. Она объединяет профессионалов, работающих в индустрии торговых центров, включая владельцев, девелоперов, менеджеров, представителей предприятий торговли, консультантов, инвесторов, архитекторов, строителей, подрядчиков, поставщиков, представителей государственной власти, юристов и ученых. Своим членам ICSC предоставляет возможность проведения исследований и заключения сделок.
Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) – региональная экономическая группировка, созданная в 1960 году рядом европейских государств, не вошедших в Европейское экономическое сообщество, для конкуренции с ним. Первоначально в ее состав входили Австрия, Великобритания, Дания (до 1973 года), Норвегия, Португалия (до 1983 года), Швейцария, Швеция, позднее вступили Исландия, Финляндия и Лихтенштейн. В соответствии с соглашением о Европейском экономическом пространстве (вступившим в силу в 1994 году) страны ЕАСТ (за исключением Швейцарии и Лихтенштейна) являются его участниками. В преамбуле к соглашению подчеркивается, что ЕАСТ основана для стимулирования создания многосторонней ассоциации, охватывающей все страны – члены Организации европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС), включая 6 стран – членов Европейского экономического сообщества (Общего рынка), в соответствии с правилами, изложенными в Генеральном соглашении по тарифам и торговле (ГАТТ). Фактически из-за создания ЕЭС деятельность ЕАСТ прекращена.
Российские организации
Российские организации тоже работают довольно активно, и большинство их участников довольны членством в этих объединениях. Российская ассоциация франчайзинга была создана в 1997 году лидерами российского франчайзингового сообщества как некоммерческая организация для поддержки и защиты интересов своих членов и в целях создания более благоприятной правовой и экономической среды для распространения франчайзинга в России. Как сказал нам один из членов ассоциации, пожелавший остаться неназванным, РАФ повышает профессиональную культуру компаний – членов ассоциации. «Это необходимо, так как на рынке всегда находятся люди, профанирующие идею, рекламирующие растущие как грибы экономические бизнес-школы и курсы. А РАФ просвещает участников рынка, и это очень важно. Если конкретно – РАФ провела для своих членов свыше 30 конференций, освещающих деятельность и технологии на рынке франчайзинга. В этом году ассоциация планирует активизировать свою деятельность, но мы этого пока не увидели», – заявил наш респондент.
По мнению Ксении Айрапетянц, директора по франчайзингу компании «Бель Постель», членство в РАФ дает компании доступ к информации о мире франчайзинга, возможность участия в конференциях и выставках. «Также РАФ помогает компании подбирать франчайзи, то есть те компании, которые будут работать под нашей маркой. Активно действует клуб франчайзи, проводятся круглые столы…», – рассказывает Айрапетянц. Это немаловажно для компаний-участников рынка, ведь, как правило, если компания покупает франшизу, то в дальнейшем она будет покупать все новые и новые франшизы, расширяя бизнес. Важной составляющей членства в организации, дающей реальную помощь, являются юридические консультации, разъяснения, касающиеся новых законов и распоряжений, а также льготы на участие в конференциях и выставках для членов РАФ. По мнению Айрапетянц, РАФ – это клуб по интересам, позволяющий членам активно общаться, расширять контакты, успешно вести бизнес.
Национальная торговая ассоциация. В 2000 году Ассоциация независимой розничной торговли
(АНРТ) получила новое название – Национальная торговая ассоциация. Из названия исключено слово «розница». Основная задача НТА – развитие и укрепление традиций российской торговли в различных сферах бизнеса и расширение масштабов проведения профессиональных мероприятий. Источником доходов ассоциации являются членские взносы. За их счет осуществляется представление и защита интересов членов Ассоциации в центральных и местных органах власти, в государственных и других организациях, а также в международных организациях как в Российской Федерации, так и за рубежом, юридическое обслуживание в порядке и пределах, определяемых органами управления ассоциации, обеспечение рекламными материалами для стимулирования сбыта во время рекламных кампаний.
По словам Полины Минаевой, пиар-менеджера ассоциации, НТА ежемесячно проводит региональные конференции «Торговля в России» и «Ресторанный бизнес», а также тренинги, нацеленные на мотивацию персонала, и кулинарные школы «Шеф». В 2006 году мероприятия НТА уже прошли в Свердловской области, в Тюмени, в Волгограде, Омске. Подобные конференции до конца года будут проведены в Новосибирске, Кемерово, Алма-Ате, Ижевске, Краснодаре. «В декабре состоится официальная церемония вручения национальной премии «Товар года». Ассоциацией учреждены национальные премии «Человек торговли» – профессиональная награда за выдающиеся достижения и личный вклад в развитие торговли в России, «Товар года» – премия представляет собой торжественную церемонию награждения победителей итогового рейтинга самых популярных (продаваемых) в России товаров массового спроса. Национальная профессиональная премия «Золотые весы» учреждена НТА как высшая профессиональная награда России за выдающиеся достижения в области оснащения предприятий торговли и питания в России», – рассказала Полина Минаева.
Российский совет торговых центров был создан в июне 2002 года при поддержке Международного совета торговых центров. На тот момент такой современный формат, как торговый центр, только начал зарождаться в России, и чтобы способствовать его становлению, было создано данное некоммерческое партнерство, целью которого заявлено сплочение профессионального рынка, повышение его информационной прозрачности, систематизация и рост профессионального уровня его участников.
По словам Олега Войцеховского, Российский совет торговых центров не является объединением ритейлеров. «Наша главная аудитория – девелоперские и управляющие компании. А операторы розничной торговли, услуг, развлечений, питания вошли в состав Совета позже, т. к. заинтересованы в создании качественных торговых площадей и сотрудничестве с потенциальными соинвесторами, арендодателями», – заявил Войцеховский. По мнению Войцеховского, для компаний – членов РСТЦ очень важен момент принадлежности к профессиональному сообществу, даже если компании являются конкурентами. Это цивилизованный подход, и игроки рынка это прекрасно понимают и ценят. «В Совете, являющемся независимой организацией, можно получить профессиональную консультацию, помощь в поиске потенциальных партнеров (не секрет, что на рынке существуют и
недобросовестные компании). Мы инициируем исследования рынка, ежегодно составляем Рейтинг торговых центров России, который выявляет лидеров отрасли и задает ориентиры развития, в том числе и для сетевых проектов ритейлеров. Кроме того, общение на таких встречах дает возможность планомерного продвижения проектов, услуг. Для членов Совета предусмотрены скидки на участие во всех его программах, что тоже играет не последнюю роль», – говорит Войцеховский.
На сегодняшний день из 70 членов совета около 40 развивают девелоперские проекты и занимаются управлением торговыми центрами. Брунова Елена, пиар-директор компании «Торговый квартал», считает, что РСТЦ – это сильная профессиональная организация в области торговой недвижимости. «Совет помогает в работе, организуя единственную в России тематическую конференцию по торговой недвижимости, что позволяет компаниям – членам совета оперативно ориентироваться на быстро меняющемся рынке, эффективно контактировать с партнерами и клиентами. Совет торговых центров организует и проводит круглые столы, где представители ритейла могут обмениваться мнениями и опытом решения различных насущных вопросов. В случае возникновения конкретного запроса у компании-члена совет оказывает грамотную консультационную поддержку», – говорит Брунова.
Алексей Князев, директор по маркетингу компании «Ватком», так же высоко оценил коммуникационную роль РСТЦ и его участие в обмене информацией между членами совета. «В общих чертах членство в совете дает компаниям информационное преимущество: становится возможным более оперативный обмен новостями между компаниями, организация получает возможность в сжатые сроки обнародовать те сведения, которые считает нужными», – говорит Князев. Он рассказал также, что в недалеком прошлом членство «Ваткома» в совете давало компании значительные преимущества перед одним из конкурентов, не состоящим в совете (название компании Князев предпочел не уточнять). Так, на визитках компании указывалось, что она является ассоциированным членом совета, данная информация всячески подчеркивалась. Впоследствии, после проведения ребрендинга, «Ватком» перестал делать столь значительный акцент на членстве — у компании сменились приоритеты.
Московская международная бизнес-ассоциация была основана в ноябре 1997 года. Ее президентом является мэр Москвы Юрий Лужков. Исполнительный комитет ассоциации практически в равных пропорциях состоит из представителей исполнительной и законодательной властей с одной стороны и руководителей крупных российских и иностранных компаний – с другой. Основная задача ММБА – создание максимально комфортных условий для деятельности российских и зарубежных предпринимателей в Москве, а также в регионах, с которыми сотрудничает московское правительство.
Основные формы работы ММБА с ее членами – организация встреч с членами правительства Москвы, поиск надежных партнеров, продвижение продукции и услуг членов ММБА в России и за рубежом, семинары и конференции по отдельным отраслям экономики. Помимо регулярных встреч с членами правительства Москвы, за четыре года работы было организовано около 300 крупных тематических мероприятий – семинары, встречи, конференции. Внутри ММБА в рамках сервис-бюро организована возможность взаимодействия компаний-членов путем предоставления высокопрофессиональных услуг друг другу на льготных условиях. Активно среди компаний-членов ведется клубная работа – менеджеры различных уровней компаний – членов ММБА собираются на заседания пиар-клуба, на заседания рабочей группы по проблемам HR, руководители компаний регулярно приглашаются на заседания VIP-клуба.
Наиболее концентрированным выражением теоретического и практического вклада ММБА в развитие экономической ситуации в России являются ежегодно организуемые ею международные форумы, проведенные в Лондоне, Москве, Тель-Авиве, Берлине, Милане, Москве и Абу-Даби. Они продемонстрировали ведущую роль столичного мегаполиса в возрождении России, растущий потенциал Москвы как объекта привлечения иностранных и отечественных инвестиций, ее положение «инвестиционных ворот» России.
Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) была создана в 2000 году. Создание РАТЭК было важным событием, обусловленным заинтересованностью компаний отрасли в существовании рабочего инструмента, способного оказывать практическую помощь участникам рынка. В апреле 2000 года был подписан учредительный договор, и 26 октября состоялась официальная регистрация РАТЭК. Учредителями ассоциации выступили 16 торговых и производственных компаний. Сегодня ассоциация объединяет более 60 компаний, среди которых крупные отечественные и иностранные торговые компании, а также производственные компании.
В составе ассоциации работает общественный совет, в который входят представители разных ветвей власти. Ассоциация издает деловой отраслевой журнал «Электроника: производство и торговля». Успешно работает пресс-клуб. Ассоциация РАТЭК является соорганизатором выставки «СЕМ – САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 2004», выступает партнером крупнейших отраслевых выставок «СЕМ» и «КОМТЕК», а также ряда конференций. Как считает Надежда Сенюк, пиар-директор компании «Техносила», ассоциация реально помогает как сетевым компаниям, так и производителям электроники. «При поддержке ассоциации РАТЭК проходит большое количество конференций и выставок, участие в которых для членов ассоциации льготное. Но главное, что выгодно отличает РАТЭК от других сообществ, – ассоциация живо откликается на предложения компаний, тем самым постоянно поддерживая диалог между членами объединения. Ассоциация на деле помогает решать насущные проблемы компаний, чаще всего это помощь в разрешении спорных вопросов с таможенными и силовыми органами», – считает Сенюк.
Майя Богданова Собственник
Статья о недвижимости получена: IRN.RU