Когда сотрудники из милицейской вневедомственной охраны (ВОХР) или частных охранных предприятий (ЧОП) принимают на обслуживание коттеджный поселок, там обычно уже имеется наружный забор – об этом позаботились еще на стадии строительства. Теперь предстоит оснастить его всевозможными техническими средствами защиты.
Главный принцип – система наблюдения не должна иметь «слепых зон», т.е. периметр поселка должен просматриваться видеокамерами. Необходимое количество камер определяется, таким образом, не только длиной забора, но и его очертаниями – чем больше углов и поворотов, тем больше камер.
При этом учитывается, что кому-нибудь может взбрести в голову прибрать к рукам и саму видеокамеру, поэтому они «страхуют» друг друга: каждый прибор находится в поле зрения минимум двух других. Системы слежения, состоящие только из видеокамер и мониторов, сегодня признаны морально устаревшими: от столь монотонной работы человек засыпает и потом, когда действительно происходит нечто экстраординарное, не успевает среагировать. Поэтому применяется система датчиков – на вибрацию, шевеление и т.д. Датчик сработал – оператор смотрит, что же там произошло.
Данные от всех охранных систем выводятся на единый диспетчерский пульт. Там, помимо контроля операторов, все показания записываются на специальные видеомагнитофоны с жестким диском – для последующего «разбора полетов». Авиационная терминология тут вполне уместна: видеомагнитофон подобен «черному ящику» самолета, в том числе и по параметрам прочности и взломостойкости. В целом работа системы построена так, что она не зависит от воли оператора – остановить мониторинг и запись он не может. Не страшны ей и отключения электричества – автономное энергоснабжение позволяет сохранить работоспособность многие часы.
При строительстве большинство коттеджных поселков оснащаются 2–3-мя воротами. Обычно все, кроме одних, закрываются – оборудовать полноценный контрольно-пропускной пункт (КПП) стоит недешево, позволить себе несколько функционирующих въездов могут только достаточно крупные населенные пункты.
На КПП постоянно должно находиться минимум два человека. Один выполняет задачу пропуска людей, фиксируя в специальном журнале всех посторонних (кто пришел, к кому). Посторонние, естественно, могут проникнуть на территорию только с согласия жителей – для проверки у дежурного на КПП есть домофонная связь со всеми коттеджами. Этот же охранник следит по мониторам за обстановкой на внешней стене – практика показывает, что одному человеку по силам контролировать показания 3–4 мониторов с расквадраторами порядка 16 картинок на каждом. Второй сотрудник на посту выполняет задачу по пропуску автотранспорта. У него есть списки всех имеющих право заезжать, плюс фиксирование номеров машин посетителей и гостей.
Внутри поселка целесообразно организовать патрулирование. Количество патрулей зависит от размеров территории, для большей эффективности – особенно в ночное время – на помощь охранникам-людям можно привлечь служебных собак. Уязвимые места – а они наверняка есть в каждом поселке – необходимо перекрыть блокпостами.
В целом одновременно на объекте охраны должно находиться 4–5 человек – это минимальное количество. Если жители поселка не очень состоятельные и не могут оплатить все описанное выше, каких-то элементов придется лишиться. Если, напротив, возможностей больше, то можно установить больше техники, привлечь больше сотрудников и т.д.
Внешнее организованное нападение на охраняемый объект – ситуация экстремальная, но все же иногда встречающаяся. Ответить на нее секьюрити могут собственными силами, но главное для них – не проглядеть подозрительное кучкование народа в непосредственной близости от поселка и доложить о нем куда следует. Все поселки оснащают системой тревожной связи с группой немедленного реагирования своего ЧОПа или ВОХР.
Заключать договор на охрану с частным предприятием или милицией – это вопрос, который задают себе жители многих коттеджных поселков. И ЧОПы, и ВОХР в принципе выполняют одну и ту же работу, расценки у них схожие. Кого предпочесть? Как говорят люди знающие, отличия в подходах к работе у негосударственных и государственных структур все же есть. ЧОПы, учитывая довольно жесткую конкуренцию на рынке, более мобильны, готовы идти навстречу пожеланиям заказчика. Милиционеры, как люди, сидящие на фиксированном окладе, проявляют больше безразличия. Но есть у ВОХР и сильные стороны. Милиция значительно лучше вооружена – законом ЧОПам разрешено вооружение технически более слабое. Сами же частные охранники признают, что их оружие – из кроватного железа, милицейское – из боевого. Милицию больше боятся злоумышленники: одно дело убить частного охранника, совсем другое – милиционера (за первое по УК полагается 15 лет, а за последнее можно получить высшую меру). Наконец, ВОХР, как правило, расположена ближе и в случае необходимости может добраться до поселка за 5–10 минут, тогда как сотрудники ЧОП – не меньше чем за час. Все эти соображения диктуют целесообразность смешанной охраны: для постоянного нахождения на объекте разумнее нанимать ЧОП, а на немедленное реагирование заключать договор с милицией.
Если поселок рассчитан на очень богатых жителей, многие из них будут иметь собственную охрану. Особых сложностей между личными телохранителями и охраной поселка, как правило, не возникает: все профессионалы, делают одно дело. Часто получается так, что сотрудники одних и тех же структур на разных объектах оказываются в разных ролях: здесь одни «снаружи», другие – «внутри», а в соседнем поселке наоборот.
В начале 1990-х гг. службы безопасности, работавшие в коттеджных поселках, трактовали понятие «безопасность» очень широко – в том числе и как улаживание различных внутренних проблем, конфликтов между жителями. Сегодня это явление иногда сохраняется, но большинство ЧОПов стараются эту «функцию» с себя снять – законодательство однозначно запрещает разрешать гражданско-правовые споры кому-либо, кроме государственных органов. А руководители охранных структур говорят, что риск потерять лицензию (или хотя бы получить предупреждение со стороны милиции) оказывается соображением более весомым, чем возможность заработать на «разборках» какую-то копейку – пусть даже и хорошую, но разовую. Схожая проблема – чрезвычайное происшествие в поселке. Частные охранники обязательно сообщат о нем в органы МВД, даже если жители будут очень просить не делать этого. Информировать милицию в данном случае предписывает закон, и не выполнить это требование – значит попасть под уголовную ответственность.
И самое последнее – о деньгах. Базовые расценки за одного охранника колеблются от $1,8 до $3 за час работы. Дешевле всего – человек без оружия и спецсредств, дороже – с огнестрельным оружием и в форме. Хотя и тут есть множество различных нюансов. Если, к примеру, в поселок нельзя добраться на электричке или рейсовом автобусе, ЧОПу приходится организовывать доставку своих сотрудников к месту работы – это, конечно, повышает расценки. Отдельная статья расходов – техника: оснастить стандартный (50 домов) поселок техническими системами наблюдения обойдется в $4–5 тысяч.
Мир и Дом
Статья о недвижимости получена: IRN.RU