Рекреационный потенциал набережных волжских городов нуждается в защите. Инвесторам прибрежные земли интересны как площадки для строительства элитного жилья и коммерческой недвижимости.
Нижний Новгород, расположенный на месте слияния Волги и Оки, в своей стратегии управления городскими набережными ищет компромисс между желанием сохранить исторический облик территорий и интересом к ним застройщиков. Первое обходится слишком дорого, а второе грозит изменить облик города до неузнаваемости. Мэрия намерена включить Верхневолжскую набережную (Откос) и набережную Федоровского в туристские маршруты исторической части города.
Так, специалисты «НижегородгражданНИИпроекта» разработали несколько вариантов благоустройства набережной Федоровского. Они предлагают создать «зону мастеров» в районе Почтового съезда, а также пешеходные туристские маршруты от гостиницы «Нижегородской» к Рождествен-ской церкви и к Ивановской башне кремля. Как пояснил главный архитектор «НижегородгражданНИИпроекта» Юрий Карцев, эти маршруты объединят достопримечательности и памятники истории и культуры Нижнего Новгорода: рядом там находятся церковь Жен Мироносиц, Сергиевская церковь, дом-музей Максима Горького — «домик Каширина», палаты Олисова XVII века, памятники гражданской архитектуры XVIII-XIX веков. Планируется восстановить подъемник-фуникулер, который соединял улицу Рождественскую с набережной в начале прошлого века.
Другие варианты предусматривают строительство на набережной открытого амфитеатра, спорткомплекса, кафе, торговых площадок. Эти предложения мэр Нижнего Вадим Булавинов отверг сразу — по его мнению, такие заведения не соответствуют историческому статусу места и только захламят город. По распоряжению мэрии были демонтированы скамейки на смотровых площадках Откоса — набережной от Георгиевской башни кремля на площади Минина и Пожарского до трамплина, где находятся Художественный и Историко-краеведческий музеи. В прежние годы рядом, в Александровском саду, проходили концерты классической музыки. Сейчас концерт-ная площадка разрушена, здания музеев находятся на реставрации. Набережная стала только местом прогулок. Два года назад мэрия начала ее реконструкцию: проведены работы по укреплению склонов, восстановлена ограда, частично замощены тротуары. В этом году планируется выложить брусчаткой оставшуюся часть набережной и продолжить укрепление склонов (оно обходится в 14,5 тыс. рублей за погонный метр). Архитектурный облик набережной сформировался в XIX — середине XX века, а на соседних с ней улицах и во дворах в последние годы появились дорогие дома с магазинами и офисами в цокольных этажах. Квадратный метр жилья там стоит 75−90 тыс. рублей при средней стоимости в этом районе 30−35 тыс. рублей за кв. м. Более активно застраивается Нижневолжская набережная Нижнего Новгорода, которая до сих пор была прежде всего транзитной транспорт-ной магистралью. Здесь рядом с Гребным каналом компания «Столица Нижний» планирует построить яхт-клуб, а компания «Капитал-НН» — комплекс «Остров», включающий спортивные сооружения, кафе, небольшой яхт-клуб. С этого участка уберут временные летние кафе и пивные заведения. Пока непонятно, как будет проводиться застройка набережной в районе Речного вокзала. Сейчас здесь причалы и прогулочная территория, но существует (пока в чертежах) план постройки крытой галереи для размещения торговых павильонов и закусочных для туристов. Правда, у этого проекта много противников, убежденных, что галерея «убьет» пространство набережной, закрыв обзор на Волгу.
В застройке набережной заинтересованы и саратовские инвесторы — там реализуется сразу несколько проектов высотных зданий, в том числе самого высокого жилого дома в Поволжье — в 36 этажей, который возводит «Инстройком-М». Да и сама набережная готовится к серьезной реконструкции. Ее планируется отремонтировать от улицы Бабушкин Взвоз до начала улицы Чернышевского (Улеши) — там уберут все лодочные базы и рельсы вдоль берега и расширят пешеходную зону на 50−70 м. Основные работы планируется начать в 2008 году.
Власти Казани, где набережной пока нет, поддерживают застройку прибрежных территорий города. По словам начальника управления архитектуры и градостроитель-ства Казани Эрнста Мавлютова, в соответствии со стратегией развития города застройка берега Казанки будет вестись в четырех направлениях: намыв территорий от моста Миллениум до Кремлевской дамбы, от Кировской дамбы до Адмиралтейской слободы. А между зданием национального культурного центра и понтонным мостом планируется организовать набережную. Есть желание продолжить ее на территории от Кировской дамбы вниз по Волге до Казанского речного порта. Ее общая длина может составить около 9 км.
Строительство будет вестись вместе с возведением комфортабельного элитного жилья, развлекательных комплексов. Для экономики города такое использование территорий наиболее эффективно, говорит г-н Мавлютов. Но он обращает внимание на то, что застройка прибрежных территорий строго регламентирована. «Перед тем как приглашать инвесторов к участию в проекте, надо разработать правила игры: установить цену квадратного метра жилья, условия реализации участков на аукционе, допустимую этажность, объемы застройки», — отмечает он. Концепция застройки берега Казанки, по его словам, будет готова через один-два месяца. В качестве проектировщиков приглашены американская архитектурная мастерская NBBJ и профессор Хосе Асебильо — главный архитектор Барселоны.
Галина Щербо, Нижний Новгород, Евгения Газизова, Казань, и Максим Киселев, Саратов Эксперт
Статья о недвижимости получена: IRN.RU