Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Бизнес и финансы » Рынок Недвижимости » Недвижимость регионов » Патриот чужих городов

 

Патриот чужих городов

 

 

Быть девелопером в Москве непросто, но престижно. Особенно если компания занимается в основном проектами в сфере элитного жилья. Рынок столичной недвижимости поделен не только на сегменты, но и на ниши, которые давно и прочно заняты. Мечта любого новичка — попасть в обойму, желание старожила — в ней удержаться. Но и в других городах жизнь строителей не всегда сладкая.

загрузка...

 

 

О том, как различается работа девелопера в столице и за ее пределами, в частности в российских регионах, рассуждает генеральный директор компании “Авгур Эстейт” Михаил Маликов.

— Сколько вы работаете в компании?

— Я работаю в “Авгур Эстейт” со 2 ноября 1993 г., практически со дня основания компании. Когда рынок недвижимости только формировался, я был частным маклером — подрабатывал у израильского посольства. Тогда же не было агентств недвижимости, газеты “Из рук в руки”… Люди уезжали за рубеж и хотели продать свои квартиры — уже можно было их приватизировать и продать за доллары. Свою первую квартиру я продал в феврале 1991 г.

— Сколько заработали?

— Заработал $850, нормально по тем временам. Я был студентом, и мне хватало. Когда окончил Московский институт управления, то пошел в работать в банк, но понял, что это не мое — скучно. И мой друг, который в свое время привел меня к израильскому посольству, пригласил меня в “Авгур”. Сначала я работал маклером, потом — начальником отдела, а в 1997 г. стал генеральным директором.

— И под вашим руководством “Авгур Эстейт” превратилась из агентства недвижимости в достаточно крупную девелоперскую компанию…

— В том, как мы развивались, есть определенная доля везения.

— Везение везением, но многое зависит от топ-менеджеров.

— Как раз к 1998-1999 гг. в “Авгуре” сформировалась боеспособная команда, все наши новые проекты сейчас идут по отработанной системе. Мы, конечно, не лидеры рынка, но я отношусь к этому философски. Мы работаем в своей нише — и успешно.

— А не хотите стать лидерами?

— Конечно, хотим. Для меня примерами успешных компаний на рынке являются ПИК, “Крост”, Mirax Group. Это лидеры, но чувство зависти к ним у меня отсутствует. Каждый ищет свою нишу. Главное — с каждым годом “Авгур Эстейт” растет, динамично развивается.

— Одним из приоритетных направлений своего развития компания декларирует освоение регионов. Вы чуть ли не первыми вошли в программу межрегионального сотрудничества Москвы. Почему было принято такое решение?

— Девелоперский бизнес имеет большой цикл. К примеру, в Москве от задумки дома до сдачи его госкомиссии проходит 5-6 лет, потому что и система согласований сложная, и сам дом строится долго, так же оформляются права собственности и т. д. Есть много идей, которые в Москве по той или иной причине мы не смогли осуществить, но в регионах у нас есть такая возможность.

— Какие идеи?

— Я всегда мечтал построить комплексный квартал. У меня были идеи, как это сделать хорошо. Так получилось, что эту мечту мы смогли осуществить в Белгороде, а сейчас и в Краснодаре.

— Выбор Краснодара понятен — он сейчас весьма популярен у инвесторов, но почему Белгород?

— Хотя я коренной москвич, я патриот Белгорода. Всегда, когда там оказываюсь, начинаю размышлять о роли личности в истории. Я говорю абсолютно серьезно: Белгороду повезло, у них в области совершенно уникальный человек является губернатором. Если бы таких людей, как Евгений Савченко, было у нас во власти побольше, я убежден, что Россия двигалась бы вперед гораздо быстрее, нежели сейчас.

В Белгороде создан настолько понятный инвестиционный климат, что за четыре года, что мы там работаем, я вижу, как он превратился в самый европейский регион России. В области развиваются многие отрасли, и главным образом строительство. Конечно, преимущественно там работают белгородские компании. Иногородним девелоперам сложнее. К примеру, квартиры в нашем первом доме в центре города начали покупать, только когда уже было построено шесть этажей. Продажи стояли из-за местного сарафанного радио, которое говорило: “Это москвичи, это афера, так быстро дома не строят, они сейчас соберут деньги и уедут в свою Москву, не будут доводить проект до конца”. Но в итоге нам все же поверили.

— А почем тогда продавали и какие цены на квартиры в ваших домах сейчас?

— Сейчас мы продаем квартиры в среднем по 23 000 руб. за 1 кв. м. Белгород — относительно небольшой город, поэтому компания, которая строит в год по 20 000-30 000 кв. м, является доминирующей. За то время, что мы там работаем, рынок вырос примерно на 40%. Мы позиционировали нашу продукцию как некий de luxe для Белгорода, многие застройщики на нас равняются, и рынок элитного жилья пошел вверх. Типовое жилье растет в цене более медленными темпами.

Когда мы заложили второй дом, сразу же продали 25 квартир. Люди увидели, как мы работаем, и лед недоверия был растоплен.

— Какова доходность региональных проектов?

— С московской она не сравнится. В Белгороде рентабельность проектов составляет 15-20%. В Москве жилье продается по нескольку тысяч долларов за 1 кв. м, а там мы сейчас продаем по $750-800 за 1 кв. м. Но мы в регионах строим много, это интересно, есть возможность экспериментировать, спорить с архитекторами.

— Об экспериментах можно говорить больше применительно к Краснодару. Тот формат, который вы предложили местному рынку, наверное, был для него шоком?

— Краснодар — невероятно богатый город с достаточно своеобразным местным менталитетом. Продвигать свои проекты здесь непросто. Как и в Белгороде, существует недоверие к приезжим. Отчасти я объясняю это тем, что мы еще новички на местном рынке, у нас нет завершенных проектов.

Еще одна причина недоверия местного населения к московским компаниям — это деятельность “Социальной инициативы”. Эта компания какое-то время работала на краснодарском рынке и заслужила недобрую славу, что отразилось на всех московских компаниях, работающих в регионе. Мы не стали исключением.

В Краснодаре “Авгур Эстейт” реализует проект строительства целого района. Уже разработан единый мастер-план по европейским стандартам: с большим парком, бизнес-центром, торгово-развлекательным центром, жильем различной классификации — и бизнес-класса, и экономкласса, с коттеджами и таун-хаусами.

— Такой мини-город в городе?

— Да. Это будет квартал регулярной застройки. С местными властями мы подошли к нему трепетно, подбирали красивые названия улиц, например ул. Роз, Каштановая аллея. В апреле мы открыли продажи в коттеджном поселке “Екатериновка”

— первой очереди строительства района.

— Почем продаете?

— Коттедж на земельном участке в 12 соток стоит примерно $1500 за 1 кв. м. По нашим расчетам, площадь идеального дома для Краснодара составляет около 300 кв. м. Хотя в нашем проекте есть коттеджи и по 270, и по 400 кв. м. Мы привлекли только московских архитекторов, хотели сделать “Екатериновку” некоей визитной карточкой нашей компании. Там много вещей, немножко диких для Краснодара.

— Диких? Почему?

— Например, в Краснодаре принято обносить дома 3-метровым забором. Это считается совершенно нормальным, даже если участок в 6 соток.

— В “Екатериновке” не будет 3-метровых заборов?

— Мы хотим сделать, как в Европе. У нас будет открытое пространство внутри поселка. Это определенный риск, но надо пробовать. Вокруг домов будут заборы, но по 1,2 и 1,3 м, кованые или из декоративного кустарника. А вот внешний забор будет, как полагается, 3-метровый.

— То есть приобщать краснодарцев к цивилизации вы будете в рамках одного отдельно взятого квартала?

— Мы строим 69 коттеджей. Я считаю, что столько европейских клиентов мы найдем. Среди потенциальных покупателей достаточно большой процент местных. Многие ездят по Европе, смотрят, и, хотя они выросли в Краснодаре, им нравится — вот на них и ориентируемся.

— А какой объем инвестиций в этот проект? Вам удалось привлечь кредитные деньги Сбербанка?

— В мае мы завершаем переговоры со Сбербанком. По проекту у нас всего 600 000 кв. м: 300 000 кв. м — жилье, 60 000 кв. м — торгово-развлекательные объекты. “Екатериновку” мы финансируем сами, потом подключается Сбербанк и финансирует весь проект до конца. Понимание у нас есть, но переговоры несколько затянулись. Не секрет, что 214-ФЗ [“Об участии в долевом строительстве…”] несколько повлиял на рынок, в том числе и на банковскую деятельность [в сфере недвижимости]. Только мы начали изучать новую схему финансирования, которую предложил Сбербанк, как выходят поправки к закону.

— Кто знает, сколько времени они будут приниматься, в каком виде будут приняты и насколько концептуально все поменяется в законе…

— Главным для нас, как для застройщиков, в поправках станет то, что банк больше не будет нести солидарную ответственность с дольщиками. Предлагаемые поправки не ограничивают права частных инвесторов, напротив, создают условия, позволяющие строительному бизнесу развиваться более быстрыми темпами. Я считаю, что закону требуются поправки, и чем скорее это произойдет, тем лучше. С их принятием ситуация на рынке недвижимости стабилизируется.

— Вы сейчас строите на свои деньги и кредиты, а жилье будете продавать уже готовое?

— Да. Общий объем инвестиций в “Екатериновку” составит около $20 млн. Пока мы финансируем проект сами, надеюсь, с конца мая будем привлекать деньги Сбербанка. Весь проект — если считать, что [при расчетах] мы закладываем минимум $500 за 1 кв. м, и там дорогие [инженерные] сети, — будет стоить $250-300 млн.

— А сети вы сами прокладываете? Какие еще обременения у проекта?

— Обременения тяжелые. К примеру, мы сейчас делаем 4-километровый канализационный коллектор. Его смета — 1,5 млрд руб. Этот коллектор тянет нам всю рентабельность в пропасть, но мы пришли с этой проблемой в администрацию Краснодарского края, сказали, что это общегородская задача, нашли понимание. Мы показали бизнес-план и объяснили, что не может одинокий застройщик тащить городские проблемы. Также презентовали наши расчеты в Росстрое, когда там обсуждался общенациональный проект “Доступное жилье”.

— Сложно представить, что ваш краснодарский проект имеет отношение к “Доступному жилью”.

— В Росстрое его восприняли позитивно. В отличие от многих регионов, которые с расчетом на финансирование презентовали 1-2 дома, мы представили целый квартал, большой объем жилья — это нужно для города. В течение мая наш проект будет рассматриваться, я надеюсь, что к нему будут подключены федеральные средства. Если нет, мы найдем другой путь, я уверен, что из-за отсутствия коллектора мы стройку не остановим. Будем с краевой администрацией разговаривать — они тоже заинтересованы в этом.

— То есть сейчас говорить о планируемой доходности краснодарского проекта рановато?

— Да. Коллектор — это почти $60 млн, какая здесь может быть доходность? Если он будет проложен за счет федеральных денег, тогда это доходный проект, если нет, тогда убыточный. А проект интересный, но еще более интересный проект по племзаводу “Коммунарка” [в Подмосковье].

— О “Коммунарке” вы почти ничего не рассказываете. Почему?

— Вместе с Собинбанком мы купили землю, основали управляющую компанию “Комстрой”, которая в ближайшее время организует презентацию проекта, где сможет ответить на все интересующие вопросы. Сейчас завершен тендер среди архитекторов, определена компания, которая разрабатывает мастер-план. Главная идея проекта — развитие калужского направления Подмосковья.

— Проект для подмосковного рынка масштабнейший.

— Общая территория, на которой будет осуществлен план развития, составляет около 4500 га. В тендере приняли участие ведущие мировые компании, работающие в Китае и Америке, например John Thompson & Partners, мастерская Альберта Шпеера. В ходе совместной работы с этими компаниями мы почерпнули для себя много нового и интересного. Например, оказывается, что последний город, который в России строился по генеральному плану, был Тольятти — перерыв в разработке городского мастер-плана у нас 40 лет! Проект требует миллиардных инвестиций, по его финансированию ведутся переговоры со Сбербанком.

— На самом деле концепция “большого пригорода”, формат “мини-города” сейчас активно обсуждается. К примеру, корпорация “Знак” объявила о планируемом освоении нескольких сотен гектаров в Подмосковье по такому же принципу. На ваш взгляд, почему стал продвигаться такой формат? Деньги некуда девать или нужно осваивать купленные большие земельные наделы?

— Это естественное развитие. Даже такие крупные города, как Москва, не резиновые. Земельные площадки в городе — это не урожай, который появляется каждый год. Стоимость по освоению площадки в центре уже зашкаливает. Вывод промышленных предприятий дорог, отселение жителей из центра также высокобюджетное. А есть компании, которые накопили опыт, средства и хотят развиваться, и для них вполне естественно, что они осуществляют экспансию туда, где они могут двигаться вперед. Подмосковье для столичных компаний гораздо более понятно, чем Белгород или Краснодар.

— Калужское направление вообще-то традиционно считается не слишком престижным.

— Я не согласен. В советские времена дачи министров СССР были на Рублевке, а дачи министров РСФСР — на Калужском шоссе. Традиционно это экологически чистое и престижное направление. Там много достойных стародачных мест, много речек — Пахра, Десна, пруды, озера, колоссальные леса. Это, на мой взгляд, перспективное направление. Я вижу только плюсы. Само шоссе достаточно хорошо сделано, нет таких пробок, как у Балашихи на въезде в Москву, можно выехать на Киевское шоссе.

— Вы уже что-то делаете с землями?

— Сейчас мы разрабатываем мастер-план. Этим занимается компания URS Maxwan, предлагающая нам варианты развития. В ноябре эта работа по контракту будет закончена. Я уверен, что это будет интересный и современный проект, который поднимет стоимость земли.

— Вы работаете на рынке элитной недвижимости. Почему вы выбрали эту нишу?

— Так получается. Как говорят англичане, что важно для дома — место, место и еще раз место. Я поддерживаю этот принцип. Все площадки, которые нам удалось получить как частной компании, не имеющей административного ресурса, мы приобрели на вторичном рынке.

— А почему в конкурсах не участвуете?

— Мы принимаем участие в конкурсах. Перед тем как принять решение о покупке той или иной строительной площадки, мы
составляем бизнес-план, показатели которого становятся для нас определяющими в рентабельности проекта. К сожалению, из-за высокой стоимости строительных площадок нам часто приходится отказываться от приобретения
площадок на аукционах.

— На вторичке лучше покупать?

— Вторичка для нас — один из способов получить площадку под строительство. Мы идем в проекты, нас приглашают. У нас большой опыт работы в Хамовниках, мы с удовольствием там строим. А так как большинство наших проектов в Центральном округе, строить там жилье экономкласса нерыночно.

— Что происходит в последнее время на элитном рынке?

— Дефицит квартир. Резко выросло качество домов, элитная ниша, на мой взгляд, несколько расширилась, перестала быть
клубной. Я никогда не верил в этот клубный формат — человеку все равно, сколько в доме квартир, если дом построен хорошо, если у него нет проблем с гаражом, детскими площадками, охраной. Мы сейчас строим комплекс “Смоленская застава” — я считаю, что это на 100% элитный дом, хотя он и большой. Великолепный проект, престижное место, строит западная компания.

— А сколько будет стоить этот великолепный проект?

— Мы оцениваем объем инвестиций в проект примерно в $70 млн. Могу рассказать его историю. С 2001 г. совместно с Министерством обороны России мы занимаемся реализацией этого проекта в рамках правительственной программы “О дополнительных мерах по реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 гг.” (постановление № 604 от 20.08.1992). В январе 2004 г. мне сообщают о некоем документе, подписанном [Михаилом] Касьяновым. 23 января он, будучи премьер-министром, выпустил постановление, по которому эта площадка от Министерства обороны передается совершенно другому федеральному ведомству. А на следующий день из новостей мы узнаем о том, что 24 января Касьянов ушел в отставку. “Авгур Эстейт” остается с таким наследством, как это его постановление. Возможно в мировой практике, к примеру, что Тони Блэр тоже перераспределяет строительные площадки в центре Лондона? Но в нашем случае это постановление отбросило проект на два года — мы отменяли его до ноября 2005 г. Было семь обращений министра обороны Сергея Иванова к уже новому премьеру Михаилу Фрадкову, Юрий Лужков написал горячее письмо в нашу поддержку.

— А сам проект что собой представляет?

— Там будет 73 000 кв. м общей площади, около 36 000 кв. м — квартиры, остальное — офисы, два уровня гаражей, уютный двор и т. д. Это современная работа, которая хорошо впишется в окружающую застройку.

— Почем будете продавать квартиры в “Смоленской заставе”?

— Честно скажу: пока не знаю. Я читаю сейчас издания по недвижимости и вижу, как растут цены на жилье в Москве. Вот когда будут готовы все документы, тогда мы цену зафиксируем. Пока [делать] это — сизифов труд.

— Чем вы объясняете такой рост цен?

— Нет жилья. В элитном секторе жилья нет. Это факт. Как и то, что площадок в Москве остается все меньше и меньше. Жить в центре столицы почетно, народ у нас богатеет, огромное количество людей из регионов приезжают, покупают квартиры — для них все, что за Садовым кольцом, такая же деревня, откуда они приехали. Вывод промышленных предприятий замедлился. Плюс проблемы с отселением — я разговаривал с моим коллегой, застройщиком в центре, так он в свой бизнес-план закладывает стоимость 1 кв. м по $6000 — жители домов, подлежащих сносу, предъявляют такие требования застройщику, что он вынужден закладывать огромные суммы на их отселение. Представляете, как это отражается на конечной стоимости нового жилья?

— Застройщики любят жаловаться на то, как сложно в Москве строить, но все равно строят. Значит, выгодно?

— Конечно, выгодно. Иначе не строили бы, заставить ведь никого нельзя.

— А какова доходность столичных проектов?

— Не космическая. В пределах 15-20%.

— Тогда зачем в Москве строить, надо идти в регионы и строить там спокойно, получая такую же прибыль.

— Строить в Москве престижно. У нас есть новые проекты, мы представим их в конце года — это и новые жилые комплексы, и крупные офисные центры. У нас будут два проекта на Юго-Западе, в районе ст. м. “Университет”, такого же уровня, что и “Камелот”. И бизнес-центр на Валовой в рамках реконструкции Хлебозавода № 1. Мы рассматриваем земельные участки, которые предлагаются на вторичном рынке, — если что-то купим, то начнем новый интересный проект.

— Вы не планируете более плотно заняться коммерческой недвижимостью?

— Мы ею занимаемся, это перспективный рынок. Не потому, что он более понятный, — строителям все равно, что строить, что жилой дом, что офисы, — мы дифференцируем риски. Рынок коммерческой недвижимости развивается медленнее, и дефицит офисных помещений в Москве останется долго. Мы даже от Будапешта еще на порядок отстаем по насыщению города офисными помещениями. А от таких европейских столиц, как Париж, Берлин и Лондон, нас отделяет просто пропасть. Поэтому этот рынок перспективный, но опять же — все зависит от места. Если где-то выгодно построить жилой дом, значит, надо строить жилой дом.
Наталья Самарина Ведомости
Статья о недвижимости получена: IRN.RU
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Патриот чужих городов":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

УАЗ 3163 Патриот: UAZ на 95%

В тесте участвуют автомобили: УАЗ 3163 Патриот Обязательно ли быть патриотом? Удивительно быстро восстанавливает силы энергетика гигантского водоема!

» Американскии автомобили - 4069 - читать


Toyota Yaris: Ключи от города

В тесте участвуют автомобили: Toyota Yaris Легкое нажатие кнопки, и двигатель затих – двухдневное общение с «Тойотой-Ярис» подошло к концу. Уже шагнув в сторону аэровокзала, понимаю: что-то не так.

» Японские автомобили - 2681 - читать


Citroen C3, Toyota Yaris, Nissan Micra: Колобки в большом городе

В тесте участвуют автомобили: Citroen C3, Toyota Yaris, Nissan Micra Посмотреть другие фото (12) «Какую машину тебе подарить, дорогая?» – «Красненькую…» Citroen C3 Пятидверный хэтчбек дебютировал в 2001 году, осенью 2005 года подвергнут рестайлингу. Открытый С3 Pluriel считается самостоятельной моделью.

» Японские автомобили - 3383 - читать


Mitsubishi Outlander: Свой чужой

В тесте участвуют автомобили: Mitsubishi Outlander Перед нами не просто новый "Мицубиси": это попытка компании утвердиться на активно растущем рынке "паркетных" вседорожников. По части "настоящих" у "Мицубиси" весьма богатый опыт, а вот противопоставить "Тойоте-RAV4" или "Хонде CR-V" что-либо подобное пока возможности не было.

» Японские автомобили - 3352 - читать


Isuzu Trooper: Свой среди чужих

В тесте участвуют автомобили: Isuzu Trooper Вседорожник "Исудзу-Трупер" пока не столь популярен у нас, как его конкуренты: " Мицубиси Паджеро", " Nissan Patrol GR/Ниссан Патруль" или "Тойота-Лендкрюйзер". Есть в том и доля вины японской компании "Исудзу моторс", которая не торопилась вступать в игру на "российском поле".

» Японские автомобили - 3632 - читать



Статья на тему Бизнес и финансы » Рынок Недвижимости » Недвижимость регионов » Патриот чужих городов

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru