Представляем вниманию читателей взгляд издалека на некоторые процессы и события, происходящие на российском рынке недвижимости.
Американская The New York Times в статье, озаглавленной «Манхэттен на Москве-реке», подробно рассказывает о ходе сооружения делового центра «Москва‑сити» — крупнейшего инвестиционного и строительного проекта в Европе. Идея его создания возникла еще в 80-е гг., но лишь теперь, когда Москва стала не только крупнейшим городом Европы, но и финансовой и культурной столицей восточной части континента, сложились условия для реализации проекта. В прошлом году цены на недвижимость в Москве достигли фантастических высот, российский фондовый рынок вырос на 90 %, а объем иностранных инвестиций в столице увеличился по сравнению с 2004 г. на 67 %.
Неоднократно Кремль подвергали критике за жесткий контроль над крупным бизнесом, однако президент РФ В. В. Путин добился определенной экономической стабильности, а это именно то, что нужно инвесторам. Раньше символами Москвы были сталинские высотки, а также кремлевские башни и дворцы — наследие дореволюционной России, теперь же, возводя, как и весь мир, небоскребы, городские власти и застройщики хотят доказать, что страна стала игроком мирового масштаба.
Французская The International Herald Tribune обсуждает весьма радужные перспективы появления новых торговых центров в больших российских городах. К концу 2008 г. в Петербурге, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде и Самаре появится 11 крупных торговых комплексов общей площадью 2 млн кв. м. А всего в этом году сооружение моллов началось в 13 городах-миллионниках. Но лидирует, несомненно, Москва: на ее долю приходится 30 % объема розничной торговли в стране, а площадь 80 моллов составляет более 1,6 млн кв. м. Однако, несмотря на запланированное масштабное строительство, столице пока не удается догнать Западную Европу: на тысячу москвичей сейчас в среднем приходится около 80 кв. м торговых площадей, а на тысячу лондонцев — 230 кв. м.
Основные моллы, начиная с самого первого — мегамолла, расположены за пределами кольцевой автодороги; в центре города есть только подземный «Охотный Ряд» рядом с Красной площадью. Вскоре должен появиться еще один — под Пушкинской площадью. Его сооружение в таком месте обходится очень дорого из‑за большой плотности линий метро и обилия ветхих коммуникаций, но зато, как считают специалисты, он приобретет огромную популярность, ведь зимой в нем можно будет укрыться от суровых российских морозов.
Возрождение российской индустрии скачек планируют осуществлять по гонконгской модели, утверждает газета South China Morning Post. Московский ипподром ведет свою историю с 1834 г., когда царь Николай I выделил несколько квадратных километров для изысканных аристократических развлечений. Сейчас ипподрому предстоит серьезная реконструкция и модернизация, но основные архитектурные черты будут сохранены. Вероятно, зажегшийся для проекта реконструкции зеленый свет означает, что Владимир Путин остался доволен III Скачками на приз президента Российской Федерации, которые собрали 12 тысяч зрителей.
Государственная модель построения индустрии скачек заслужила неоднозначную репутацию, однако в России централизованное принятие решений может позволить быстро создать хорошо спланированную отрасль, учитывающую лучшие мировые достижения в этой области. Так, директор московского ипподрома и ряд высокопоставленных чиновников приезжали в Гонконг на крупные международные скачки перенимать опыт.
В России кроме московского существует еще 11 ипподромов. Среди них наиболее известны южные: в Ростове-на-Дону, Пятигорске и Краснодаре. Однако главная задача — не столько довести до совершенства старые ипподромы и построить новые, сколько дать возможность россиянам делать ставки на скачках, вообще не приходя на ипподром.
Французская газета Libе’ration пишет о разительном контрасте между природными богатствами российской республики Саха, где добывают четверть всех алмазов в мире, и плачевным состоянием ее столицы — города Якутска. Все дороги в рытвинах и ямах, стены многих строений в трещинах, а на деревянные домики больно смотреть. По данным местных газет, далеко не все здания готовы к зиме. Даже по сравнению с другими не самыми благополучными городами России Якутск весьма непригляден, а ведь Республика Саха — один из самых главных регионов страны по доле ВВП на душу населения.
Американская The Christian Science Monitor отмечает рост популярности загородной жизни: москвичи превращают бывшие дачи или вновь купленные участки в места своего постоянного обитания. Масштабы загородного строительства сравнимы разве что с миграцией в пригороды американцев в 1950‑е гг. Около четырех миллионов москвичей имеют участки земли в радиусе 200 км от столицы. Массовый исход из города создал большие проблемы на дорогах и еще большие — в старых дачных поселках, где теперь соседствуют огороды пенсионерок и разномастные дворцы: французские шато, британские особняки в неогеоргианском стиле и крепости а-ля замок Дракулы. Инфраструктура этих населенных пунктов не отвечает новым требованиям: перебои с электричеством, проблемы с водой. Построив общий забор и наняв охрану, жители поселков переходят важный психологический рубеж и превращаются из беззаботных дачников на отдыхе в население охраняемой резиденции.
Экспансию российского Дальнего Востока, предпринятую Китаем, обсуждает на своих страницах американская The Chicago Tribune. Следы этого присутствия заметны повсюду на берегах Амура. В Благовещенске китайская строительная фирма возвела 30 многоэтажных жилых домов, три торговых центра и больницу. Большое число китайцев покупает рестораны и квартиры. Все это неудивительно, учитывая историю региона и крайне низкую плотность российского населения: один человек на квадратный километр. Местные строительные фирмы жалуются, что обилие китайских застройщиков мешает готовить собственные квалифицированные кадры, а выходцы из Поднебесной утверждают, что от конкуренции все только выиграют.
Подъемный кран стал гербом Москвы, а грохот разнообразных технических устройств для бурения — ее гимном, пишет британский журнал The Economist. Но хотя город превратился в одну большую строительную площадку, квартир в новых домах и реконструированных дореволюционных зданиях на всех желающих не хватает, а покупать жилье, возведенное в советскую эпоху, состоятельные россияне не хотят. Число тех, кто приобретает недвижимость с помощью ипотечных кредитов, ежегодно удваивается, но тем не менее только 5–8 % всех сделок совершают с использованием ипотеки. Журнал также отмечает, что для строительства необходимо огромное количество разрешений и согласований, а это увеличивает стоимость жилья более чем на 10 %. Другие проблемы строительного рынка — использование труда иммигрантов, часто нелегальных и живущих в далеко не комфортных условиях, замена представляющих историческую ценность старинных домов их современными копиями и появление в центре зданий из стекла и стали, которые выглядят очень эффектно, но портят общий облик столицы.
Российский Гринпис предпринимает отчаянные попытки остановить строительство туристического комплекса мирового уровня в Сочи, пишет британская газета The Independent. Если его все же возведут, предупреждают экологи, то вся территория вокруг российского черноморского курорта Сочи на Западном Кавказе пострадает, а это один из немногих регионов Европы, где природа еще сохранилась в первозданном виде. До сих пор доступ туристов в данную зону был ограничен, однако намерение Сочи стать столицей зимней Олимпиады 2014 г. может кардинально изменить ситуацию. Так, около 52 из 190 тыс. га территории национального парка выделены под застройку. Помимо собственно олимпийской деревни планируют соорудить несколько горнолыжных курортов, скоростную рельсовую дорогу и гидроэлектро-станцию. Однако российский Гринпис считает, что экологические последствия данных проектов не были учтены, и пытается добиться в Верховном суде отмены правительственных решений, санкционирующих строительство.
Дарья Громова Недвижимость и цены
Статья о недвижимости получена: IRN.RU