Компьютерные рули есть некое специфичное устройство управления виртуальным транспортным средством на экране. Для описания ситуации как нельзя лучше подходит фраза «верхи не могут, низы не хотят». В качестве верхов выступают игрописатели, малочисленное количество которых удосуживаются реализовать грамотную и правильную поддержку баранки с педалями в игре (в последнее время ситуация исправляется, что не может не радовать). Низы, то есть конечные пользователи, они же игроки, находятся в глубоком сомнении в правильности покупки того или иного руля, как раз вследствие ограниченного использования недешевого девайса. В самом деле, если из десяти игр автомобильной направленности поддержку руля вообще имеют меньше половины, а грамотную поддержку единицы, немногие охотно побегут в магазины опустошать и так быстро усыхающий бумажник.
Со стороны на все это безобразие взирают недовольным взглядом производители собственно самих рулей, которым надо продать оных как можно больше, но воздействовать на пользователей в этом плане они не в силах, а пинать игрописателей видимо тоже не особо выходит.
Отдельная песня сам руль. Покупка дешевого не доставит ожидаемого удовольствия от игры, а для чего еще вы его приобретаете? Упрощенная конструкция, отсутствие обратной связи (как правило) и прочие признаки такого сегмента заставят вас помучаться, а какой в этом резон? В среднем секторе (цены в районе 100 у. е.) уже присутствуют более-менее качественно реализованные устройства, могущие доставить наслаждение от руления и способные продолжительное время радовать владельца беспроблемной работой. Высший писк, некий Hi-End, под 200 у. е. и более, отличается бескомпромиссным качеством изготовления, реалистичной работой и долгим сроком жизни даже в условиях жесткой эксплуатации.
Оценим качество и количество удовольствия от рулежки Thrustmaster Enzo Ferrari Force Feedback, предоставленного нам компанией «Алион» (www.alion.ru). Девайс относится к среднему сектору при цене порядка 100 у. е.
Игровой комплект Thrustmaster Enzo Ferrari Force Feedback.
Внешне руль выглядит очень добротно и стильно. Производитель уверяет, что это точная копия руля автомобиля Enzo Ferrari, подтверждение в названии и фотографиях на коробке (даже соглашение специально заключили). Круглая баранка с чуть приплюснутым верхом, в местах хватания руками резиновые вставки (если по часам, то 15 и 21), остальное пластмасса. Два подрулевых рычажка отвечают за переключение передач, ниже аналоговые рычажки газа и тормоза, восемь кнопок и восьмипозиционный D-Pad. В середине руля логотип Ferrari, чуть ниже кнопка включения/выключения автоцентровки, она же переключение между совмещенным и раздельным режимом работы педалей, а для индикации означенных режимов правее поселился светодиод. База руля с помощью струбцины и двух лапок с упорами надежно крепится к столу, если правильно все сделать, то скорее что-нибудь сломается, чем руль отстыкуется от стола. Винт крепления металлический, но вворачивается в пластиковую вставку на базе, что не есть гуд. Сам кронштейн с лапками массивный пластиковый, пятки поворачиваются и имеют большую поверхность из рифленой резины. Минус один, довольно слабый рычажок, с помощью которого надо заворачивать винт. Этот рычажок сделан как эксцентрик, то есть его предполагается завернуть и потом поворотом окончательно зафиксировать руль. Так вот само соединение рычажка и винта слабовато.
Педали унифицированы с таковыми от модели 360 Modena что есть один из лучших способов удешевить продукт. Большое количество пластмассы, более тугая педаль тормоза, газ легче. Также разнятся и формы педалей. Ребристая опора для пяток достаточных размеров, пять подушечек против скольжения на гладкой поверхности (линолеум, паркет и т.д.), ширина позволяет не цепляться ногам друг за друга. Пластиковая база и тугая педаль тормоза приводят порой к небольшому изгибанию блока и проскальзыванию его вперед, от сидящего игрока. Менее тугая педаль газа не приводит к таким эффектам. Право, стоило основу сделать из металла, добавило бы жесткости и тяжести.
Мощный электромотор обратной отдачи требует свое, внешний блок питания немаленьких размеров и веса выдает 20 В, 750 мА, 15 Вт. Подключение несложное, если не ставить прилагаемые драйверы, то руль будет функционировать, но без отдачи. Интерфейсный провод USB двухметровой длины дает свободу действия при размещении руля. Еще два разъема предназначены для питания и педалей (последние можно и не подключать, а управлять рычажками под рулем).
Тесты на трассах. Модный нынче Need for Speed Underground меня откровенно разочаровал, и дело тут не в руле, а в игре, ибо реализация обратной отдачи не ахти. Руль все время дергается, как будто в припадке. На реалистичность мало похоже, ну да ладно, это же аркада, будем снисходительны и отложим ее. Colin McRae Rally в третьей реинкарнации по праву претендует на лавры лучшего раллийного симулятора. Порядка двух недель скоростной рулежки по трассам означенной игры доставили мне радость и удовольствие. Реализация отдачи в игре весьма недурна, что вкупе с достаточно качественным рулем привело к тому, что я в порыве забросил кучу других игр и рулил-гонял-улучшал время и технику прохождения. Но сдается мне, самая честная физика поведения авто на дороге во второй части игры, по крайней мере я там рулил почти как я рулю на настоящем авто. В третьей части похоже есть некоторые упрощения, не умаляющие тем не менее достоинств руля.
В подтверждение этого я покуролесил по трассам второй реинкарнации раллийной серии имени Колина МакРея. Не углубляясь в дебри реализации физической модели поведения раллийного авто на трассе, отмечу лишь более правдоподобную, на мой взгляд, передачу того, что называют «чувством колес». Например, стоит заехать одной стороной на грунтовую обочину, а вторая сторона авто при этом едет по асфальту, как руль начинает немного уводить в соответствующую сторону. Нечто похожее мне довелось испытать в реальной жизни за рулем авто, когда один нехороший человек на шоссе подрезал меня, и я также ушел одной стороной на обочину. В опциях игры сила отдачи стояла на 50%, при этом порой дрожал весь стол и падали стоящие на нем диски, что прямо свидетельствует о недюжинной мощности электромотора.
Поведение руля за счет прямой зубчатой передачи жесткое. Если ухватить руль как предполагает конструкция его баранки, то при переключении передач подрулевыми рычажками вы столкнетесь с тем, что они могут упираться в пальцы, соответственно не срабатывая. В общем, в первое время приходится следить за положением пальцев на руле во избежание данной ситуации. Также при нажатии педали тормоза надо следить за тем, чтобы база не смещалась боком. По истечении непродолжительного времени все эти действия происходят автоматически, на подсознательном уровне и не вызывают каких-либо неприятных ощущений.
Играть при выключенной отдаче не советую, смысла нет. Поскольку центрирующие пружины отсутствуют, возврат руля осуществляется мотором. И если он выключен, то рулить более неудобно, чем на рулях без обратной связи.
Резюмируя, имеем весьма неплохой руль, в своей ценовой категории. Например, 360 Modena с похожим дизайном, лишенный обратной связи и такими же педалями стоит примерно на 30 у. е. дешевле, а топовый F1 уже 200 у. е., который за счет специфики более подойдет для симуляторов гонок «Формулы-1», чем для раллийных авто. В общем, если вы не упертый фанат автомобильных симуляторов, а любите иногда погоняться, и при этом явно выросли из клавиатуры, то ищите копилку.