Симонов Вадим Борисович.
Начальник отдела интернет маркетинга, компании Р2А. Сайт www.vlom.ru
- Расскажите про историю вашего проекта. Как все начиналось?
- Начиналось все довольно банально. Надо было день куда-то «лишнюю» энергию и средства. Была выявлена интересная ниша в интернете по продаже контента для мобильных устройств. На тот момент, а это был 2004 год, на рынке присутствовали несколько крупных медиа-провайдеров и были две партнерских сети. Собственно, подумали, посчитали и запустили проект.
- Если завтра утром человек, прочитавший это интервью, решит сам заняться продажей медиаконтента посредством передачи на мобильные телефоны, с чего ему следует начать?
- Смотря какие пути его распространения он выберет, и что уже есть в активах человека. Если бизнес планируется с нуля без прикрытия какого-то информационного портала или издания, то стоит только этому человеку посочувствовать. С нуля, мне кажется, уже лучше подобные проекты не начинать. А если вообще вся бизнес-модель будет строиться на привлечение клиентов через интернет, то стоит забыть об этом, если нет большего опыта получения дешевого-интернет трафика. В любом случае начинать надо с ответа на два вопроса: «Где я буду брать потенциальных потребителей?» и «Как я буду доносить до них информацию?».
- После того как человек отправляет SMS с заветной цифрой или чем-то еще, что происходит дальше? Какова технология передачи данных конечному пользователю?
- SMS приходит на приемник SMS провайдера мобильного контента или SMS-агрегатора SMS-агрегатор - компания, которая предоставляет услуги по обработке SMS-сообщений. Она выкупает короткие номера, настраивает сервера для обработки входящий сообщений и отправки новых. Дальше в работу вступает серверное программное обеспечение, которого обрабатывает информацию из SMS, проверяет, действительно ли была снята оплата за SMS (проблема накрутки «коротких номеров» раньше стояла очень остро, да и сейчас еще есть попытки «взломов»), далее формирует ответное SMS, которое, как правило, содержит либо текст и информацией, либо ссылку на WAP-ресурс для скачивания медиа-контента. По сути это сухой обмен письмами. В целом ничего сложного, главное договорится с провайдером сотовой связи.
- Насколько сильна конкуренция в среде компаний подобных вашей?
- Большая. Рынок уже на грани. Охват целевой аудитории близок к 100%, а зарабатывать на этом хотят все большее количество компаний. Поэтому со временем самые крупные компании начинают уходить на другие зарубежные рынки. Кто-то начинает специализироваться на каком-то особенном контенте, например, на java-играх или предоставления информации о пробках на дорогах. А кто-то уходит с рынка. Многие партнеры начинают сворачивать свои ресурсы, так как они перестают быть рентабельными.
- Не кажется ли вам, что в последнее время, благодаря агрессивной рекламе, присутствует некоторый момент навязывания тех же картинок и мелодий потенциальным клиентам?
- Пока есть спрос, есть и предложение. Есть неприятный момент, когда реклама скрывает условия предоставления услуг. На экране телевизора тяжело прочитать информацию мелким шрифтом, которая сообщает, что с баланса спишут 5 у.е. Опять же давят на молодую аудиторию, которая еще толком не понимает, чем им грозит то, что они пошлют SMS на такой-то номер с таким-то текстом. В результате, все эти развлечения оплачивают родители детей, которые шлют такие SMS огромными пачками.
- Музыкальные форматы для мобильных телефонов можно поделить на две категории: MIDI-подобные, где запись производится с помощью команд и цифровые (Mp3, WMA и другие). Существует ли тенденция к увеличению спроса на последние, ведь именно они обладают более высоким качеством, но и большим объемом?
- Конечно, существует. MIDI отходит все больше на задний план. Продвинутые пользователи могут сами себе сделать хороший реалтон, но многие медиа-провайдеры начали делать уже упор на уникальный контент, который не скачаешь в интернете или не сделаешь самостоятельно, используя компакт-диск с любимым исполнителем. К тому же, части аудитории проще заказать себе любимую мелодию, чем самому разбираться, как ее закачать на телефон. Реалтон (мелодия в формате mp3 и т.д.) он приятен на слух, он интересен, а развитие технологий позволяет уже не задумываться какой объем такая мелодия занимает в телефоне.
- На ваш взгляд, за какими видео и аудио форматами будущее и насколько приходится следить за различными новациями в области современных алгоритмов кодирования?
- Мне как владельцу проекта, который использует партнерский аккаунт у одного известного медиа-провайдера вообще не надо за чем-то следить. Опять же следить надо было раньше – как было важно, что можно закачать в телефон, а что нет. Сейчас же современные сотовые аппараты позволяют работать практически с любыми аудио и видео форматами. Они превращаются в мини-компьютеры. Теперь решающую роль играет цена трафика в сетях сотовой связи, а не формат медиа-контента.
- Обязан ли распространитель мелодий, видео и графики через мобильные сети соблюдать авторские права? Если да, то как это происходит?
- Конечно, обязан. В противном случае – это банальное воровство. Медиа-провайдеры заключают авторские договора с правообладателями на распространение контента. Не важно кто я, крупнейшая звукозаписывающая компания или студент, который делает реалтоны для будильника дома на компьютере, со мной обязательно должен быть договор, по которому я буду получать отчисления роялти за каждую скаченную мелодию, на которую у меня есть авторское право.
- Сегодня активно ведется борьба с «пиратством». Что вы думаете по этому поводу?
- Общество у нас еще не до конца цивилизованное. Обычный потребитель считает, что если он заплатил круглую сумму за сотовые телефон с кучей функций, то он теперь имеет право этими функциями пользоваться так, как ему вздумается и начинает качать «на халяву» мелодии, игры, видео и т.д. Это нарушение. Не грубое, да и коммерческой выгоды пользователь из этого не извлекает, но некоторые компании на этом паразитируют. Нас ждет в 2008 году новая часть гражданского кодекса, где эти вопросы будут отрегулированы. Думаю, большую часть интернет-ресурсов с «халявой» просто закроют. Уже идет активная деятельность в этом направлении
- Чем отличается рингтон от просто песни? Существуют ли специальные люди, которые оптимизируют ранее написанные композиции в удобоваримый для телефонов вид?
- Рингтон – это как раз мелодия, которая воспроизводится с помощью специальных команд, используя синтезатор телефонного аппарата (например, тот же MIDI). Реалтон – это оцифрованная «живая» песня или мелодия. Есть люди, которые нарезают эти песни, кодируют их с приемлемым качеством в разные форматы. Чисто механическая работа.
- Видео на телефоне – явление достаточно новое. Насколько перспективно, на ваш взгляд, распространение полнометражных фильмов, путем заказа через сайты подобные вашему?
- Это будущее, которое нас ждет. Видеофильмы, телевизионные трансляции – вот что мы сможем смотреть на телефонных аппаратах (точнее телефон уже станет просто одной из функций многопрофильного устройства) в ближайшем будущем. Через интернет их распространять пока не очень перспективно, если это не маленькие видео-нарезки. Гораздо удобнее продавать такой контент на оптических дисках. Но технологии развиваются, выходят новые стандарты передачи информации, и различные физические носители информации отходят на задний план.
- Сегодня любой человек, и даже ребенок, может заказать картинку или видео любого, даже эротического, содержания. Существуют ли какие-нибудь ограничения на распространение контента лицам «до 16-ти»?
- Ситуация точно такая же как и с распространением эротики через интернет. Когда пользователь закачивает контент эротического содержания, он дополнительно подтверждает, что является совершеннолетним и в этот момент сразу несет ответственность за передачу ложной информации. Конечно, эти меры не особо эффективны и молодых людей редко останавливают. Тем не менее, большего сделать и нельзя, да никто и не хочет. Медиа-провайдерам выгодно распространять такой контент, моральная сторона их мало волнует. Да и молодежь сейчас у нас хитрая, нет таких фильтров, которые бы их остановили.
- Нужен ли мобильный телефон школьнику XXI века?
- Я вырос без него и ущерба никакого не чувствовал. Но общество становится все более динамичным. Родители хотят меньше волноваться и стараются всегда быть на связи с детьми. Дети хотят общаться между собой, главное чтобы, это в манию не переходило. Яркий пример есть в моей семье: племянник просто не выпускает телефон из рук, однако, картинки, мелодии ему заказывать не разрешают и жестко ограничивают количество денежных средств на месяц. При таком разумном подходе, телефон школьнику можно доверить. Но когда дети вместо того, чтобы общаться с друзьями на улице пишут по 30-50 SMS в день своим виртуальным друзьями, сутками сидят на WAP-сайтах и заказывают какие-то сомнительные «темы» для телефона, то я считаю, такое надо упразднять.
- В советское время в каждом магазине лежала книга жалоб и предложений. Общаются ли с вами ваши клиенты? Если да, то на что жалуются и что предлагают?
- Общаются, но не много. Сервис довольно стандартизирован и «обкатан». К нему нет претензий. Обращения в техподдержку бывают, но вопросы тоже быстро все решаются. Порой пользователи просто говорят "спасибо", за что им огромная благодарность, т.к. такие письма стоят больше, чем денежные платежи.
- На ваш взгляд, благодаря внедрению в нашу жизнь мобильных и прочих новых технологий, жить стало лучше?
- По мне, жить стало интереснее, здесь мне кажется, нельзя подходить качество к оценке этих изменений в жизни. Общество и технологии развиваются, появляются новые способы общения и передачи информации. Люди начинают жить более динамично, и автоматизация и информатизация просто необходимы. Тут не стоит говорить, лучше или хуже стало жить. Стало все просто по-другому.
- Какие планы у вас и вашей компании на будущее?
- Что касается контента для мобильных телефонов, то есть идея перепрофилировать интернет-ресурс полностью на java-игры. Это наиболее интересное направление. Конечно, это повлечет за собой полную смену программного движка: нужно будет вводить новые сервисы а-ля модные web 2.0 и т.д. Ну а сама компания продолжает свою диверсификацию, так как фирма «Р2А» (www.r2a.ru) в целом занимается созданием и сопровождением интернет-проектов, как личного авторства, так и на заказ. Конечно, имеет место быть и использование различных SMS-сервисов, но в целом на этом не зацикливаемся. Поэтому сейчас развиваем как существующие системы управления сайтами, так и делаем различные индивидуальные корпоративные решения на базе WEB-технологий.
Автор: Гоша Компьютерный, Mobime.ru
Статья получена: Мобильный путеводитель