Как правило, стиль дома формируют не только внешний декор и предметы обстановки. Зачастую не меньшее значение имеют детали и всевозможные «мелочи». Именно они, со временем появляющиеся в любом интерьере, оказываются вещами первой необходимости, так много рассказывая о вкусе и образе жизни хозяев.
разряду мелочей, участвующих в нашей обыденной жизни, в первую очередь следует отнести посуду. Неслучайно предметы сервировки стола во все времена были и остаются беспроигрышным вариантом подарка.
Его величество сервиз
Наверное, без него невозможно обойтись ни в одном доме. Особенно без чайного. Впрочем, посостязаться в популярности с ним может сервиз кофейный. Согласитесь, по утрам, во время кофе или чаепития мы пользуемся повседневными чашками; практически у каждого есть любимая. Все вместе они составляют славный кухонный разнобой. Но к приходу гостей из закромов достаются сервизы – и тогда чайная или кофейная церемония обретает особый смысл, становится священным ритуалом, а также поводом для демонстрации хороших манер. Так повелось с середины XVII века, когда чай впервые привезли из Китая в страны Западной Европы. Сначала его пили в особых кофейнях, и только потом этот обычай перекочевал в дома, превратившись в один из самых, наверное, любимых семейных ритуалов. Соответственно, и чайная, и кофейная посуда стали приобретать все большую значимость. Кстати, тогда же, с первыми партиями чая, были завезены и первые чайные чашки, блюдца и чайники, которые мы с благодарностью «освоили» и вскоре научились изготавливать самостоятельно.
Уже в XVII веке Европа начала выпуск собственного фарфора. Естественно, что первое время своей формой он сильно напоминал восточные образцы. Классический вариант полного чайного набора включал чайник, подставку для него, сахарницу с крышкой, молочник, чашу для спитого чая, тарелки для хлеба, поднос для ложек, чайные и кофейные чашки и блюдца. Так что у предков был довольно серьезный подход к организации чаепития.
Как известно, пионером в европейском сервизном производстве стала Германия с ее знаменитой Майсенской мануфактурой. Впрочем, довольно скоро ей пришлось разделить славу с французскими сервизами, изготовленными в Севре.
Наравне с французами в XVII веке больших успехов в производстве фаянса достигли и голландцы. Мануфактуры в Делфте в большом количестве выпускали дешевую фаянсовую посуду, до деталей повторяющую столь высоко ценимый и дорогой восточный фарфор. Постепенно фаянс начинает пользоваться спросом у людей со скромными средствами. Фарфор же остается уделом аристократов и знати. Его продолжают экспортировать из Китая и Японии, однако очень скоро по ассортиментному ряду европейцы оставили фарфоровую alma mater далеко позади. В эпоху европейского классицизма наряду с немногочисленными образцами настоящего фарфора продолжает сохранять свою неприступность и стекло.
Посуда и предметы сервировки стола во все времена были и остаются беспроигрышным вариантом подарка.
В России близкая к фаянсу керамика появилась лишь в середине XVIII века. Это была в основном столовая и аптекарская посуда. Яркий в художественном отношении полуфаянс был изобретен в Гжели на рубеже XVIII–XIX веков, параллельно с ним большим успехом пользовалась посуда из тонкого фаянса с характерной зеленой глазурью. Одновременно на территории страны действовало огромное множество товариществ и мануфактур, большинство которых в конце XIX века были поглощены Товариществом М. С. Кузнецова, монополизировавшего производство фаянса и фарфора в России.
Продукция основанного в Петербурге в середине XVIII века Императорского фарфорового завода, одного из старейших в Европе, до сих пор считается нашей гордостью и славой. Синяя кобальтовая сетка меж тем все чаще становится уделом иностранных любителей посуды – мы же норовим выискать чтонибудь заграничное, а потому уверенно склоняемся в сторону европейского стекла или, напротив, керамики с этническим уклоном. Благо, сегодня есть из чего выбирать.
Пить иль не пить?
Как известно, культура пития уходит корнями в глубокую древность. Соответственно, и посуда, предназначенная для подобных целей, насчитывает не одно тысячелетие. И хотя жители Древнего Египта или Месопотамии были хорошо знакомы с рецептами изготовления стекла, получения фаянса и тем более керамики, прообраз современного бокала возник гораздо позже. Широкое использование стеклянной посуды стало возможным только в Древнем Риме. С тех времен возникает видовое разнообразие предметов сервировки стола, в частности кубков и бокалов для вина. Однако после падения Рима в упадок пришло и стекло. Церковь всячески запрещала его использование даже при богослужениях, считая колдовскую прозрачность символом греха. В Западной Европе стекло долго использовали в основном в витражах, люстрах и в качестве медицинской посуды. «Превыше всего ценится то чистое стекло, что по цвету приближается к хрусталю», – утверждал автор одного из текстов XIV века. Как известно, такого совершенства удалось достичь лишь знаменитым венецианским мастерам. Кувшины и бутыли, сосуды и кубки, чаши и вазы из дутого стекла, которое называли «хрустальным», наводнили не только Италию, но и всю Западную Европу. В конце XVI века во Франции, Бельгии и Германии все чаще появляются изделия «в венецианской манере», тогда же меняется и их форма: бутыли и бокалы вытягиваются, приобретая современные очертания, постепенно формируются всевозможные виды сосудов, предназначенных для разных напитков.
Сегодняшняя мода уверенно стремится в сторону европейского стекла или, напротив, керамики с этническим уклоном.
На фоне тонкостенного и безупречного в разнообразии форм и отделок венецианского стекла в эпоху Ренессанса бытуют и иные изделия. Толстые граненые бутыли, кубки и бокалы на высокой ножке; так называемые «кочерыжки», толстостенные стаканы с широким устьем, произведенные в Германии, рейнские бокалы на ножке с широким основанием, вычурные бутыли с горлом из нескольких витых трубочек и другие. Постепенно место изящных произведений венецианских стеклодувов прочно займет тяжелый богемский хрусталь, который и по сей день не выходит из моды. Гдето в это же время, на рубеже XV–XVI веков, происходит еще одна важная перемена в сервировке стола: несмотря на то что во многих городских семьях попрежнему хлебают из общей большой миски, на столе все чаще появляется индивидуальная тарелка. Соответственно, коренным образом меняются и принципы накрывания и декорирования стола.
Полный великосветский набор столовой посуды, ассоциирующийся у нас с европейской буржуазной культурой, складывается лишь к середине XIX века. Тогда перед каждым на скатерти возникает пирамида тарелок для закуски, первого, второго, салата, десерта, фруктов и т. д. А подле них по ранжиру, справа налево, выстраиваются питейные емкости: фужеры для минеральной воды, бокалы для шампанского, пузатые приземистые коньячные рюмки, бокалы для красного и белого вина, рюмочки для аперитива, стопки либо низенькие рюмки для водки или других крепких напитков, специальные рюмки для ликеров, настоек, наливок и кремов. Сервировка стола приобретает тот торжественный и великосветский тон, к которому располагает обстановка званого обеда или ужина в атмосфере парадной роскоши.
Как известно, в России стекло никогда не считалось национальной гордостью; оно не являлось предметом широкого экспорта, как, например, в Англии; не было окружено заботой правительства, как, скажем, в Венеции. По мере сил стекло скромно удовлетворяло нужды огромной державы, послушно следуя стилистическим изменениям декоративного искусства. Видимо, решив взять реванш, этот материал совершил своего рода экспансию на сегодняшний интерьер, проникнув во все этапы обустройства дома.
В том числе, естественно, и в выбор посуды.
В рамках произвольной программы
В XVIII веке наряду с распространением обеденной посуды в европейских домах появилось и огромное множество на первый взгляд бесполезных предметов. Некоторые из них были способны поразить воображение обывателя одним лишь фактом своего существования, другие же оказывались вполне адекватными и утилитарными, что, впрочем, не умаляло их художественной ценности. В частности, удивляла разнообразием продукция знаменитого завода Майсена. Помимо традиционных сервизов на нем выпускали многочисленные модели вазочек и табакерок, туалетные и письменные приборы, очаровательные маленькие статуэтки и скульптурные группы в духе «галантных празднеств» Ватто. Несмотря на то что стилистически майсенская продукция была очевидно несколько перегружена, ей активно подражали. Изумительные по красоте фигурные флаконы для духов, табакерки, а также огромное множество иных милых безделушек выпускали и в Англии. В историю прочно вошел так называемый веджвудский фарфор характерных яркосиних, серосиних и лиловых тонов и с белым рельефным рисунком.
Эти восхитительные мелочи обязательно присутствовали в столовых горках и на каминных полках, в кабинетах серьезных мужей и будуарах светских красавиц.
История европейской посуды стала отражением изменения уровня и образа жизни. В обстановке все чаще появлялись декоративные вазы. В конце XIX – начале XX века французский художник Галле создавал потрясающие по красоте вазы из стекла. Оскар Уайльд довольно ярко охарактеризовал их: «В вазы Галле нельзя ставить живые цветы, в них они всегда выглядят увядшими». Во все времена фарфорового производства в Европе были популярны рамы для зеркал, шкапики, корзиночки, игрушки, подставки, забавные фигурки кошек и собак и т. д. На фоне разгула и бесчинства декоративных мелочей те же кувшины, конфетницы, подсвечники, розетки, а порой и статуэтки выступали образчиками истинной строгости. Различные аксессуары для стола пользовались огромной популярностью. В частности, корзиночки для фруктов, орехов или конфет. В Европе непременным предметом сервировки была корзиночка, в которой после еды подавали жареные каштаны. Конфетница также считалась одной из излюбленных посудных форм. Она могла представлять собой ракушку с орнаментом рококо или же целую скульптурную композицию в миниатюре.
Среди предметов домашней утвари предпочтение отдавалось изделиям декоративным и в то же время функциональным, которые когдато вышли из моды, однако вновь стали активными участниками оформления стола. Речь о масленках, тарелочках для масла, солонках, банках для джема, бочонках для бисквита, емкостях для чая, сосудах для ароматических смесей и т. д.
До сих пор выбор посуды – столовых наборов, штофов или бокалов, аксессуаров для сервировки стола и т. д. – остается процессом творческим и сугубо индивидуальным. О вкусах, как известно, не спорят: ктото предпочитает русские фужеры, а кому-то жизнь не мила без западноевропейских «рёмеров» середины позапрошлого века. Или, в лучшем случае, набора для крюшона с подстаканниками на 12 персон в стиле ардеко. (Кстати, королевский подарок, не правда ли?) А может быть, к обстановке больше подойдут изделия простых форм с ярким цветочным орнаментом и знаменитыми символами гарднеровского фарфора XVIII века – розой и шиповником? Впрочем, для того чтобы сделать достойный подарок, вовсе не обязательно погружаться в мир антикварных магазинов – можно ограничиться и шедеврами нынешних мастеров. В любом случае, если хочется найти чтонибудь эдакое из посуды, стоит побеспокоиться заранее. И ваши усилия не пропадут даром – сервиз, набор бокалов или отдельные предметы, подобранные со вкусом, они станут отличным подарком маме или бабушке, памятным сувениром коллеге, незабываемой мелочью для подруги.
Яна Россо
Источник: Загородное обозрение