Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Строительство и ремонт » Строительные материалы » Многослойная система

 

Многослойная система

 

 

Рис. 1 Специалисты подсчитали, что в рядовом жилом доме около половины всех потерь тепла происходит через стены. Как сберечь драгоценное тепло? Один из передовых способов - устройство систем наружного утепления "мокрого" типа, разновидность так называемого "теплого фасада".
Это многослойная конструкция, в основе которой три слоя:
-теплоизоляционный - плиты из материалов с низким коэффициентом теплопроводности (как правило, из минеральной ваты или пенополистирола);
-армированный (базовый) - из особого штукатурно-клеевого состава, армированного щелочестойкой сеткой;
-защитно-декоративный - декоративной штукатурки (обычно минеральной, акрилатной, силикатной, силиконовой), которая может также окрашиваться специальными красками.
Прежде чем подробно рассмотреть каждый слой, отметим достоинства системы в целом и основные требования к ней.

загрузка...

 

 


Достоинств у наружной теплоизоляции "мокрого" типа достаточно много. Пожалуй, самое главное - возможность недорогими средствами обеспечить необходимое по нормам утепление фасада. При этом стены будут тонкими, поскольку им нужно иметь только достаточную несущую способность, а теплопотери не допустит утеплитель. Кроме того, стены будут легкими, а значит, уменьшатся затраты на возведение фундамента, одного из самых дорогостоящих элементов здания. Температура воздуха в помещении распределяется более равномерно, в результате микроклимат становится приятнее. Летом "теплый фасад" уменьшает нагрев ограждающих конструкций под воздействием солнечных лучей и высокой температуры воздуха, поэтому температура внутри помещения не будет резко возрастать. Системы "мокрого" типа заметно улучшают звукоизолирующие свойства стен. Наконец, теплоизоляция защищает стены от непогоды, поэтому они намного меньше увлажняются, не промерзают и не продуваются, их конструкция не разрушается из-за температурных колебаний и эрозии, благодаря чему увеличивается срок службы здания.
С помощью систем "мокрого" типа обустраивают фасады как новостроек, так и реконструируемых домов. Особо стоит отметить, что подобные системы - не только способ утеплить здание, но и возможность придать фасаду индивидуальный внешний вид благодаря декоративным свойствам штукатурок и красок.
Основной недостаток "мокрых" систем - минимальная температура воздуха во время их монтажа должна быть не менее +5оС.
Существует несколько разновидностей систем "мокрого" типа. Различают системы с жестким и подвижным креплением утеплителя к основанию. Первый вариант предполагает жесткую фиксацию утеплителя клеем и дюбелями. Такой способ крепления позволяет добиться очень тонких штукатурных слоев - не более 5-8 мм. Во втором варианте клей не применяется, плиты утеплителя крепятся к стене с помощью подвижных шарниров, благодаря чему система достаточно свободно перемещается вдоль стены, тем самым компенсируя усадку и другие нагрузки на фасад. При этом толщина штукатурных слоев превышает 30 мм. Считается, что сегодня на отечественном рынке более распространены системы первого типа, поэтому именно о них и пойдет речь в настоящей статье.
Для того чтобы "теплый фасад" в течение длительного времени сохранял свои эксплуатационные свойства, он должен соответствовать определенным требованиям. Среди них: прочность и надежность основания фасада, а также самой системы утепления как конструкции, пожаробезопасность всех элементов конструкции, антикоррозийная защита несущих, крепежных и обрамляющих элементов, выполненных из стали или цветных металлов, ремонтопригодность системы и пр. Очень важно, чтобы все слои "теплого фасада" не только обладали необходимыми показателями по водопоглощению, паропроницаемости, морозостойкости, тепловому расширению, но и сочетались друг с другом по этим показателям. Сочетаемость определяется только расчетом системы в целом. Так, необходимо, чтобы в многослойной конструкции каждый последующий слой (изнутри наружу) пропускал пар лучше, чем предыдущий. Дело в том, что при разнице температур изнутри и снаружи помещения возникает разница давлений и, соответственно, движение водяного пара, который на своем пути не должен встречать преград. Недооценка этого обстоятельства приводит к использованию вместе, к примеру, минераловатного утеплителя с отличной паропроницаемостью и полимерной декоративной штукатурки, тонкой, но плохо пропускающей пар; итог - отслаивание "финишного" слоя. Во избежание подобных ситуаций специалисты не рекомендуют применять дешевые, но "незнакомые" материалы, так как это обычно пагубно сказывается на качестве и сроке службы "теплого фасада". Вместе с тем вполне возможно, что менее паропроницаемый последующий слой не помешает движению пара, но только если произведен расчет всей конструкции фасада.
Основанием для теплоизоляции "мокрого" типа могут служить железобетон (панели или монолит), кирпичная или каменная кладка, пенобетон, металл, древесина и т. д. Некоторую сложность, по мнению отдельных специалистов, представляют стены из пенобетонных блоков. Они очень "теплые" сами по себе, без утеплителя, и притом обладают высокой паропроницаемостью, что в сочетании с системой наружного утепления может обернуться неприятностями: смещением точки росы в толщу блока (вместо плиты утеплителя), передвижением зоны отрицательных температур также в толщу блока, выпадением конденсата на границе утеплителя и штукатурного слоя. Все это может снизить долговечность конструкции и даже разрушить ее. Чтобы избежать проблем, следует очень тщательно подобрать плотность и толщину пенобетонных блоков, тип и толщину утеплителя, крепежные элементы и материалы для армированного и защитно-декоративного слоев. Рис. 2
Надежность и долговечность системы "мокрого" типа во многом зависит от подготовки основания. Стоит оговориться, что монтаж системы рекомендуется осуществлять после завершения внутренних отделочных работ, монтажа кровли и установки оконных и дверных блоков. Однако вернемся к подготовке основания. Прежде всего, его механически очищают от остатков раствора. Если это реконструируемый дом, то надо проверить прочность основания, удалить слои, неспособные выдерживать нагрузку, а также очистить стену с помощью специальных составов от высолов, грибов и плесени. После этого на основание наносят грунтовку, чтобы повысить его адгезионные свойства и связать оставшиеся частички пыли и грязи.
В качестве утеплителя применяют, как правило, минераловатные или пенополистирольные плиты. Что касается первых, то их основные достоинства - хорошие теплоизолирующие свойства и огнестойкость (минераловатные плиты относятся к классу негорючих материалов).
К достоинствам плит из пенополистирола относятся легкость, более низкие, чем у минераловатных, теплопроводность (а значит, - фасад будет тоньше) и стоимость. Главный недостаток - горючесть, в связи с чем возникает вопрос: а не опасно ли вообще применять системы с утеплителем из пенополистирола? Оказывается нет, если, во-первых, пенополистирол обработан специальными антипиренами, благодаря которым становится самозатухающим, а, во-вторых, если в системе предусмотрены особые противопожарные рассечки из минераловатных негорючих плит. Рассечки (как правило, высотой около 15 см и толщиной на всю систему утепления) устанавливаются между этажами, а также по внешнему контуру оконных и дверных проемов (иногда устраиваются дополнительные горизонтальные и вертикальные рассечки). Таким образом, даже при использовании горючего утеплителя, конструкция фасада в целом оказывается трудногорючей.
Как уже отмечалось выше, в большинстве "мокрых" систем плиты сначала приклеиваются, а затем закрепляются дюбелями. Именно дюбели берут на себя основную нагрузку, которая воздействует на фасад, - ветровую. Однако только их одних было бы недостаточно для надежной фиксации утеплителя, поскольку он довольно мягкий и со временем расшатался бы от "дуновений" ветра. Поэтому решающую роль в восприятии собственного веса системы играет штукатурно-клеевой слой. Кроме того, с помощью клея выравнивают несущие стены, которые, как показывает практика, редко бывают ровными. С учетом кривизны стен как раз и подбирается количество наносимого клея, в целом же он должен покрывать не менее 40% площади плиты. Клеевая смесь обычно состоит из минеральной основы (портландцемент) и полимерных добавок, поэтому она имеет хорошую адгезию и паропроницаемость.
После высыхания клея устанавливаются дюбели. Чаще всего используют специальные дюбели со шляпками большого диаметра (тарельчатые). Наибольшее применение нашли дюбели двух видов: забивные с распорным элементом в виде гвоздя и винтовые с распорным элементом в виде шурупа. Выбор того или иного вида обусловлен прежде всего типом основания: обычно для плотного основания (полнотелый кирпич или железобетон) применяют забивные, а для пористого (пустотелый кирпич, пенобетон) - винтовые. Очень важно, чтобы дюбели были совместимы со всеми материалами системы утепления. Это предполагает, в частности, что их коэффициент теплопроводности должен приближаться к нулю, ведь дюбель - единственный элемент системы, проходящий через все слои, и ему нельзя становиться "мостиком холода".
Количество дюбелей на 1 м2 рассчитывается для каждого отдельного случая, исходя из ветровой нагрузки, собственного веса системы, а также зоны фасада (рядовой или краевой). В среднем на 1 м2 стены, выполненной из плотного материала (рядовая зона), приходится около 5 дюбелей.
Армированный (базовый) слой увеличивает прочность "теплого фасада" и обеспечивает адгезию декоративного слоя к поверхности утеплителя. На утеплитель наносится клей, в который втапливается армирующая сетка, нередко покрываемая вторым, выравнивающим слоем клея. Толщина базового слоя, как правило, 3-5 мм. Штукатурно-клеевая смесь обычно изготавливается на основе минеральных связующих со специальными, чаще всего полимерными добавками.
Долговечность базового слоя, да и всей системы в целом, во многом зависит от качества армирующей сетки. Она выполняется, как правило, из стекловолокна, пропитанного щелочестойким составом. Щелочестойкость - важнейшее требование к сетке.
Финишный слой - это либо декоративная штукатурка, либо штукатурка, покрашенная фасадной краской. При выборе штукатурки рекомендуется обратить внимание на следующие моменты. Во-первых, на тип связующего. У минеральных штукатурок связующее - цемент (чаще всего высококачественный белый). Эти штукатурки бывают облегченными (с плотностью до 1,6 г/м3 за счет введения легких наполнителей) и обычными (с плотностью от 1,5 до 2 г/см3). Они обладают хорошей паропроницаемостью, а благодаря гидрофобным добавкам - высокими водоотталкивающими свойствами. Они достаточно прочны, устойчивы к растрескиванию, не притягивают пыль. Как правило, они не окрашиваются в массе, поэтому требуют последующей окраски.
У полимерных штукатурок связующее - акрил или его сополимеры. Штукатурки этого типа отличаются очень высокими показателями по прочности, пластичности, цвето-, влаго- и морозостойкости. Более того, они настолько химически стойкие, что их можно мыть щеткой, используя при этом моющие средства. Несколько хуже обстоит дело с их паропроницаемостью, но, как уже говорилось, трудностей с этим при правильно рассчитанной системе возникать не должно. Полимерные штукатурки окрашиваются в массе и поступают к потребителю готовыми к использованию. Некоторые из них нуждаются в последующей окраске.
В последнее время все чаще применяются силикатные штукатурки со связующим - жидким калиевым стеклом, хорошо сочетающиеся с известковым основанием благодаря высокой паропроницаемости. Перспективны, но дороги декоративные штукатурки на основе силиконовой смолы.
Стоит добавить, что наиболее популярные сегодня фасадные краски - вводно-дисперсионные почти со всеми уже знакомыми нам связующими: чистым акрилом и его сополимерами, жидким калиевым стеклом, силоксаном, силиконом.
Другой момент, на который надо обращать внимание при выборе штукатурки, - ее фактура. Здесь две составляющих: вид рисунка и зерно. Их сочетание определяет, будет ли декоративный слой равномерно-шероховатым, бороздчатым или, например, гладким. Ну а цветовые возможности современных штукатурок и красок поистине безграничны.

По материалам
www.elitdom.com.ru
По материалам справочника
"Строительные материалы. Где их можно приобрести" N 44 за 2006 г.
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Многослойная система":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Как работает система помощи при парковке

Известную шоферскую шутку "не видно -- будет слышно" можно считать инструкцией к любому "парктронику". Улучшение аэродинамики и внешнего вида автомобиля зачастую ведет к ухудшению обзорности, особенно сзади. А покатые капот и багажник лишают водителя возможности оценить габариты машины.

» Немецкие автомобили - 4881 - читать


Citroen C2 с системой Stop & Start поступил в продажу

Во всем мире идет активная работа над созданием экономичных, экологически чистых автомобилей. Без сомнения японские производители здесь вне конкуренции, однако постепенно новые интересные разработки в этой области начинают внедряться в серийное производство и европейцами. Первым среди них стала компания Volkswagen , предложившая модель Polo, оснащенную дизельным двигателем, потребляющим всего 3 литра топлива на каждую сотню километров.

» Разное - 1973 - читать


Как работает система контроля давления в шинах

Неправильное давление в шинах приводит к куче неприятностей. Современная электроника помогает их предотвратить. При снижении давления в шине всего на 10 процентов от рекомендованного расход топлива возрастает в среднем на 4 процента, а срок службы резины сокращается на 30.

» Разное - 4655 - читать


Как работает система выпуска

Для многих стрит-рейсеров будет открытием, что выхлопная система современного автомобиля выполняет в основном защитные функции. А еще помогает работе двигателя. • Система выпускаСамые простые и эффективные способы борьбы с шумом мотора -- увеличение сопротивления потоку отработавших газов, Увы, это сказывается на мощности. Однако некоторые элементы системы выпуска как раз обеспечивают повышение эффективности работы двигателя.

» Разное - 2544 - читать


Как работают дополнительные системы безопасности

Кроме основных систем пассивной безопасности -- удерживающих человека ремней и подушек -- в конструкции современного автомобиля предусмотрено много устройств, помогающих людям пережить ДТП с минимальным ущербом. Ключевую роль в защите людей играет так называемая "капсула безопасности". Центральная часть кузова выполняется максимально жесткой и прочной, ее задача -- противостоять любым деформациям.

» Разное - 2696 - читать



Статья на тему Строительство и ремонт » Строительные материалы » Многослойная система

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru