Ранним утром 28 октября 1902 года британское тортовое судно "Форт Солсбери" следовало через Гвинейский залив недалеко от беретов Западной Африки в южные воды Атлантического океана.
Море было спокойным, небо чистым, поэтому вахтенному не составило труда заметить два красных огня, появившихся из воды в нескольких сотнях ярдов впереди по правому борту корабля. Взяв бинокль, вахтенный заметил, что огни излучает огромный темный объект, который казался мореходным судном, хотя такого он никогда прежде не видел.
Сознавая, что возможно столкновение, он оповестил рулевого и позвал второго помощника капитана А.Х.Реймера, и тот поднялся на палубу, чтобы самому увидеть таинственное судно.
Второму помощнику удалось лишь несколько секунд наблюдать объект, прежде чем он погрузился в воду.
Все же этого ему оказалось достаточно, чтобы подтвердить основные детали, замеченные вахтенным.
Занося свои наблюдения позже в судовой журнал. Реймер описывал это явление как "немного пугающее, ..мы не смогли разглядеть все детали в темноте, но объект был 500 - 600 футов в длину с двумя огнями, по одному на каждом конце. Какой-то механизм или, может быть, плавники производили большое волнение. Мы заметили, что его бока покрыты чешуей, а потом оно медленно скрылось из нашего поля зрения.
Рассказывая позже об этом событии, Реймер предположил, что они видели перевернутый корпус корабля, но потом отказался от своей идеи. Опытный моряк не мог допустить такую ошибку, считал он, в любом случае ни одно судно не пропадало в это время в морях около Западной Африки.
Попытки идентифицировать этот объект как морское животное тоже не привели к успеху. Хотя все свидетели с борта "Форта Солсбери" независимо друг от друга утверждали, что поверхность существа была скорее чешуйчатой, чем гладкой, шансы, что они видели гигантскую рыбу, были сведены к нулю, так как она должна была быть во много раз больше самого большого морского обитателя, известного науке, - голубого кита. Кроме того, как справедливо заметили в Адмиралтействе, рыба еще никогда не оснащала себя иллюминацией.
Судя по всему, это некая машина, один из видов подводных лодок. Единственная проблема с этой теорией была в том, что в 1902 году ни одна страна на земле не обладала технологией, способной создать подводную лодку такого размера.
В 1888 году первая действующая подводная лодка была спущена на воду военно-морским флотом Франции, работала она с помощью одного винта, приводимого в движение электрическим мотором, и весила всего 30 тонн.
Два года спустя немцы, которые были непревзойденными конструкторами подводных судов того времени, спроектировали 200-тонный корабль, но он не был произведен до 1905 года. Королевский морской флот, опробовавший свою первую подводную лодку в том же году, когда произошел инцидент у берегов Новой Гвинеи, был намного позади Германии в том, что касалось технического мастерства.
Никто на протяжении более 90 лет с того времени не выдвинул объяснения, которое показалось бы действительно разумным. Что можно сказать с определенностью, так это то, что в 1902 году люди стали свидетелями первого происшествия из целого ряда подобных, что остались загадкой и для нас - обнаружения неопознанных подводных судов в местах, логически недоступных для них или действующих так, как невозможно сделать это с помощью механизмов, созданных руками человека. 12 января 1965 года пилот Брюс Кати, пролетая над гаванью, Кайпара к северу от Хеленсвилла в Новой Зеландии, заметил внизу в воде существо, похожее на кита, выброшенного на мель.
Присмотревшись, пилот понял, что это была металлическая конструкция 100 футов длиной, которая покоилась в воде на глубине около 5 саженей.
Хотя было очевидно, что это подводная лодка. Кати показалось что-то странным в очертаниях судна, и он доложил об этом военно-морскому флоту Новой Зеландии. Ему ответили, что объект, который, как он уверяет, он видел, никак не может быть подводной лодкой, так как в гавани был отлив и в дельтах в любом случае было слишком мелко, чтобы подводное судно смогло зайти так далеко в Кайпара.
Загадка Кати вскоре стала еще более любопытной, так как появились дополнительные свидетельства. II апреля того же года двое людей, проверявших потерпевшее крушение рыболовное судно около Вонтагги-Бич в 80 милях от Мельбурна, Австралия, увидели две странные подводные лодки в полумиле от берега на расстоянии сотни ярдов одна от другой. Они наблюдали за ними в течение пятнадцати минут, и потом лодки стали погружаться. Позже им сказали сотрудники Австралийской морской разведывательной службы, что, "учитывая особенности региона и очертания береговой линии, это вряд ли могли быть подводные лодки".
Но уж, во всяком случае, это не было оптической иллюзией, так как впоследствии, в течение пяти дней того же месяца, было доложено еще о трех появлениях странных подлодок в морях севернее Брисбейна. Австралийский морской флот исследовал все три случая и пришел к тому же заключению: наблюдаемый объект не мог быть ни одним из известных флоту судов, так как ни один шкипер не будет подвергать риску свой корабль в акватории, полной подводных скал и других опасностей.
Некоторые происшествия объяснить было еще труднее. В 1963 году на учениях ВМФ США обнаружили и преследовали подводное судно, запеленгованное в Пуэрто-Рико в Южной Атлантике, где-то в 500 милях на юго-восток от Североамериканского континента. Операторы сонаров на эсминцах в сопровождении авианосца "Вэсп" случайно засекли подводный объект, приводимый в движение единственным винтом, который был способен развивать скорость более 170 узлов, в то время как рекорд для сделанных руками человека ядерных подлодок - около 45 узлов.
Действительно, трудно было вообразить, как судно с винтом может передвигаться со скоростью, в 4 раза превышающей скорость самого быстрого судна на земле. Загадка стала еще более любопытной, когда радиолокаторы поймали сигнал с глубины более 27 000 футов, что, в свою очередь, было рекордом для обычных подлодок.
Даже мысль о том, что обитатели других планет могут наблюдать за нами, пугает многих. А предположение, что некие существа более высокого уровня развития втайне от нас проживают на нашей же собственной планете в наше время, да всего в нескольких милях от береговой линии, способно вызвать настоящую панику