Несмотря на то что любители небанального романтического кинематографа все как один по уши влюбились в картину талантливого французского клипмейкера Мишеля Гондри (Michel Gondry) «Вечное сияние чистого разума» (Eternal Sunshine of the Spotless Mind), к его новой работе – мелодраматической комедии «Наука сна» (The Science of Sleep) интерес был на порядок ниже. В большой прокат картина так толком и не попала – дистрибьюторы ограничились малым количеством копий и субтитрами вместо дубляжа. Да и на DVD ее выпускать не торопились – лицензионный диск вышел почти через год после официальной премьеры. Однако просмотр картины расставляет все точки над «i» - просто Мишель Гондри режиссер без амбиций: после всеобъемлющего трактата на тему любви, написанного совместно с Чарли Кауфманом (Charlie Kaufman), он создал практически камерную фантазию, которой чужды громкие премьеры. «Наука сна» - фильм для тихих домашних просмотров, и любая истерия тут просто неуместна.
Симпатичный молодой человек по имени Стефан приезжает в Париж, наслушавшись уговоров своей матери, которая обещала ему интересную творческую работу. С собой он привозит портфолио со странноватыми иллюстрациями, на которых красочно изображены стихийные бедствия и катастрофы. Однако новоиспеченный начальник не в восторге от рисунков Стефана и поручает ему скучнейшую работу по дизайну календарей. В типографии парень знакомится со странной троицей – секретаршей Мартин, забитым ботаником Сержем и руководителем отдела Гаем, старичком, помешанным на разговорах о сексе. Но самое главное знакомство происходит на лестничной площадке в доме матери – Стефан сталкивается со своей соседкой по имени Стефания. Между ними вспыхивает что-то вроде влечения, и тут-то выясняется удивительная особенность нашего героя – реальная жизнь в его голове тесно переплетена со снами. Порой он даже не может отличить явь от того, что ему показывает несуществующий канал под названием «Стефан-ТВ».
«Руками не трогать!» - странно, что такая надпись не появляется перед начальными титрами. Художественная ткань «Науки сна» настолько хрупка, что ее очень легко разрушить. Один резкий взгляд, одно неосторожное слово, брошенное в адрес ленты, и волшебство будет разрушено. Так что кинокритики, осуждающие Гондри за его излишнюю наивность и в один голос твердящие о том, что без сценариста Кауфмана он потерпел сюжетное фиаско, подобны слонам в фарфоровой лавке. Вместо того чтобы рассматривать его рукотворное чудо под микроскопом, они рубят топором и поднимают режиссера на знамена попкорнового мировоззрения.
А между тем «Наука сна» - это и есть самый настоящий Гондри. «Вечное сияние» было большим кино с большими претензиями, а здесь мы видим лишь очередной клип этого режиссера, отличающийся от работ для Бьорк, The Chemical Brothers и Daft Punk только своим полуторачасовым хронометражем. Своим принципам автор ничуть не изменил – никакой компьютерной графики и цифровых спецэффектов, все удивительные миры созданы из бумаги, картона, целлофана и неуемной визуальной фантазии.
Ну а что сюжет? Стандартный синопсис для видеоклипа, которого, что удивительно, хватило на полтора часа экранного времени. Пусть слегка банально, пусть просто, но мило и предельно романтично. Гаэль Гарсия Берналь (Gael García Bernal) путешествует из одного мира в другой и чувствует себя как рыба в воде… пардон, как дерево в лодке. И все-таки ключевое слово – это «необычно». Таких фильмов – раз-два и обчелся, а это значит, что желающих покататься на ожившей плюшевой лошадке будет совсем немало.
Статья получена: Fashiontime.ru - самая модная информация - мода, одежда, парфюмерия