Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Дом и семья » Обустройство дома » В рыцарском стиле

 

В рыцарском стиле

 

 

Наверное, мало кому придет в голову воссоздать в собственном доме интерьер в стиле средних веков. Изначально воспоминания об этой эпохе неизбежно рождают мрачные ассоциации, воображение рисует угрюмые картины быта, жестокие нравы и непременно бесчинства инквизиции. Все – правда. Но ведь атмосфера средневековья – это еще и рыцарские турниры, и сонеты «Прекрасной Даме», и любовные интриги, и пышные приемы в огромных залах, и масса всего прочего, до чего додумалось человечество к тому времени.

Подобный контраст в рамках одной исторической эпохи вполне объясним: не имея однозначных хронологических границ, средневековье в Европе насчитывает меж тем огромный, более чем тысячелетний отрезок времени – от падения Римской империи и вплоть до XV, а в отдельных областях до XVII–XVIII веков.

загрузка...

 

 

Разумеется, в течение этого периода архитектура, интерьер, изобразительное, прикладное и прочие искусства испытывали влияния, переживали изменения – словом, не стояли на месте, а активно развивались.

Наше обывательское, отчасти снисходительное отношение к средневековью, вероятно, во многом складывалось благодаря оценке, данной ему профессионалами. Так, вплоть до начала

XIX столетия, когда средневековье наконец-то было реабилитировано романтиками, итальянское Возрождение и европейский классицизм считали его безнадежно регрессивным, полностью варварским, «темным и мрачным». Удивительно, с какой беспечностью был оклеветан самый продолжительный в истории период!

Средневековый интерьер, изрядно «растянувшийся» и во времени, и в пространстве, всегда отражал насущный быт дня текущего, со всеми его художественными идеалами. Поэтому нет ничего удивительного в том, что европейские жилища средних веков отличаются таким многообразием. Среди них практически невозможно выделить один определенный господствующий стиль; многое было обусловлено предыдущими традициями. И в первую очередь – античности, которая легла в основу романского искусства Западной Европы и восточной Византии, отразилась в быту кельтов и норманнов, славян и арабов. Было бы нелепо сравнивать испано-мавританский интерьер, в частности одного из самых великолепных дворцов средневековой Европы, Альгамбры в Гранаде: «…помещения напоминали сказочные чертоги, услаждавшие глаз: фонтаны, ниши, альковы, колонны. Во внутреннем убранстве наряду с лепниной и цветными изразцами на стенах и потолках, с прекрасными изделиями из керамики, богатыми коврами и роскошными тканями… и т. д.» с обстановкой, скажем, древнерусских хором того же времени. Иными словами, интерьер средних веков чрезвычайно многообразное явление.

По пятам стереотипов

Впрочем, не углубляясь в историко-искусствоведческие дебри, следует признать, что вопреки отдельным «частностям» существуют и определенные стереотипы. Благодаря им мы и рисуем в собственном воображении интерьер дома, выполненный в средневековом стиле. Сразу стоит сказать, что он различается в зависимости от типа архитектуры, главным образом каменного замка как наиболее аристократического и богатого типа жилища, и демократичной постройки в так называемой технике фахверка. С ней, признаться, все не однозначно; особенности ее конструктива в дальнейшем переняла и приспособила к своим нуждам традиция искусства модерна конца XIX–начала XX столетий, «смешав карты» и во многом сбив с толку. Разумеется, и интерьер не сумел избежать определенных заимствований, связанных в первую очередь с оформлением потолочной части. По правде сказать, в более позднем исполнении такая конструкция оказалась намного интересней и в архитектурном, и в историко-бытовом смысле. Поэтому вряд ли стоит подробно останавливаться на ней сейчас.

Тем более что черты средневекового стиля, в том числе интерьера, гораздо характернее именно для замковых построек. Во-первых, они много лучше сохранились, что позволяет и по сей день довольно подробно их изучать, описывать, сравнивать и т. д. Во-вторых, домашняя обстановка состоятельной части средневекового общества открывает более широкие возможности для подражания и сулит определенные предпосылки в вопросах определения стиля.

Итак, мрачноватый силуэт замка, довольно большие, но слабо освещенные помещения которого навевают ощущение неизвестности, винтовые лестницы, сторожевые башни, каменные террасы, небольшой огород (непременная черта средневекового замка, в современном варианте успешно воплощаемая идеей зимнего сада); крошечные окна-бойницы, массивные деревянные балки (тот самый прием, заимствованный модерном!), полы, выложенные каменными плитами; в отдельных случаях мозаика, гораздо позже – витраж. Завершает картину огромный очаг с жаровней и массивная мебель. Действительно, на первый взгляд сюжет довольно угрюмый. Но если присмотреться ко всему внимательнее, обнаружатся весьма интересные «фокусные точки», смысловые акценты и прочие декоративные изыски.

«Конструктивные» элементы

Окна были совсем небольшими, с этим поспорить трудно. Отчасти это объяснялось стратегической целесообразностью (замкам постоянно приходилось выдерживать штурмы или осады). С другой стороны, вспомним, что оконное стекло распространилось, например, в Центральной и Северной Европе лишь к XVI веку, да и то еще долгое время оставалось баснословно дорогим. Конечно, оно было привилегией лишь богатого сословия, но тем не менее даже владельцы роскошных загородных резиденций совсем не спешили раскошеливаться на столь хрупкое и эфемерное удобство.

Сегодня еще одним атрибутом стилистики средневековья является витраж. Несмотря на то, что в романской архитектуре он практически отсутствовал, а в готике всегда выступал как неотъемлемая часть церковного, но никак не жилого убранства, современная обстановка, стилизованная под ту эпоху, витраж вполне допускает. Витраж идеален при больших окнах или дверях, эффектно смотрится в проемах, имеющих полукруглую арочную форму. Маленькое пространство не для витража, и, к сожалению, в современном загородном интерьере он часто смотрится довольно нелепо. В любом случае окно как шедевр архитектурного и интерьерного искусства – это не про раннее средневековье. Применительно к замковой архитектуре окно выполняло сугубо утилитарные задачи, прочими же достоинствами мы наделили его сами.

Итак, окно. Компенсировать недостаток естественного освещения удавалось одним-единственным способом: используя большое количество светильников и факелов. Эта особенность средневекового интерьера открывает широкие возможности для современного дизайна. Стоит лишь уловить общее настроение, а для этого в первую очередь уделить внимание настенным светильникам, ведь именно они больше других соответствуют духу средневекового замка – простых форм и материалов, несколько грубоватые, словно сделанные наспех.

Соответствующей должна быть и отделка помещения – основательной, надежной, практичной. Кто-то предпочтет деревянные полы, возвращающие в обстановку рыцарских залов средневековых замков; кто-то выберет керамическую плитку, повторяющую структуру камня. То и другое смотреться будет неплохо. А деревянные балки над головой (вернее сказать, под потолком) разнообразят колорит общей картины.

Ни в коем случае не стоит пренебрегать еще одной деталью, пришедшей из глубины веков и некогда игравшей в интерьере замка-крепости первостепенную роль. Речь о камине. Если сегодня мы, отдавая должное его сугубо эстетическим задачам, норовим все-таки обогреваться электрическими приборами, а пищу готовить на современной плите, то у домочадцев средневекового замка просто не было иного выбора, как подстраивать свою жизнь под дыхание очага. В сегодняшнем интерьере камин в чести: можно сделать его большого размера и обязательно выразительным художественно. И раз в году экзотики ради готовить в нем пищу на вертеле!

В обстановке теплых вещей

Настало время ответить на вопрос: что же формирует средневековый интерьер, помимо конструктивных особенностей самой постройки? Что выступает наполнением, начинкой «пирога»? В первую очередь, конечно, мебель. Потом – текстиль. После всего – мелкие предметы декоративно-прикладного искусства.

Средневековый интерьер представлял собой пространство, в котором первостепенное значение придавали дереву. Наряду с железом и золотом оно считалось настолько драгоценным материалом, что стало символом земных благ. Пожалуй, единственным достойным соперником дерева выступил камень. Впрочем, это отдельная история.

Довольно грубая в художественном отношении деревянная мебель в стиле так называемого раннего средневековья в интерьере сегодняшнего загородного коттеджа может выглядеть очень эффектно. Особенно если она гармонирует с общим обликом дома. Добавить к этому стилизованные деревянные крючья в стенах, чугунную люстру с десятком свечей, набор каминных принадлежностей – и картина будет практически законченной. Предметы обстановки следует подбирать непременно большие и даже брутальные. Нарочито небрежно вырубленный деревянный стол, под стать ему – тяжеловесный комод, массивные стулья и кресла и т. д. Впрочем, заглянув в эпоху позднего средневековья, несложно убедиться, что громоздкая мебель вполне может быть украшена и потрясающей красоты декоративной резьбой, самым распространенным элементом орнамента которой был трилистник.

Помимо гостиной залы, в современном доме нетрудно будет повторить и интерьер спальни, выполненной в средневековом стиле. Главный акцент – кровать, она обязательно должна быть большой и тяжелой, с украшенной резьбой спинкой, состоящей из массивного основания, на четырех ногах, переходящих в стойки. На них, как правило, крепился полог из тяжелых плотных тканей. Впрочем, сегодня, в век практичности, балдахин вполне можно заменить чем-нибудь полегче типа москитной сетки.

Кстати, именно текстиль вносил последний штрих в средневековый интерьер. Вытертые тканые ковры на стенах и на каменном полу, расшитые растительным орнаментом салфетки и скатерти на столе – на протяжении столетий все это было непременными атрибутами обстановки. Мрачные каменные или деревянные стены увешивали шпалерами, которые и украшали, и утепляли холодные помещения; такие же шпалеры, только в виде портьер, закрывали и окна. Сегодня они просто помогут передать настроение.

Кому-то, быть может, покажется небезынтересным, что в средневековую Европу ткани доставлялись в основном из восточных стран. А значит, включив фантазию на соответствующую волну и набравшись терпения для долгих путешествий по салонам города, в том числе и антикварным, вполне можно в конце концов воссоздать имитацию той далекой эпохи.

Немного погодя средневековье перестало быть столь мрачным, каким казалось вначале. Мозаичные покрытия и витражи, камень и дерево, грубые предметы обстановки и изящная мелкая пластика, однотонные поверхности и яркая игра красок, гладкая стена и цветочный рельеф – все это и многое другое на протяжении десяти, а то и тринадцати столетий использовали в разных уголках Европы для создания жилой обстановки, называя «средневековым стилем». Сегодня обустройство интерьера собственного дома продолжает оставаться процессом сугубо творческим и, как правило, бесконечным. Тем более когда речь заходит о стиле, вобравшем в себя так много, что впору усомниться в его существовании.


Статья получена: www.Zagorod.spb.ru
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "В рыцарском стиле":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Chrysler 300C: Модерн в стиле ретро

В тесте участвуют автомобили: Chrysler 300C Chrysler 300C Touring: полет нормальный Chrysler 300C — автомобиль приметный, пока, правда, еще не очень примелькавшийся на наших улицах. Однажды седан 300С в так называемой средней комплектации уже побывал у нас на тесте.

» Американскии автомобили - 3046 - читать


Opel Zafira, Ford Focus C-Max, Volkswagen Touran: Объем в стиле компакт

В тесте участвуют автомобили: Opel Zafira, Ford Focus C-Max, Volkswagen Touran Посмотреть другие фото (15) Opel Zafira Прототип был показан публике еще в 1997 году во Франкфурте, а с января 2000-го началось серийное производство "Опеля-Зафира". В 2003 году автомобиль пережил обновление, став еще удобнее и современнее.

» Немецкие автомобили - 3841 - читать


Shooting Brake: революция в стиле Audi

К дебютирующему на Токийском автошоу концепт-кару Audi Shooting Brake приковано внимание не меньшее, чем к новой серийной машине. Шутка ли – новинка может изменить не только стиль, но и всю будущую идеологию автомобилей из Ингольштадта! • В анфас Shooting Brake похож на спорткупе Одно название чего стоит – shooting brake, или woodies, на Западе называли крайне популярные в 1950-е годы фургончики, панели которых часто были выполнены из дерева. Нет, конечно, до создания грузо ...

» Немецкие автомобили - 2370 - читать


Fiat Stilo: Браво, «Стило»... браво!

В тесте участвуют автомобили: Fiat Stilo Больше тысячи журналистов со всего мира собрались на пресс-конференции в олимпийском комплексе Барселоны. Смотрели, слушали, задавали вопросы, ездили, сравнивали, фотографировали, обсуждали...

» Французские автомобили - 3306 - читать


Suzuki Bandit 650 S ABS — это спортивный стиль и комфорт!

Bandit 650 вызывает у меня ностальгические чувства; байк заставил меня вспомнить о далеких днях и старых друзьях. В жизни каждого человека был первый байк, а потом – первый «настоящий» байк. Bandit 600S 96-ого года был моим первым настоящим байком, и здесь, на дороге в Порт Ренфру я впервые проехал в истинном спортивном стиле Дорога была (и остается таковой сейчас) бугристой, с подъемами и совершенно коварными местами, но я не обращал на это никакого внима ...

» Мотоциклы - 8289 - читать



Статья на тему Дом и семья » Обустройство дома » В рыцарском стиле

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru