После того как хостинг-компания .masterhost объявила о развертывании программы по оплате интернет-трафика, создаваемого серверами клиентов, известные в Сети персоны стали высказывать свое отношение к этому интересному начинанию. Однако отношение, прямо скажем, было неоднозначное. Кто-то начинание приветствовал, а кто-то наоборот — критиковал. Но давайте разберемся, что там, как говорится, почем...
Итак, .masterhost отныне платит по 3 рубля за гигабайт исходящего российского трафика.
Много это или мало? Если учесть, что для небольшого сайта набрать в месяц хотя бы 100 Гб (на 300 рублей) – не так уж и просто, то можно сказать, что предложенная ставка за трафик весьма невысока. С другой стороны, если оглядеться по сторонам и обнаружить, что за трафик другие провайдеры не только не платят (на момент написания статьи), но зачастую и взимают за него плату с вебмастеров, то сумму можно назвать и большой.
Другими словами, оценить ценность предложения .masterhost в абсолютных величинах пока не представляется возможным. Но, в любом случае, можно говорить о том, что владельцы веб-ресурсов как минимум ничего не теряют, а на самом деле — приобретают.
Новый взгляд .masterhost'а на взаимоотношения вебмастеров с хостинг-провайдером подавляющему большинству пришелся по душеЭтот новый взгляд .masterhost\\'а на взаимоотношения вебмастеров с хостинг-провайдером, безусловно, подавляющему большинству пришелся по душе. Однако среди положительных отзывов появилась мысль о том, что подобное начинание может пагубно сказаться на интернет-проектах. Суть мысли такова: нерадивые и жадные владельцы интернет-сайтов могут броситься «утяжелять» свои проекты всеми доступными средствами, чтобы поднять трафик. Проще говоря, начнут «обвешивать» свои сайты «тяжелой» графикой, флеш-роликами и так далее.
Этот довод, на первый взгляд, не лишен смысла, но при одном обязательном условии: владельцы интернет-сайтов, которые захотят поступить подобным образом, явно находятся не в ладах с самой элементарной математикой и здравым смыслом. Ведь сразу становится понятно, что подобная тенденция тут же вызовет отторжение части аудитории от подобных ресурсов, снизив тем самым объективную популярность последних.
Давайте рассмотрим этот вопрос на живых примерах...
Как мы выяснили, 3 рубля за гигабайт — с точки зрения прибыли, цифра весьма условная. Возьмем для примера два моих сайта, являющихся полными противоположностями в плане создания трафика: это kurepin.ru (заурядная домашняя страничка) и caricatura.ru (весьма известный и посещаемый интернет-проект, посвященный карикатуре).
Оба сайта расположены на одном сервере и работают на общих технических условиях. Первый показывает порядка 20 000 страниц в месяц, а второй – более 1 500 000 страниц (я специально указываю количество посещений, а не количество посетителей, ибо трафик создают именно посещения).
Разумеется, kurepin.ru не производит хоть сколько-нибудь заметного трафика, зато caricatura.ru создает его в довольно большом объеме. Первый генерирует не более 3-5 Гб трафика в месяц — против 400-500 Гб, создаваемых вторым.
А теперь давайте проведем первый мысленный эксперимент: повесим на kurepin.ru «развесистый» графический дизайн, который «утяжелит» сайт, скажем, в десять раз, то есть на порядок. Несложно посчитать, что на конец экспериментального месяца мы получим 50 Гб трафика, если не принимать во внимание то, что при этом неминуемо уменьшится количество страниц, просматриваемых каждым посетителем. Предположим, что оно сократится пусть даже всего вдвое, однако от нашего трафика останется порядка 30 Гб. Считай, заработали 90 рублей и потеряли треть посетителей.
Утяжелив мало посещаемый сайт, мы ничего не заработали, а только потерялиКонечно, цифры довольно приблизительные, но все равно очевидно, что, утяжелив низко посещаемый сайт, мы ничего не заработали, а только потеряли.
Скептики на это могут возразить, что программа и не была рассчитана на мелкие сайты, поэтому интересно посмотреть, как это все будет выглядеть в случае популярных ресурсов.
Что ж, давайте, проведем второй мысленный эксперимент, который я реально провел в конце 2003-го года. А именно — превратим развлекательный ресурс, увешанный рекламой, в безрекламный проект с минимумом графики в оформлении. Речь идет как раз о сайте caricatura.ru.
Всего полгода назад проект caricatura.ru представлял собой архипелаг из десятка сайтов, выполненных в самостоятельных дизайнах, причем на каждой странице было размещено до восьми рекламных баннеров различных форматов.
Посещаемость сайта оценивалась примерно в 100 000 показов страниц в месяц. Согласитесь, по сравнению с сегодняшними полутора миллионами – цифра незначительная. Чтобы быть совсем точными, забудем об абсолютных цифрах и обратим внимание на соотношение посетитель/посещения. Раньше в среднем на одного посетителя приходилось 5-7 просмотренных страниц, а сейчас эта цифра возросла вдвое.
Достаточно было убрать всю рекламу и максимально облегчить дизайн сайта
Достичь столь впечатляющих показателей оказалось не очень-то и сложно. Достаточно было убрать всю рекламу и максимально облегчить дизайн сайта. Но даже уже совсем «легкий» дизайн я не побоялся еще и «перевернуть вверх ногами», убрав логотип сайта вниз на всех страницах, кроме главной.
Замечу, что «перевернутый дизайн» — это совсем не случайный, а очень даже логичный поступок: много ли вы видели бумажных журналов и газет, у которых верх каждой страницы увенчан логотипом-заголовком как на обложке? Вот я такого не встречал. В отличие от бумажных изданий, в Интернете посетители далеко не всегда приходит на сайт через главную страницу ресурса, поэтому вебмастера привыкли ставить титульный заголовок на каждую страницу. Однако если вдуматься, то для решения подобной задачи зачастую достаточно простой текстовой строки (колонтитула) вверху второстепенных (рабочих) страниц сайта. При этом основной логотип вполне можно разместить внизу этих страниц, как это сделано на caricatura.ru.
Но вернемся к нашим расчетам. После того как популярный уже ресурс стал легче в дизайне, избавился от рекламы и перенес свой логотип вниз — заметно возросла посещаемость ресурса и количество запрашиваемых посетителем страниц, что привело к ощутимому росту исходящего трафика.
Утяжеляя малопосещаемый сайт, мы ничего не зарабатываем, а утяжеляя хорошо посещаемый – теряем в трафике и подставляем под удар сложившийся имидж самого ресурсаНу вот, теперь можно и резюмировать: утяжеляя малопосещаемый сайт, мы ничего не зарабатываем, а утяжеляя хорошо посещаемый – теряем в трафике и подставляем под удар сложившийся имидж самого ресурса.
Так что, здравомыслящий вебмастер после этого захочет получать 300 рублей в месяц, положив под нож потенциал и будущее своего ресурса? Вряд ли.
Поэтому разговоры о том, что нововведение .masterhost'а заставит вебмастеров сознательно «утяжелять» свои сайты, чтобы получать таким образом больше денег за трафик, — не имеют под собой никакого реального основания. Вебмастера, как и раньше, заинтересованы, прежде всего, в качестве содержимого своего сайта. А оплата за трафик, введенная .masterhost'ом, — это просто дополнительный бонус. Приятный бонус. По крайней мере, вебмастера так считают...
Ссылки по теме
Статья получена: hostinfo.ru