Unix vs Windows
Предлагаемые пакеты услуг делятся на две категории в зависимости от используемой среды (Unix либо Windows). При этом объем предоставляемых в каждой категории сервисов сопоставим, чего нельзя сказать о цене: Windows-хостинг обойдется по меньшей мере вдвое дороже. Это неудивительно, если учесть, что серверное программное обеспечение Microsoft распространяется отнюдь не бесплатно в отличие от популярнейшей связки Linux + Apache + PHP + MySQL. Следует отметить, что некоторые пакеты подразумевают именно Unix-среду (для примера — .masterhost выделяет их в отдельную группу «профессиональных» тарифов), как и VPS — пока еще новое решение, в котором совмещаются достоинства colocation и гибкость виртуального хостинга.
Общие принципы формирования тарифных планов
В тарифных планах начального уровня объем предоплаченного дискового пространства, как правило, весьма ограничен, в такой ситуации большим плюсом оказывается возможность гибкого распределения доступного объема между сайтом и хранимой на сервере почтой.
Кроме того, почти всегда отсутствуют доступ к базе данных и возможность настройки зон DNS. Для Unix-хостинга обычно исключен доступ в shell (защищенное подключение по протоколу SSH), не допускается запуск собственных CGI- и PHP-скриптов. Распространенное ограничение для Windows-хостинга — запрет на использование ASP. Многие хостеры дополнительно устанавливают лимит на количество почтовых ящиков, синонимов (алиасов), доменов
В группе «основных тарифов», подходящих для проектов средней сложности, вышеперечисленные ограничения снимаются при двух-трехкратном росте стоимости пакета услуг.
Тарифные планы «для профессионалов» обычно предусматривают широкий набор дополнительных возможностей, включая поддержку обработки Zend Optimizer, eAccelerator, большое количество модулей PHP, компилятор gcc, полный доступ к лог-файлам сервера и настройкам (httpd.conf и php.ini), а также регулярное архивирование. Характерной особенностью этой группы тарифов можно считать предоплату минимального объема однотипных сервисов с возможностью расширения по фиксированной ставке. Это касается главным образом дополнительных FTP-логинов, доменных имен и баз данных.
Вне зависимости от выбираемого тарифного плана практически всеми хостерами обеспечивается доступ к веб-интерфейсу для работы с почтовым сервером, в последнее время все чаще с возможностью фильтрации спама и антивирусной проверки.
Как правило, трафик не тарифицируется, но бывают исключения
Среди актуальных тарифных планов на виртуальный хостинг практически ни один не предусматривает платы за трафик, однако для VPS это не всегда справедливо: зачастую хостер оговаривает допустимое соотношение входящего трафика к исходящему или зарубежного к российскому. Трафик, выходящий за пределы определенных договором ограничений, тарифицируется.
Типичные средства привлечения клиентов: акции, скидки, спецпредложения
Одна из общих тенденций при формировании тарифных предложений — сохранение объема платежей при увеличении количества получаемых клиентом услуг. Типичные примеры: предоставление домена бесплатно при оплате шести и более месяцев, удвоение предусмотренного тарифным планом дискового пространства.
Что касается привлечения новых клиентов, широкое распроcтранение получили скидки вида «N месяцев бесплатно при переходе от другого хостера» или — в менее агрессивной формулировке — «при заключении нового договора и оплате 12 месяцев — N месяцев бесплатно» (очевидно, что заметная часть новых договоров приходится на долю новых клиентов). Довольно активно применяется продление периода предоставления услуг, имеющее целью прирост клиентской базы: «при оплате 12 месяцев — квартал/сезон бесплатно». Существенно реже встречаются скидки от объема заказываемых услуг, предоставляемые, например, при заказе пакета из нескольких доменных имен.
Конструктор тарифов лучше любого компромисса
Интересная, но пока уникальная услуга на рынке отечественного хостинга — онлайн-инструмент для формирования тарифа, отвечающего требованиям конкретного заказчика. Единственное подобное средство, известное автору на момент подготовки статьи, — конструктор тарифов от .masterhost. Доступные пользователю услуги сгруппированы в пять категорий (общие, поддержка доменов, почтовые, услуги доступа, MySQL). Некоторые из услуг относятся к базовым, не могут быть отключены, набор и объем прочих сервисов клиент выбирает самостоятельно, в том числе размер дискового пространства (для сайта и почты — раздельно), возможность использования скриптов и так далее.
Шило в мешке
В условиях высокой стандартизации предоставляемых услуг заметный разброс в ценах может и должен подразумевать некоторое качественное отличие. Российский хостер, выступающий в роли реселлера услуг расположенных, например, в США дата-центров, предлагает несколько иной сервис по заметно более низким ценам, нежели хостеры, имеющие собственные площадки в Москве или Санкт-Петербурге.
В первом случае реселлер продвигает апробированные и широко применяемые на рынке решения по управлению арендуемыми сервисами, но при этом: а) не имеет прямого доступа к оборудованию, б) в случае возникновения серьезных технических проблем прямого участия в их устранении принимать не может и не станет. Все значимые решения относительно объема, качества и цены предоставляемых услуг принимаются дата-центром. В частности, очевидно, реселлер не в состоянии предложить своим клиентам одновременную поддержку PHP4 и PHP5, если такого сервиса не предоставляет дата-центр.
Во втором же случае хостер, как правило, разрабатывает собственный инструментарий (это касается системы биллинга и сопровождения клиентов, панели управления настройками сервисов и тому подобного), самостоятельно обеспечивает техническое обслуживание, резервирование и мониторинг всего оборудования, формирует пакеты предлагаемых сервисов и определяет ценовую политику.
Дешево — почти всегда сердито
Костяк целевой аудитории реселлеров — клиенты, для которых минимизация расходов имеет первостепенное значение. Проблем не возникает при условии, что реселлер добросовестно информирует своих клиентов о специфике предлагаемых услуг. К сожалению, в ряде случаев на виду оказывается только часть правды, как следствие, привлеченные дешевизной заказчики (в особенности — несклонные к внимательному прочтению многочисленных сносок в договоре о предоставлении услуг) на личном опыте познают старую истину касательно бесплатного сыра в мышеловке.
Избежать проблем не так уж сложно: достаточно помнить, что рынок хостинга устоялся и, следовательно, всякое заметное отклонение от среднего ценового уровня следует воспринимать с разумной настороженностью.
Ссылки по теме
Статья получена: hostinfo.ru