Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Наука и образование » Открытия и изобретения » Айсберг пересекает экватор

 

Айсберг пересекает экватор

 

 

Айсберг пересекает экватор

Весной 1912 года мир был потрясен катастрофой, происшедшей с английским пароходом «Титаник». В ночь с 14 на 15 апреля трансатлантический лайнер врезался в гигантскую плавучую льдину. Огромный корпус парохода был смят. В результате столкновения на «Титанике» вспыхнул пожар. Пламя потушить не удалось, и через несколько часов огромное судно отправилось на дно.

загрузка...

 

 

Айсберги всегда мешали и угрожали мореплаванию в приполярных широтах. На земле принято выделять три крупнейших района их образования — Гренландия (этот остров поставляет 10—15 тысяч плавающих льдин каждый год), острова Канадского Арктического архипелага и шельфовые ледники Антарктиды.

Процесс образования айсбергов длится десятки и сотни лет. Материковый лед под действием собственной тяжести постепенно сползает в воду. Огромные куски — даже поля — льда откалываются и, подхваченные морскими течениями, уносятся в океан (известны случаи встречи с гренландскими айсбергами на 36° северной широты). Ледяная гора, погубившая «Титаник», была полной неожиданностью в этом районе Атлантического океана.

В тумане или ночью современное судно вполне может оказаться в положении «Титаника».

В 1914 году на западном побережье Гренландии был основан крупный международный центр по изучению зарождения и движения плавучих ледяных гор. Эта организация носит ныне название «Ледовый патруль».

...К айсбергу, который оказался в районе оживленных морских трасс, подходит корабль патрульной службы. На палубе появляется лучник, натягивает тетиву. В небо взвивается стрела и падает на ослепительно белую поверхность льдины. Наконечник стрелы представляет собой цилиндр, в котором под высоким давлением содержится яркая краска. Ударяясь о твердую поверхность льдины, цилиндрик лопается, по белой поверхности растекается большое цветное пятно. Теперь айсберг хорошо виден с воздуха. Белый цвет создает выгодный фон для ярких красок, которыми пользуются моряки. «Ледовый патруль» красит айсберги, словно деревенская хозяйка своих куриц. За окрашенными льдинами следят с самолетов и вертолетов, по цвету пятен четко их различая. Данные поступают в центр, который каждый день составляет карту ледовой обстановки.

Долгое время айсберги считались явлением опасным и бесполезным, если бы... Если бы не было на земле мест, где пресная вода ценнее «черного золота». Саудовская Аравия прежде всего. Площадь ее превышает два миллиона квадратных километров, основная часть территории — гигантские пустыни. Нередко засухи длятся два, три года... Иногда пять лет... Ничтожны запасы пресной воды; вади — реки с сезонно пересыхающими руслами — не имеют выхода в море. Бесценная влага испаряется, бесследно исчезает в песке пустынь, и лишь малая часть перепадает на долю оазисов — центров сельского хозяйства страны. К тому же вода редких источников до того насыщена солями кальция, что ее необходимо очищать, прежде чем использовать в промышленности или для нужд населения. А это обходится недешево.

Таким образом, снабжение страны пресной водой — серьезнейшая проблема экономики Саудовской Аравии. Предлагались разнообразнейшие решения этого вопроса. Например, можно наполнять водой нефтяные танкеры, которые на обратном пути идут порожняком. Правда, каждый раз емкости было бы необходимо очищать от нефти. Тяжкое занятие. А главное — эти тысячи тонн воды все равно не смогут удовлетворить индустриальных потребностей страны. Капля в пустыне... Следующее предложение — построить десяток новых опреснительных заводов на берегу Красного моря. Тоже не выход. На это потребуются годы и колоссальные денежные средства, которые окупятся не скоро.

И вот, наконец, идея, принадлежащая французскому полярному исследователю Полю Эмилю Виктору: посмотреть на плавучую гору как на массу воды в твердом состоянии, и притом превосходного «питьевого» качества.

Теперь задача — доставить айсберг к месту назначения. Айсбергу предстоит преодолеть по меньшей мере восемь тысяч морских миль, причем основная часть пути приходится на жаркую экваториальную зону. И тут огромную услугу оказывает опыт исследований «Ледового патруля».

Прежде всего айсберг должен быть прочным. Его прочность определяется при помощи ультразвукового локатора. Затем выбранную глыбу подвергают специальной химической обработке: поливают составом, увеличивающим отражательную способность льда. Впрочем, идеального зеркала все равно не получится, потому в экваториальных водах таяния не избежать. Надо просто довести его до минимума. Чтобы сократить неминуемые потери воды, айсберг одевают в специальную оболочку, натягивают на него огромный пластиковый пакет.

Вообразим себе реализацию этого проекта. На поверхности айсберга выстроены мастерские для временных работ. В толщу льда вводятся пакеты разогретых металлических свай. На каждую такую группу накладывается металлический обод, который пригоняет головки свай под массивную блюдцеобразную крышку, а к ней крепят металлические тросы, соединенные с буксирами.

Только подготовительная фаза проекта требует присутствия самых разных специалистов: водолазов, летчиков, океанологов, метеорологов. Необходимы вертолеты, спасательные катера, огромное количество теплоизолятора, катушки металлического кабеля, сваи, специальное оборудование для их установки. Айсберг транспортируется несколькими мощными буксирами (предлагалось даже использовать атомные подводные лодки), которые разовьют скорость до одной мили в час. Можно, конечно, и больше, но главное ведь не скорость. Главное, чтобы айсберг выдержал натиск волн. Разломы в момент транспортировки привели бы к провалу всего проекта. Как показывает опыт работы «Ледового патруля», айсберги очень прочны — когда некоторые из них необходимо было разрушить, бомбардировки с самолетов, торпеды и подводные мины оказались бессильны. Однако возможно, что таяние вызовет разрушение структуры центрального блока. Угрозу несут и мощные теплые морские течения. Их надо по возможности избежать. А это увеличивает дистанцию транспортировки айсберга от Антарктиды до Саудовской Аравии.

Из-за своих огромных размеров айсберг не сможет пройти через пролив Баб-эль-Мандеб, чтобы затем по Красному морю достигнуть места назначения. Поэтому у входа в пролив айсберг разделят на части. Металлические тросы, по которым будет пропущен электрический ток, разрежут ледяную глыбу, словно разогретый нож масло. Образовавшиеся куски уже совсем нетрудно переправлять в специальные хранилища.

Вот таким путем ледяные куски Антарктиды появятся в водах теплого Красного моря.

загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Айсберг пересекает экватор":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

ВЕРШИНА АЙСБЕРГА

Специалисты называют Токийское Мотор-шоу вершиной айсберга. Количество концепт-каров, новинок и перспективных технологий, продемонстрированных на выставке показало, насколько близко наступление нового автомобильного века. Одним из самых заметных событий мотор-шоу - стало большо количество спортивных автомобилей, увиденных посетителями.

» Японские автомобили - 1875 - читать


Ford Expedition: Айсберг на колесах

В тесте участвуют автомобили: Ford Expedition Летом 1996 года на смену "долгожителю" "Форду-Бронко" пришла новая модель - "Экспедишн". На сегодняшний день выпускается с пятидверным кузовом и приводом только на задние или на все колеса.

» Немецкие автомобили - 3367 - читать


Mercedes E 320 CDI выдержал четырехкратную гонку вокруг экватора!

В США завершилась беспрецедентная 100. 000-мильная гонка, во время которой Mercedes E 320 за 30 дней беспрерывного движения преодолел дистанцию, в четыре раза превышающую длину земного экватора. Все рекордные километры были намотаны по дорогам испытательного центра в Ларедо, штат Техас, США.

» Немецкие автомобили - 2100 - читать


Chevrolet Tahoe: Айсберг с эмблемой Шевроле

В тесте участвуют автомобили: Chevrolet Tahoe Обновленный «Тахо» дебютировал в Америке в 2000 году, а ныне вовсю продается и в России. Новый «Шевроле-Тахо» величественен, как статуя Свободы.

» Познавательное про авто - 3370 - читать


Боевые искусства Японии пересекают океаны и просвещают мир

Когда Александр Беннетт сделал первую попытку заняться "кэндо", он представлял себе этот вид борьбы как яростный поединок с бамбуковыми мечами и резкими выкриками, напоминающими звуки животных. Но через 17 лет он обнаружил, что "кэндо" стало для него "барометром жизни" и путем, пройдя по которому он сам стал намного лучше. 34-летний Беннетт, ассистент профессора в Международном научно-исследовательском институте японских исследований, расположенном в районе Нисикё (г.

» Спортивные школы - 2120 - читать



Статья на тему Наука и образование » Открытия и изобретения » Айсберг пересекает экватор

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru