Американская корпорация Taxi 2000 создаёт монорельсовую систему автоматических такси, способных действовать как в городе, так и на длинных загородных трассах. Первые образцы самодвижущихся капсул пока больше разъёзжают по выставкам.
Система SkyWeb Express разрабатывается ни много, ни мало, а с 1981 года, правда, лишь последние годы в полную силу.
Ключевую роль в проекте играет университет Миннесоты (University of Minnesota), предоставивший основные идеи и патенты, а также размышляющий о применении монорельсовой сети для обслуживания университетского городка.
Итак, перед нами монорельсовый транспорт на резиновых колёсиках.
Персональный и беспилотный. "Никто чужой не будет делить с вами такси, которое вы вызовите", хвалят систему авторы.
Есть маленькие кабинки, бегающие над землёй под управлением единого компьютера, и остановки, на которых можно вызвать капсулу, выбрать пункт назначения, оплатить поездку карточкой.
"Осторожно, двери открываются и закрываются автоматически!" в нашем случае это не двери даже, а скорее большой сдвижной колпак над кабиной. В случае разветвлённой сети компьютер выбирает кратчайший маршрут.
При этом в отличие от близких по идеям проектов-аналогов и вообще практики монорельсового транспорта, авторы предусматривают загородные трассы SkyWeb Express.
![]() |
![]() В автоматическом такси с комфортом разместятся трое взрослых, или пара родителей с двумя детьми (фото с сайта skywebexpress.com). |
Комплекс этот, полагают американцы, будет более быстрым, более безопасным, более гибким и менее дорогим, чем любой другой способ транспортировки.
Насчёт "любой другой" они, пожалуй, перегнули. Но то, что монорельс хороший транспорт для запруженных мегаполисов никому объяснять не надо.
![]() |
![]() Транзитные кабинки проносятся мимо, пустые, или с пассажирами, достигшими пункта назначения сворачивают к станции (фото с сайта skywebexpress.com). |
Стоп, а разве кроме фантастики мы нигде такого не видели? Точно, есть же британский проект ULTra практически близнец американского!
Такси-автоматы над землёй, электронные карточки, разветвлённая сеть. Плагиат?
Едва ли. С теми или иными вариациями, идеи так называемого скоростного персонального транспорта (Personal Rapid Transit) крутятся в обществе с 1950-х годов, в том числе идеи, практически полностью повторяющие затею американцев и англичан.
![]() |
![]() Оплата электронной картой, выбор места назначения тут же (фото с сайта skywebexpress.com). |
Сравните. Американцы пока построили несколько образцов кабины и крошечные фрагменты дороги для испытаний. Аппараты больше кочуют по презентациям, хотя и результатов испытаний собрано немало.
Где американская система будет развиваться на практике, пока непонятно. Но власти Миннесоты заинтересовались новинкой, так что перспективы у SkyWeb Express, хотя бы в одном штате, есть.
У англичан тоже построены опытные образцы автоматических такси, но ещё есть километровая трасса в городе Кардифф (Cardiff), где, видимо, впервые систему ULTra и развернут полностью.
В Кардиффе вагончики накрутили в автоматическом режиме 3 тысячи кругов по испытательной трассе.
![]() |
![]() В "такси" легко помещается велосипед (фото с сайта skywebexpress.com). |
Первый запуск с реальными пассажирами (видимо, сперва в Англии) намечен на 2006 год.
Американцы же ещё не называют точных сроков, но полным ходом проектируют большую испытательную трассу, которая им понадобится для сертификации системы.
![]() |
![]() Авторы SkyWeb предлагают использовать систему и на междугородных линиях (иллюстрация с сайта skywebexpress.com). |
Так что шансы на реализацию давнего элемента "городов будущего" здесь очень велики.
Статья о науки и техники получена: Membrana.ru