6 апреля 2005 года шаттл Discovery покинул здание, где присоединяли его бак и ускорители, для шестикилометровой поездки к точке старта. Корабль плыл на плечах самого большого, самого медленного, самого сильного, самого странного и самого шумного наземного транспортного средства, когда-либо созданного человечеством.
Прежде чем начать наш рассказ об удивительном транспортёре – пару слов о нынешних событиях.
Discovery получил 286 изменений в конструкции, включая 41, которое было сделано по требованию комиссии, расследовавшей гибель шаттла Columbia.
Многие СМИ успели внести тревожную нотку в сообщения о предстоящем запуске (стартовое окно открывается 15 мая).
Инженеры обнаружили маленькую трещину в изоляции топливного бака шаттла. Однако эксперты NASA заявили, что трещина не опасна и не даже требует ремонта.
Итак, шаттл совершил путешествие к стартовой площадке 39B космического центра Кеннеди на мысе Канаверал (Kennedy Space Center).
| ||
Называется эта машина прозаически "Гусеничный транспортёр" (Crawler Transporter). Как-то просто для подвижного сооружения, полный вес которого с грузом составляет без малого 8 тысяч тонн.
Crawler часто именуют самым гигантским транспортёром в мире. И это было абсолютно верно до 1978 года, когда родился Bagger 288, о котором мы подробно рассказывали. Но что после? Тут можно посмотреть двояко.
Да "гусеничный город" Bagger, хоть и превосходит Crawler по весу и размерам, является экскаватором и, когда двигается, то везёт, так сказать, лишь сам себя. Так что может считаться самой большой самоходной системой. А на спине у Crawler есть груз.
Как ни странно, на космодроме даже для таких машин монстров есть и свои повороты, и перекрёстки. Интересно, как там насчёт светофоров? (фото NASA). |
Вес этой платформы – 4190 тонн. Вес самого шаттла, с пустым внешним баком и двумя твердотопливными ускорителями – примерно 1300 тонн. Итого Crawler несёт на себе круглым числом 5,5 тысяч тонн. Собственный же вес гусеничного транспортёра составляет примерно 2,5 тысячи тонн.
Мало кто знает, что создавалась эта машина ещё для лунной программы. Более того – сами стартовые площадки и даже стартовые сооружения, с которых запускают шаттлы, это те самые "железки", которые обеспечивали полёты ракет Saturn V, пусть их в значительной степени переделали.
Так, в стартовой платформе поменяли расположение окон, через которые вырываются вниз газы от двигателей. Получили изменения и вышки обслуживания – но всё же – это оборудование то самое, "лунное".
Даже без стартовой платформы на спине и шаттла на ней Crawler выглядит внушительно (фото с сайта cdli.ca). |
Монстр должен был доставлять ракету на стартовом столе на расстояние 5,6 (площадка А) – 6,4 (площадка В) километра по специальной гравийной трассе.
Создала это чудо американская компания Marion Power and Shovel. Первый Crawler был передан NASA в ноябре 1964 года. Построено же было два таких монстра (оба они и сейчас благополучно работают на мысе Канаверал).
Цена каждого приблизительно $14 миллионов. Между прочим, этим милым зверюшкам дали мена собственные: Ханс (Hans) и Франц (Franz).
| ||
Каждая гусеница имеет высоту 3 метра и длину 12 метров, содержит 57 стальных траков весом немногим менее тонны каждый. Но даже их периодически меняют – так велик вес груза и износ узлов.
Вращают гусеницы в общей сложности 16 электромоторов мощностью по 375 лошадиных сил каждый. И, что интересно, источник энергии для них находится в самой машине – в недрах её прямоугольного плоского корпуса.
Это четыре генератора по 1 мегаватт каждый, которых приводят в действие два дизеля, мощностью по 2750 лошадиных сил.
Создавая Crawler, инженеры думали, в первую очередь, о надёжности. Эти машины работают уже сорок лет (иллюстрации с сайта apollomaniacs.web.infoseek.co.jp). |
Да, ещё есть два генератора по 150 киловатт, которые поставляют электричество на саму пусковую платформу.
Бег транспортёра небыстр. С грузом он развивает 1,6 километра в час. И всё же команда из 11 человек сопровождает машину. Наверное, следят, чтобы она не уронила такой ценный груз.
Водитель сидит в одной из двух кабин, расположенных по диагонали на противоположных углах машины. Так что назад аппарат может ехать без разворота.
Отдельная тележка транспортёра. Один трак гусеницы весит 907 килограммов, а шпильки, соединяющие траки между собой – по 50 килограммов (иллюстрации с сайта apollomaniacs.web.infoseek.co.jp). |
Когда через пять-восемь часов движения шаттл приплывает почти к месту старта, машина должна преодолеть 5-градусный подъём. Транспортёр использует специальную гидравлическую систему, чтобы выдерживать горизонтальное положение платформы – нос челнока не должен отклоняться от вертикали больше, чем на 10 угловых минут.
На месте запуска Crawler поднимает стартовую платформу на несколько метров над собой, под неё подводят опоры, и транспортёр выезжает.
Тут он уж проявляет всю прыть. То есть, разгоняется до 3,2 километра в час, чтобы уехать подальше от точки старта.
После того, как шаттл улетит, "ползун" возвращается, забирает стартовую платформу и отвозит её в зону ремонта, а позже – обратно в здание сборки орбитального аппарата.
Схема Crawler (иллюстрация с сайта hq.nasa.gov). |
Но куда больше впечатляет его "экономичность". Машина расходует 355 литров топлива на километр пути. Объём топливного бака, кстати, составляет 19 тысяч литров. Легко посчитать, что на одной заправке этот грузовичок уедет на 53,5 километра. Но далеко ли приходится путешествовать этим машинам?
Несколько километров туда, несколько обратно… Удивительно, но даже таким черепашьим шагом оба транспортёра в сумме намотали за время своей эксплуатации 4042 километра, как за годы службы в лунной программе, так и за годы, когда они возили на себе шаттлы.
А ведь челноки должны летать ещё до 2010 года. Так что гусеничным транспортёрам есть куда разогнаться.
Статья о науки и техники получена: Membrana.ru