Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Наука и образование » Открытия и изобретения » Лунный ползун бережно носит шаттлы на старт

 

Лунный ползун бережно носит шаттлы на старт

 

 

6 апреля 2005 года шаттл Discovery покинул здание, где присоединяли его бак и ускорители, для шестикилометровой поездки к точке старта. Корабль плыл на плечах самого большого, самого медленного, самого сильного, самого странного и самого шумного наземного транспортного средства, когда-либо созданного человечеством.

Прежде чем начать наш рассказ об удивительном транспортёре – пару слов о нынешних событиях.

Discovery получил 286 изменений в конструкции, включая 41, которое было сделано по требованию комиссии, расследовавшей гибель шаттла Columbia.

Многие СМИ успели внести тревожную нотку в сообщения о предстоящем запуске (стартовое окно открывается 15 мая).

загрузка...

 

 

Инженеры обнаружили маленькую трещину в изоляции топливного бака шаттла. Однако эксперты NASA заявили, что трещина не опасна и не даже требует ремонта.

Итак, шаттл совершил путешествие к стартовой площадке 39B космического центра Кеннеди на мысе Канаверал (Kennedy Space Center).

Путь от здания сборки челнока, бака и ускорителей до места старта – это более 6 километров (фото Associated Press).

Путь от здания сборки челнока, бака и ускорителей до места старта – это более 6 километров (фото Associated Press).
На снимках видно, что всё стартовое сооружение тащит на себе огромная плоская гусеничная машина. И хотя – это далеко не новинка – она стоит того, чтобы поговорить о ней подробнее.

Называется эта машина прозаически — "Гусеничный транспортёр" (Crawler Transporter). Как-то просто для подвижного сооружения, полный вес которого с грузом составляет без малого 8 тысяч тонн.

Crawler часто именуют самым гигантским транспортёром в мире. И это было абсолютно верно до 1978 года, когда родился Bagger 288, о котором мы подробно рассказывали. Но что после? Тут можно посмотреть двояко.

Да "гусеничный город" Bagger, хоть и превосходит Crawler по весу и размерам, является экскаватором и, когда двигается, то везёт, так сказать, лишь сам себя. Так что может считаться самой большой самоходной системой. А на спине у Crawler есть груз.

Как ни странно, на космодроме даже для таких машин монстров есть и свои повороты, и перекрёстки. Интересно, как там насчёт светофоров? (фото NASA).

Как ни странно, на космодроме даже для таких машин монстров есть и свои повороты, и перекрёстки. Интересно, как там насчёт светофоров? (фото NASA).

Нет, в первую очередь, это не шаттл, а огромная мобильная стартовая платформа, с которой челнок и будет подниматься в космос.

Вес этой платформы – 4190 тонн. Вес самого шаттла, с пустым внешним баком и двумя твердотопливными ускорителями – примерно 1300 тонн. Итого Crawler несёт на себе круглым числом 5,5 тысяч тонн. Собственный же вес гусеничного транспортёра составляет примерно 2,5 тысячи тонн.

Мало кто знает, что создавалась эта машина ещё для лунной программы. Более того – сами стартовые площадки и даже стартовые сооружения, с которых запускают шаттлы, это те самые "железки", которые обеспечивали полёты ракет Saturn V, пусть их в значительной степени переделали.

Так, в стартовой платформе поменяли расположение окон, через которые вырываются вниз газы от двигателей. Получили изменения и вышки обслуживания – но всё же – это оборудование то самое, "лунное".

Даже без стартовой платформы на спине и шаттла на ней Crawler выглядит внушительно (фото с сайта cdli.ca).

Даже без стартовой платформы на спине и шаттла на ней Crawler выглядит внушительно (фото с сайта cdli.ca).

Вот и Crawler когда-то таскал на себе Saturn V. Кстати, когда разрабатывали этот стартовый комплекс, рассматривали три способа транспортировки ракеты от сборочного здания к месту запуска: баржа в водном канале, рельсовая система и грунтовой транспортёр. Последний победил.

Монстр должен был доставлять ракету на стартовом столе на расстояние 5,6 (площадка А) – 6,4 (площадка В) километра по специальной гравийной трассе.

Создала это чудо американская компания Marion Power and Shovel. Первый Crawler был передан NASA в ноябре 1964 года. Построено же было два таких монстра (оба они и сейчас благополучно работают на мысе Канаверал).

Цена каждого — приблизительно $14 миллионов. Между прочим, этим милым зверюшкам дали мена собственные: Ханс (Hans) и Франц (Franz).

В конце путешествия машине предстоит взять небольшой подъём (фото с сайта cdli.ca).

В конце путешествия машине предстоит взять небольшой подъём (фото с сайта cdli.ca).
Познакомимся с ними поближе. Crawler ползёт на восьми гусеницах, сгруппированных по две (в четыре тележки).

Каждая гусеница имеет высоту 3 метра и длину 12 метров, содержит 57 стальных траков весом немногим менее тонны каждый. Но даже их периодически меняют – так велик вес груза и износ узлов.

Вращают гусеницы в общей сложности 16 электромоторов мощностью по 375 лошадиных сил каждый. И, что интересно, источник энергии для них находится в самой машине – в недрах её прямоугольного плоского корпуса.

Это четыре генератора по 1 мегаватт каждый, которых приводят в действие два дизеля, мощностью по 2750 лошадиных сил.

Создавая Crawler, инженеры думали, в первую очередь, о надёжности. Эти машины работают уже сорок лет (иллюстрации с сайта apollomaniacs.web.infoseek.co.jp).

Создавая Crawler, инженеры думали, в первую очередь, о надёжности. Эти машины работают уже сорок лет (иллюстрации с сайта apollomaniacs.web.infoseek.co.jp).

Но и это не всё. Есть два дополнительных 750-киловаттных генератора (с дизелями по 1065 "лошадок" каждый), которые используются для того, чтобы приводить в действие масляные насосы и поднимать пусковую платформу, или регулировать её положение.

Да, ещё есть два генератора по 150 киловатт, которые поставляют электричество на саму пусковую платформу.

Бег транспортёра небыстр. С грузом он развивает 1,6 километра в час. И всё же команда из 11 человек сопровождает машину. Наверное, следят, чтобы она не уронила такой ценный груз.

Водитель сидит в одной из двух кабин, расположенных по диагонали на противоположных углах машины. Так что назад аппарат может ехать без разворота.

Отдельная тележка транспортёра. Один трак гусеницы весит 907 килограммов, а шпильки, соединяющие траки между собой – по 50 килограммов (иллюстрации с сайта apollomaniacs.web.infoseek.co.jp).

Отдельная тележка транспортёра. Один трак гусеницы весит 907 килограммов, а шпильки, соединяющие траки между собой – по 50 килограммов (иллюстрации с сайта apollomaniacs.web.infoseek.co.jp).

Чтобы не промахнуться (а поставить платформу на место нужно с колоссальной точностью), Crawler использует лазерную систему наведения.

Когда через пять-восемь часов движения шаттл приплывает почти к месту старта, машина должна преодолеть 5-градусный подъём. Транспортёр использует специальную гидравлическую систему, чтобы выдерживать горизонтальное положение платформы – нос челнока не должен отклоняться от вертикали больше, чем на 10 угловых минут.

На месте запуска Crawler поднимает стартовую платформу на несколько метров над собой, под неё подводят опоры, и транспортёр выезжает.

Тут он уж проявляет всю прыть. То есть, разгоняется до 3,2 километра в час, чтобы уехать подальше от точки старта.

После того, как шаттл улетит, "ползун" возвращается, забирает стартовую платформу и отвозит её в зону ремонта, а позже – обратно в здание сборки орбитального аппарата.

Схема Crawler (иллюстрация с сайта hq.nasa.gov).

Схема Crawler (иллюстрация с сайта hq.nasa.gov).

Нужно добавить, что длина транспортёра составляет 40 метров, ширина — 34,5 метра, а высота 12 метров.

Но куда больше впечатляет его "экономичность". Машина расходует 355 литров топлива на километр пути. Объём топливного бака, кстати, составляет 19 тысяч литров. Легко посчитать, что на одной заправке этот грузовичок уедет на 53,5 километра. Но далеко ли приходится путешествовать этим машинам?

Несколько километров туда, несколько обратно… Удивительно, но даже таким черепашьим шагом оба транспортёра в сумме намотали за время своей эксплуатации 4042 километра, как за годы службы в лунной программе, так и за годы, когда они возили на себе шаттлы.

А ведь челноки должны летать ещё до 2010 года. Так что гусеничным транспортёрам есть куда разогнаться.

Статья о науки и техники получена: Membrana.ru

загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Лунный ползун бережно носит шаттлы на старт":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Комментарии (1)

САМСУНГ, 10 января 2013, 01:51

Салам всем а я знаю што у экскаватора Marion 6360 и у этого гиганта шасси похожи если чё сами глянте на шасси экскаватора Marion 6360

ответить

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Mazda 3: Не трогаться, а стартовать

В тесте участвуют автомобили: Mazda 3 Посмотреть другие фото (1) В сегменте таких автомобилей свои правила. Из практичной серийной машины разработчики создают «нечто», лишь внешне напоминающее базовую модель.

» Японские автомобили - 2149 - читать


Продажи новой Skoda Fabia стартуют в марте этого года

Долгожданное второе поколение Skoda Fabia должно появиться в шоу-румах дилеров в марте этого года. Произойдет это сразу после мировой премьеры новинки на Международном автомобильном салоне в Женеве. Однако, руководство чешской компании Skoda решило познакомить журналистов с новым поколением Fabia уже сегодня, ведь производство этих автомобилей началось в декабре прошлого года и огромное число машин простаивает на заводских площадях в ожидании начала продаж.

» Немецкие автомобили - 2249 - читать


В Европе стартовали продажи Dacia Logan MCV

Начиная с 19 января этого года в европейских странах начались продажи новой версии «MCV» автомобиля Dacia Logan, более известного в России как Renault Logan. Главная особенности новинки – три ряда сидений, что позволяет с комфортом расположиться водителю и шести пассажирам. Еще один немаловажный фактор новой Dacia Logan MCV – цена, для базовой версии она составляет всего 8 400 евро или 10 850 долларов США.

» Французские автомобили - 4410 - читать


Нос NASA: перед полётом шаттлы обнюхивает особенный человек

Без носа этого человека NASA вряд ли сможет возобновить полёты шаттлов. Он работает в агентстве в течение 30 лет и всё это время нюхает то, что должно попасть на космический челнок. Его прозвали "Ноздря-дамусом" и даже "носонавтом", ведь на счету "супер-нюхача" – более 770 "пахучих миссий". "Главный наркоман" на шутки не обижается и, знакомясь, говорит: "Меня зовут Джордж Олдрич (George Aldrich), и у меня вонючая работа".

» Научные исследования - 1643 - читать


Сверху не по боку: преемник шаттла устраивается на носителе

Беспокойный рейс шаттла Discovery вновь поставил ребром вопрос "На чём будут летать в космос американцы через несколько лет?". Ответ имеет имя – CEV, но о ясности говорить рано. Новые проекты пилотируемых систем порождают лишь новые вопросы.

» Открытия и изобретения - 1356 - читать



Статья на тему Наука и образование » Открытия и изобретения » Лунный ползун бережно носит шаттлы на старт

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru