Какой самый маленький пилотируемый реактивный самолёт в мире? Это Ив Росси. Не ищите его имя в справочнике авиалайнеров и истребителей. Росси живой человек, но "отрастивший" карбоновые крылья и снабдивший самого себя парой турбореактивных движков.
45-летний швейцарец Ив Росси (Yves Rossy) личность весьма незаурядная.
Бывший военный пилот сейчас поднимает в воздух пассажирские "Боинги" и "Аэробусы".
Но известность Ив получил, как человек, летающий сам по себе. Ну, не совсем сам. С помощью небольших крыльев, закрепляемых на спине.
Скайдайвингом Росси занимается с 1990 года. Он выполнил сотни прыжков с самолётов и воздушных шаров.
Чего только не использовал Ив в качестве воздушной опоры: сёрфы и диски, доски в виде красного сердечка и даже масштабную модельку истребителя Mirage.
Постепенно пилот перешёл на небольшие крылья, надеваемые на плечи "последний писк" в скайдайвинге и, возможно, самый экстремальный спорт на планете, унёсший жизни не одного человека, пытавшегося в скользящем падении побить рекорд скорости и продолжительности полёта человека на крыльях.
Ив использовал надувные крылья собственной конструкции, на которых, к примеру, пересёк в планирующем полёте женевское озеро (12 километров от Эвиана до Лозанны, 2002 год).
Чего только не использовал Росси при прыжках. Слева полёт-подарок на свадьбу друзей. Справа дань своему военному прошлому (фотографии с сайта yves-rossy.com). |
Однако всё это не выходило за рамки того, что проделывали другие летающие люди, пусть их можно пересчитать на пальцах одной руки.
Но вот недавно Росси реализовал самый экстремальный и безумный проект человек с крыльями и турбореактивными двигателями.
Название проекта простое Jet-Man. Реализация же потребовала недюжинной изобретательности.
Крылья за спиной стали жёсткими, углепластиковыми, но с механизмом раскладывания в падении.
Росси перед уникальным стартом (фото с сайта yves-rossy.com). |
Два турбореактивных двигателя предоставила германская компания Jet-Cat. О ней и её продукции нужно сказать пару слов.
Jet-Cat мировой лидер в производстве турбореактивных движков для масштабных моделей. Двигатели маленькие, но вполне серьёзные.
Это целая линейка моторов. Самый маленький весит всего 800 граммов, имеет внешний диаметр корпуса 83 миллиметра, а развивает тягу в 6,32 килограмма. Наибольшая же модель имеет вес 2,37 килограмма, диаметр корпуса 130 миллиметров, а тяга её достигает 22,42 килограмма.
Какую именно модель использовал Ив, он не сообщает, но, учитывая, как он пишет, "многочисленные тесты разных моделей", германские инженеры, видимо, подготовили для него специальную версию.
24 июня 2004 года Росси выпрыгнул из самолёта на высоте 4 километра над швейцарским местечком Yverdon и через несколько секунд раскрыл 3-метровые крылья.
Главное аккуратно крылья сложить, а потом вовремя раскрыть (фото с сайта yves-rossy.com). |
Сначала он просто планировал, снизившись до 2,5 километров. Потом запустил движки.
Керосин оживил "реактивных котов", но Ив выждал ещё 30 секунд, чтобы стабилизироваться, а потом нажал на газ до упора.
На высоте 1,6 километра он перешёл в устойчивый горизонтальный полёт, разогнавшись до 185 километров в час. Эту скорость Ив поддерживал целых четыре минуты.
Увы, пилот попал в зону сильной турбулентности и был вынужден заглушить движки раньше задуманного срока топлива в баке оставалось ещё немало.
Ив сложил крылья и открыл обычный парашют. "Это абсолютно фантастично!, поделился ощущениями Росси с журналистами. Свобода в трёх измерениях. Я был птицей".
Ещё один снимок человека-самолёта над Альпами (фото с сайта yves-rossy.com). |
На своё изобретение "реактивный человек" получил патент. И выполнил уже более 15 таких полётов, чтобы довести систему до совершенства.
Так что перед нами замаячил новый вид персонального транспорта? Может быть. Но то, что это новый вид экстремального спорта несомненно.
Одно только пока непонятно какова минимальная скорость устойчивого полёта на таких крыльях, и нельзя ли на них стартовать с шоссе, например, встав на ролики?
Статья о науки и техники получена: Membrana.ru