Притом, что мировой рекорд скорости передвижения по земле нынче составляет 1227,6 км/час (763 mph), его водный эквивалент всего 511 км/час (317,6 mph). World Water Speed Record был установлен в 1978 году. Хотя это почти 100-процентная смерть, и сейчас находятся люди, собирающиеся этот рекорд побить.
История мировых рекордов скорости на воде берёт своё начало с апреля 1874 года, когда британец Феликс Хэйг (Felix Thackery Haig) на лодке Sir Arthur Cotton разогнался до 38,6 км/час (24,61 mph). Как после этого росли скорости, можно увидеть в этой таблице.
И, надо сказать, история это кровавая. В 1930 году опять-таки англичанин Генри Сигрейв (Henry O'Neill de Hane Segrave) решил стать лучшим, выжав из своей лодки Miss England II 100 миль в час (160,9 км/час). Он влетел в затопленное бревно и умер.
Одиннадцатью годами позже другой англичанин, Джон Кобб (John Cobb), посчитал, что и 200 миль в час (321,8 км/час) не предел. Погиб он не сразу во время второй попытки. Такие случаи в летописи World Water Speed Record (WWSR) сплошь и рядом.
1958 год. Дональд Кэмпбелл и его лодка Bluebird K-7. |
4 января 1967 года. Место Coniston Water, Великобритания. Время 8:40 утра. После кофе с бренди сэр Дональд Кэмпбелл (Donald Campbell) садится в кабину лодки Bluebird K-7 и заводит реактивный двигатель.
Начиная с 1955 года, он и его Bluebird ("Синяя птица") удачно обманывали смерть, устанавливая 7 рекордов водной скорости. Казалось, всё пройдёт благополучно и в этот раз.
Не было и намёка на ветер, озеро казалось гладким зеркалом. Кэмпбелл без проблем за несколько секунд пролетел заданный километр со скоростью 297 миль в час (477,8 км/час).
| ||
Кэмпбелл начал совершать второй проход, но на 200 милях в час практически ослеп, поскольку пошёл поперёк ряби, оставленной его собственным следом. Его последними словами было: "I've gone... oh..."
Bluebird взлетела над водой и воткнулась в неё носом, превратившись в ураган воды и металла. Обезглавленное тело Кэмпбелла так и не нашли.
Ну а нынешний мировой рекорд водной скорости установил австралиец Кен Уорби (Ken Warby The Worlds Fastest Man on Water).
| ||
Другое достижение Уорби он остался в живых. С тех пор только американцы Ли Тэйлор (Lee Taylor) и Крэйг Эрфонс (Craig Arfons) пытались побить WWSR. Тэйлор погиб на озере Tahoe в 1980 году, Эрфонс умер девятью годами позже.
Кстати, почему водные рекорды причина стольких смертей? Дело в том, что вода, как динамическая среда, в 800 раз плотнее воздуха, поэтому скоростные лодки должны быть, по сути, гидропланами. Это означает, что на высоких скоростях они должны подниматься над водой, едва её касаясь.
| ||
Если лодка тяжела и слишком погружена, вода накрывает её сверху, если слишком лёгкая, лодка взлетает.
В любом из этих случаев вы мертвы.
И вот, осенью 2003 года скоростному рекорду Уорби исполнится 25 лет.
Мало того, что у самого 62-летнего австралийского рекордсмена остался порох в пороховницах, у него имеется двое соперников.
| ||
Начнём с Уорби, поскольку мы и так с него начали. Рекорд он задумал побить ещё в 13-летнем возрасте, а в 16-ть уже построил свой первый катер.
Кен презрительно относится к вере своих соперников в продвинутые космические технологии: "Эти парни рассчитывают на связку из аэропланов и компьютерных вывертов, но это чертовски опасно (fucking dangerous).
| ||
С таким настроением и сознательным низкотехнологическим подходом Кен вручную строит в своём гараже новую лодку, которая так и называется New Boat. Она почти полностью сделана из дерева, обошлась в $30 тысяч и уже практически готова. Правда, испытаний на воде пока не было.
По сравнению с "Духом Австралии" Уорби увеличил мощность на 50%, оснастив New Boat реактивным двигателем Westinghouse в 9 тысяч лошадиных сил. Длина катера 8,5 метров. Никаких бортовых датчиков или компьютеров.
Новая лодка Уорби. Фото сделано в гараже австралийского рекордсмена в 1999 году (фото kenwarby.com). |
То, что Кен отвергает всякий хай-тек, его конкуренты называют "невежественным безумием" и также заказывают ему похороны. Пора нам с ними познакомиться.
Здесь пропустим вперёд британцев последователей сэра Дональда Кэмпбелла, чьё обезглавленное тело, как вы, может быть, помните, так и не нашли. Команда называется Quicksilver (буквально переводится, как "ртуть", а в переносном смысле означает "подвижность" и "быстроту").
Уорби убеждён, что лодка это не самолёт и наоборот. Но на фото можно уловить некоторое сходство (фото kenwarby.com). |
Команда Quicksilver планирует вернуть мировой рекорд в том же месте, где так и не нашли обезгл... в Coniston Water, короче говоря. Если не затянется получение всяческих разрешений, "заплыв" состоится в январе 2005 года.
Quicksilver гордится своим главным конструктором Кеном Норрисом (Ken Norris), которого называет единственным человеком в Истории, участвовавшим в разработке и самого быстрого автомобиля, и самой скоростной лодки.
| ||
Ясное дело, заправляет предприятием не гениальный дедуля, а долговязый Найджел Макнайт (Nigel Macknight), прежде занимавшийся журналистикой: он писал статьи и книги научно-популярной тематики: космос, авиация, автогонки и всё такое.
48-летний Макнайт возглавляет компанию Quicksilver Ltd из 100 специалистов и собирается сам сесть за штурвал суперкатера Quicksilver: "Дональд Кэмпбелл погиб, потому что не мог высчитать момент, когда лодка собиралась взлететь".
| ||
Во время "битья" рекорда у Макнайта будет 8-километровая трасса, ещё 3 км ему отведено под торможение. Он допускает возможность как летательного, так и летального исхода, но больше беспокоится о том, чтобы лодка повела себя, как следует.
Ещё бы в постройку Quicksilver уже вложено более $8 миллионов, у компании 25 спонсоров. Полноразмерный катер пока не готов, но уменьшенная копия успешно прошла туннельные испытания. Такие дела.
Над катером Quicksilver работают люди, которым не впервой делать самый быстрый в мире транспорт (иллюстрация quicksilver-wsr.co.uk). |
И наконец третий претендент на завоевание WWSR это американец Расс Уикс (Russ Wicks), собственно, уже являющийся рекордсменом в области водной скорости в июне 2000 года свою лодку с пропеллером под названием Miss Freei Unlimited Hydroplane он разогнал до 329,8 км/час (205,494 mph), за что и был занесён в Книгу Рекордов Гиннеса.
Вдобавок ко всему, Уикс участвует в мотокроссе, гонках Формулы-1, а также почитывает лекции об Интернете и бизнесе. Пропеллеры-пропеллерами, а вот побить WWSR американец считает логическим продолжением своей карьеры.
400 миль в час, говорите? (иллюстрация quicksilver-wsr.co.uk). |
"Что касается это парня из Сиэтла, Расса Уикса, так он хочет, чтобы лодка касалась воды в трёх точках. Это же трёхколесный велосипед, все, кто попробовал это мертвы, рассказывает рекордсмен Кен Уорби.
| ||
Цель Расса Уикса та же, что и у британцев 400 миль в час. Только вот с лодкой до конца непонятно: есть она, нет её, строится ли.
Известно, что на Miami International Boat Show в феврале 2002-го публике показали дизайн в виде 3-D картинок и анимации.
Как идут дела, и когда именно Уикс намерен бить WWSR не ясно. С учётом конкуренции можно ожидать, что тоже в 2005-м.
Так может выглядеть лодка Уикса, на которой он будет бить рекорд (иллюстрация americanchallengewsr.com). |
В общем, или нас ждут новые рекорды водной скорости, или претендентов ожидают похороны. Впрочем, как показывает история, одно другому не мешает.
Статья о науки и техники получена: Membrana.ru