Японские бомжи — самые опрятные и скромные бездомные в мире. Они не связываются с криминалом, не злоупотребляют алкоголем и наркотиками. Их считают не отбросами общества, а подсознательными художниками. Со своей застенчивой благовоспитанностью они строят безупречные убежища, которые называют шедевром импровизации и триумфом изобретательности.
С 23 сентября до 1 января 2007 года выставку "Дома за ноль иен" (0 Yen Houses) можно увидеть в Канаде, в Ванкуверской художественной галерее (Vancouver Art Gallery).
В описании экспозиции сказано, что название выставки говорит о суровых экономических реалиях, которые и стали причиной появления на свет многих из этих зданий: ноль иен — истинная цена большинства построек. А работы токийского художника Кёхэя Сакагути (Kyohei Sakaguchi) — это "исследование значения нетрадиционной и неофициальной архитектуры".
28-летний Сакагути последние несколько лет изучал жизнь бомжей в японской столице, точнее — пристально интересовался разнообразными типами временного и полупостоянного жилья, построенного бездомными (по большей части, 50–60-летними мужчинами) в общественных местах Токио.
Произведением искусства эту хибару назвать сложно, но как, однако, всё чистенько и аккуратненько. Всё на своих местах (фото Kyohei Sakaguchi). |
Кёхэй скрупулёзно (впервые, кстати) документировал органические формы народной архитектуры: провёл фото и видеосъёмку, разузнал технические детали, собрал чертежи и рисунки. В результате Сакагути написал о своём исследовании книгу и собственными руками построил несколько домиков по проектам бомжей. Эти домики, наряду с фотографиями "зданий", которые воссоздать не удалось, он и продемонстрировал общественности.
Как вам нравится это устеленный ковровой дорожкой парадный вход в апартаменты? (фото Kyohei Sakaguchi). |
Публика поразилась. Даже эксперты сказали, что создания бомжей тщательно продуманы и проработаны, воплощают в себе простоту вкупе с функциональными возможностями. Также в постройках просматриваются глубокие корни строгой дзен-буддистской традиции.
Главным элементом выставки является копия небольшого строения, которое художник обнаружил в 2000 году на берегу реки в центре Токио.
Опять же хозяев этих жилищ трудно в чём-либо упрекнуть – они старались как могли, это видно (фото Kyohei Sakaguchi). |
Кроме того, домик инженера, как и некоторые другие аккуратненькие жилища токийских бомжей, является портативным: он создан с расчётом на быструю разборку в случае появления полиции и на быструю сборку на новом месте несколько часов спустя.
Кстати, о стражах порядка. В Японии, где бомжей примерно 25,3 тысячи (данные 2003 года), полицейские заранее предупреждают бездомных о визите, так что "уличные люди" успевают сложить, перетащить или спрятать свои постройки.
А здесь разбит настоящий сад. Портативный, правда (фото Kyohei Sakaguchi). |
Но беспокоит самодеятельных архитекторов не только полиция. Один бомж установил своё скромное местожительство на 1,5-метровые сваи — на случай наводнения.
| ||
Как бы там ни было, внутри жилищ японских бездомных чаще всего царит безупречная чистота. Пол некоторых "зданий" устлан традиционными татами, рядом с другими разбиты садики с камелиями и карликовыми деревьями в горшках.
Да, чтобы было красиво, бездомные кое-какие материалы иногда покупают, — ведь они продолжают работать и зарабатывать, — только вот на нормальное жильё денег им не хватает.
"В мире, где большинство живёт в выпускаемых серийно бетонных коробках, домики за ноль иен — бесценные произведения искусства. Они имеют право на признание", — утверждает Кёхэй Сакагути, который уже ведёт переговоры о персональной выставке с руководством британских и американских художественных галерей.
Практически все "здания" завешены голубой плёнкой. По-видимому, это один из самых доступных и надёжных материалов (фото Kyohei Sakaguchi). |
"Современные архитекторы делают и продают людям только коробки, — повторяет он. — Однако дом должен быть частью вас самого, как ваша одежда или ваши волосы. Когда вы проектируете собственный дом и создаёте его своими руками, он действительно становится частью хозяина, становится живым".
Как мы видим, Сакагути уверен, что нынешним проектировщикам есть у кого поучиться.
Статья получена: Membrana.ru