О чём хочет поведать публике художник, устанавливающий в центре города наклонённую трубу с фигурками людей? Чем руководствуются те, кто одобрил и организовал установку трубы? Наконец, куда идут по трубе "идущие вместе"? Пытаемся ответить на эти вопросы, а заодно любуемся впечатляющими фотографиями.
Скульптуру "Идущие на небеса" ("Walking To The Sky") жители Нью-Йорка наблюдают почти месяц: с 14 сентября по 18 октября 2004 года она украшает собой площадь перед Рокфеллер-центром (Rockefeller Center).
Организатором экспозиции выступил Общественный фонд искусств (Public Art Fund), а спонсором фирма Tishman Speyer Properties, совладелец и менеджер Рокфеллер-центра. Обе организации проводят такого рода арт-акции не в первый раз.
Место для установки скульптуры выбрано бойкое: ежедневно мимо "Идущих на небеса" через Rockefeller Plaza по своим земным делам проходит порядка 250 тысяч человек. Что же они видят?
Стальную трубу длиной 30,5 метров, стоящую под углом 75 градусов, а также фигурки 10 человек в натуральную величину.
Семеро из них, собственно, шагают на небеса. Это девочка с косичками, деловая женщина, пожилой джентльмен, домохозяйка, бизнесмен, афроамериканец и просто девушка. Трое – отец с сыном и молодой человек смотрят на это дело с земли.
На небе идущих ждёт добрый великан (фото с сайтов publicartfund.org и gothamist.com). |
Фигуры выглядят реалистично, ну а поскольку люди таким вот способом на небеса ходить не умеют, необычная скульптура внимание привлекает и по-своему захватывает. Красиво, в общем-то, получилось.
Что же это значит, можно гадать сколько угодно. Кому-то "Идущие" кажутся воплощением "Stairways To Heaven" Led Zeppelin, другой задумается о терактах 11 сентября, третий узрит фаллический символ.
Однако хотелось бы узнать, какой смысл заложен в этом творении самим автором. А для этого нужно познакомиться с художником.
Джонатан Борофски (Jonathan Borofsky) родился в 1942-м в Бостоне. По окончании университета Карнеги-Меллона (Carnegie Mellon University) он стал бакалавром изобразительных искусств (BFA), а в Йельской школе искусств и архитектуры Борофски дорос до MFA магистра изящных искусств.
Вот во что может превратить металл и стекловолокно магистр изящных искусств (фото с сайтов gothamist.com и whatisee.org). |
По всему миру распространены более 30 его постоянных и временных скульптур.
О "Ходьбе к небу" сам автор рассказывает следующее:
"Идея этой скульптуры, без сомнения, уходит корнями в моё детство. Когда мне было шесть лет, я частенько сиживал на коленях отца, а он рассказывал мне истории о добром великане, живущем на небе.
Важным для меня было то, что гигант делал для людей хорошие вещи. Слушая истории отца, я каждый день будто бы ходил на небо в гости к доброму великану.
Куда скульптура переберётся после 18 октября, неизвестно (фото с сайтов Newsday.com/Alejandra Villa и publicartfund.org). |
Сначала для этой скульптуры я сделал из глины одну фигуру в натуральную величину, фигура получилась немножко похожей на меня самого. Затем я обернул её в стекловолокно.
24-метровый стальной столб должен был подниматься из земли под углом 60 градусов.
В 1992 году я повёз скульптуру "Человек, идущий к небу" ("Man Walking to the Sky") на выставку в Германию, в город Кассель (Kassel).
Моя работа так понравилась городским властям, что после выставки они купили её и спросили меня, где я хотел бы эту скульптуру разместить.
Я предложил установить её за городом на красивом участке с парком и горным склоном. Мне показалось, что для людей это будет интересным путешествием выехать за город, на природу.
Однако чиновники всё же захотели установить скульптуру в центре города, где её могло увидеть больше людей.
| ||
Поскольку столб и фигура должны были вызвать чувство возвышенности "чисто" с земли, непосредственно к небу эти неприглядные болты, так же, как и непривлекательный декоративный треугольник из камней, стали неудачным дополнением к скульптуре.
Так как я лично не ездил в Кассель, не контролировал установку своей работы, эта неудача хороший урок для меня, нужно внимательнее относиться к реализации своих идей в будущем".
В 1994 году скульптор сделал по заказу властей Страсбурга "Женщину, идущую к небу". Для нью-йоркской демонстрации были дополнительно изготовлены восемь фигур. И, судя по "Walking To The Sky" у Рокфеллер-центра, урок пошёл впрок.
На открытии скульптуры Барофски назвал её "торжеством человеческого потенциала, показывающем, кем мы являемся, и куда должны идти". К доброму великану, надо полагать.
Статья получена: Membrana.ru