Создавая ветровые турбины, инженеры сначала думают об их эффективности, о выработке киловатт-часов, а потом уже ломают голову – а нельзя ли сделать так, чтобы "мельницы" получились, по возможности, симпатичнее? А вот для одного американского дизайнера ветровая турбина – это, в первую очередь, художественный объект. А электричество – побочный продукт.
Мы уже не раз говорили, что развитие ветровой энергетики, среди многого прочего, наталкивается на проблему эстетическую. В местах, где люди живут постоянно, огромные лезвия традиционных ветряков не вызывают особой симпатии у населения.
Калифорнийский дизайнер Майкл Янтцен (Michael Jantzen) о практической стороне ветровых турбин вообще особо не задумывается. Его турбины – это лишь элементы интересных художественных проектов. Но элементы – ключевые. И потому, посмотрев на эту красоту, поневоле задумаешься: "Может, такой подход к ветроэнергетике, совсем с другой стороны, это и есть искомый выход"?
Одна из ранних "ветровых" работ Янтцена Wind Shade Roof. Сотни небольших ветряков создают ажурную тень, и они же дают энергию аккумуляторам для ночного освещения того, что будет укрыто под такой крышей (иллюстрации Michael Jantzen). |
Однако шесть верхних его этажей имеют такую форму, что под действием ветра легко поворачиваются на подшипниках вокруг центрального ствола сооружения, где спрятана лестница.
В "стартовом" положении Wind Shaped Pavilion – симметричная и стройная система. Но вот ветер понемногу начинает вращать этажи и создаётся абсолютно случайный рисунок. В этой непредсказуемости – главная изюминка здания (иллюстрации Michael Jantzen). |
При этом поворачивающиеся этажи ещё и вырабатывают электричество, достаточное для освещения здания ночью.
По замыслу дизайнера, этот проект можно масштабировать для самых разных целей – от небольшого магазинчика до многоквартирного жилья (иллюстрации Michael Jantzen). |
Кстати, ветровая тема не впервые появляется в творчестве калифорнийца. В 2002-м он придумал крышу "Ветровая тень" (Wind Shade Roof), в которой выработка энергии "встроена" в объект, который, в первую очередь, является предметом технической эстетики.
Что можно укрывать такой "Ветровой тенью" – дело десятое. Может быть, выставочную экспозицию, а может автомобильную стоянку или автозаправку.
Wind Turbine Observation Tower. Вращающиеся в противоположных направлениях турбины, формирующие стены башни, служат, в первую очередь, для её "оживления". А уж выработка энергии – постольку поскольку (иллюстрации Michael Jantzen). |
Пешеходный мост Wind Tunnel Foot Bridge, по сути, та же Observation Tower, только положенная на бок (иллюстрация Michael Jantzen). |
Wind Tunnel, бесспорно, мог бы стать яркой достопримечательностью в любом городе. Но о реализации идей Янтцена, увы, ничего неизвестно. А ведь такие ветровые скульптуры могли бы изменить отношение людей к приходу ветровых турбин.
Wind Tunnel Foot Bridge стал бы органичным украшением пейзажа как в среде мегаполиса, так и в пригороде (иллюстрации Michael Jantzen). |
Пусть форма тут превалирует над содержанием, однако, как кажется, и содержание от этого сильно не страдает.
Статья получена: Membrana.ru