Гран-при Турции, Стамбул парк
14 этап чемпионата, 26 - 27 августа 2006г
Гран-при Турции, Стамбул парк информация | |||
Длина | 5.338 км | Победители 05: | Кими Райкконен (Mclaren) |
Количество кругов | 58 (309.356 км) | Повороты: | 6 правых/ 8 левых |
Лучший круг в гонке | Хуан Пабло Монтойя - 1:24,770 (2005 McLaren) | макс скорость: | 320,58 км/ч |
Лучшее время поул | Кими Райкконен - 1:26,697 (2005 McLaren) | длина прямой: | 720 м |
Рекорд трассы | Хуан Пабло Монтойя - 1:24,770 (2005 McLaren) | Вместимость: | 170 000 |
Время гонки | Лучшее (Кими Райкконен (McLaren 2005): 1 час 24 минуты 34,454 секунд | ||
Первый Гран-При | С 2005 года, второй раз в истории | Официальный сайт гран-при Турции |
Информация о стране и трассе.
ТУРЦИЯ, Турецкая Республика (Turkiye Cumhuriyeti), государство на западе Азии и частично на юге Европы. Омывается Средиземным, Эгейским, Мраморным и Черным морями. Площадь 780,6 тыс. км2.
Население 66,6 млн. человек (2000). 82% населения — турки; курды (10,6%) и др. Городское население 61% (1990). Официальный язык — турецкий. Большинство верующих — мусульмане-сунниты. Административно-территориальное деление: 73 вилайета, объединенных в 8 географических областей. Столица — Анкара. Глава государства — президент. Законодательный орган — Великое национальное собрание.
Большая часть Турции занята Анатолийским плоскогорьем и Армянским нагорьем (высота до 5165 м, г. Б. Арарат), на севере — Понтийские горы (высота до 3937 м), на юге — хребты Тавра (высота до 3726 м). Климат субтропический средиземноморский, на внутренних нагорьях — континентальный, осадков до 500 мм в год, на склонах прибрежных районов от 1000 до 3000 мм в год. Средние температуры января от 5 до -15 °С. Преобладают степи. Внешние склоны прибрежных хребтов покрыты лесами (ок. 25%) и кустарниками. Основные реки — Евфрат, Тигр, Кызыл-Ирмак, Сакарья. Крупные озера — Ван и Туз (соленые). Национальные парки Олимпос-Бейдаглари, Мунзур-вадиси, Кепрюлю-Каньон и др.
Турецкое государство возникло в М. Азии в кон. 13 — нач. 14 вв. В результате завоевательных войн 14-16 вв. сложилась обширная Османская империя. Национально-освободительная борьба порабощенных османами народов, а также русско-турецкие войны 19 в. привели к освобождению многих балканских народов и созданию независимых государств. Младотурецкая революция 1908 привела к свержению деспотического режима султана Абдул-Хамида II и установлению конституционной монархии. После поражения Турции в 1-й мировой войне Османская империя распалась, в Турции развернулась т. н. кемалистская революция под руководством М. Кемаля (Ататюрка), завершившаяся провозглашением (1923) турецкой республики. Во 2-й мировой войне Турция объявила нейтралитет, но оказывала помощь Германии. С 1952 Турция — член НАТО. В 1960 произошел государственный переворот, приведший к принятию новой конституции. В 1980-83 у власти находилась военная администрация, которая запретила деятельность всех политических партий, а затем распустила их. В 1982 на национальном референдуме одобрена новая конституция. В 1983 состоялись парламентские выборы, осуществлен переход к гражданскому правлению. В 2002 году на фоне всеобщего социального недовольства и экономического кризиса победу на выборах одержали умеренно исламистские силы, что поставило под вопрос дальнейшее принятие страны в Совет Европы.
Главные морские порты: Стамбул, Мерсин, Измит, Измир, Трабзон, Искендерун, Самсун. Экспорт: сельскохозяйственная продукция ( 2/3 стоимости), а также ткани, напитки, химические товары, руды черных и цветных металлов. Основные внешнеторговые партнеры: Германия, Иран, Ирак, США, Италия, Франция, Россия и др. Денежная единица — турецкая лира.
Под автодром отвели участок гористой местности в районе Тузла, расположенной в азиатской части города. Естественный рельеф рельеф местности оказался настолько интересным, что Герману Тильке оставалось лишь вписать в него рисунок трассы, практически избежав шикан, искусственно ограничивающих скорость на прямых. Разумеется техническое обеспечение Гран При на высоте, в проект сразу были заложены зоны безопасности, просторные боксы для команд и прочие удобства, за отсутствие которых так ругают исторические автодромы. Автодром Стамбул парк был построен всего за два года и в 2005 году Стамбул принял у себя первый Гран При.
Построенная специально для Формулы-1 трассы Стамбул-парк радикально отличается с технической точки зрения от предыдущей гонки, проходившей в Будапеште. Это современная трасса, чья длина насчитывает немногим более 5.3 км. Автодром представляет собой смесь длинных и коротких прямых, перемежающихся с восемью левыми и шестью правыми поворотами. Каждый поворот предъявляет свои особенные требования к машине и гонщику, в не меньшей степени это относится к восьмому повороту - знаменитому своими тремя апексами, которые проходятся на скоростях, достигающих 250 км/ч. В результате этого гонщики подвергаются боковым перегрузкам от 4 до 4.5 g 58 раз в течение гонки. Кроме того, Турция также отличается некоторыми интересными перепадами высот и изменениями уклонов поворотов, и это должно учитываться при поиске настроек, чтобы не нарушать баланс машины.
Хотя в прошлом году ожидались высокие температуры, но их не было, температура воздуха, как ожидается, на этот раз достигнет отметки 40 градусов Цельсия, в то время как температура трассы может достичь 55 градусов в этот уик-энд. Если так и будет, моторам потребуется дополнительные возможности для охлаждения, и на выбор покрышек это также повлияет соответствующим образом. Как и в Сан-Марино и Бразилии, в Турции движение также происходит против часовой стрелки, что создает дополнительное давление - в первую очередь для покрышек, и в особенности для передней правой, а также на мышцы шеи гонщиков. В своем самом широком месте трасса достигает в ширину 20 метров, и здесь очень обширные зоны торможения, поэтому трасса также предоставляет множество возможностей для обгонов, что должно стать залогом успешной гонки в воскресенье.
Подготовка к гран-при Турции, история
Расположенный в азиатской чсти Босфора и в 55 милях за пределами города, турецкий автодром дебютировал в календаре Формулы-1 в прошлом году, и эта трасса произвела незабываемое впечатление на гонщиков, команды и болельщиков.
Трасса Стамбул-парк является одной из самых быстрых в календаре. Поворот номер восемь особенно длинный и быстрый, и это может быть тяжело для резины. Поскольку движение по трассе происходит против часовой стрелки, передняя правая покрышка может подвергаться высокому износу. Тем не менее, что делает эту трассу интересной - это то, что сама поверхность трассы очень гладкая - похоже на Монако и Монреаль - и как следствие требуется состав резины, который должен обладать как хорошим сцеплением с трассой, так и износостойкостью.
Сам автодром представляет собой трассу со средним уровнем прижимной силы, отличающейся хорошим разнообразием поворотов, но что делает ее совсем особенной - это тройной левый поворот номер 8. Большинство симуляций, которые команды проводили до этапа в прошлом году, недооценили, насколько быстрым он будет. Пилоты могут достигать скоростей под 250 км/ч, и это очень тяжело как для гонщика, так и для покрышек. Покрышки должны быть достаточно жесткими, чтобы справляться с этим поворотом, но вам все равно приходится искать компромисс, поскольку асфальт здесь обладает достаточно низким уровнем сцепления.
Длинные прямые и секции с подъемами делают очень важной эффективность аэродинамики. Причем этот аспект стал еще важнее с переходам к восьмицилиндровым двигателям. Если есть скорость, то можно обгонять. Очень непростым будет выбор покрышек. Из-за больших нагрузок в восьмом повороте есть тенденция выбирать более жесткие покрышки. Тяжело еще предсказать температуру воздуха. В прошлом году команды готовили себя к очень жаркой гонке, а все оказалась вполне нормально. В этом году скорее всего будет жарко.
Сэм Майкл, технический директор, WilliamsF1
Нам нужно быть готовыми к возможным высоким температурам трассы. Поэтому для Турции Bridgestone будет использовать покрышки из нынешнего модельного ряда от средних до мягких составов, мы уверены, что они хорошо подойдут и будут конкурентоспособны в Турции в следующий уик-энд. Сейчас наступает ключевая фаза чемпионата, и очень важно, чтобы наши команды имели возможность зарабатывать много очков и подиумов в оставшихся пяти гонках.
В 2006 году борьба в Турции несмотря на сложность обгонов обещает быть интересной, ведь здесь несколько возможностей для обгона. Те, кто стоят на чётной стороне могут несколько позиций проиграть, трасса там очень грязная и пыльная. В прошлом году лучше всех здесь смотрелись болиды McLaren, лишь вылет Монтойи не позволил Серебряным стрелам выйграть дубль. Многое будет зависеть и от резины, по прогнозам в гонке и квалификации ожидается жара +32 и температура трассы может прогреться до +46. В прошлом году большинство пилотов использовали стратегию двух дозаправок, но вполне вероятно что кто-то попробует и одну. Трасса здесь не абразивна и резину сильно не изнашивает...