Для чего человеку собственный катер? Ответить на этот вопрос совсем не просто. Среди существующего многообразия моделей каждый потенциальный покупатель выбирает ту, которая в наибольшей степени отвечает его запросам. Кому-то «моторный друг» нужен для рыбалки, кому-то – для активного отдыха с семьей, а кто-то, может быть, просто хочет щегольнуть перед друзьями. Одно очевидно: катера покупают люди активные, целеустремленные, уверенные в завтрашнем дне.
Основой всякого катера является корпус, который обеспечивает плавучесть и служит для размещения силовой установки, навигационного и специального оборудования. Снаружи к корпусу крепится обшивка. В наиболее ответственных местах (у киля, ватерлинии и у верхней палубы) наружная обшивка делается потолще. Внутри корпус делится на отсеки водонепроницаемыми и водопроницаемыми продольными и поперечными переборками. Водонепроницаемые переборки обычно не имеют дверей, вход в отсек в этом случае с палубы, через входные люки.
Управляют катером с помощью рулевого устройства, которое состоит из руля и рулевого привода. Как правило, на катерах устанавливают балансирные рули, у которых ось вращения делит перо руля на две неравные части. Передняя часть пера руля до оси вращения называется балансирной частью и предназначена для уменьшения усилия при перекладке руля.
Все катера снабжаются якорным устройством, состоящим из якоря и якорной цепи (троса). Большие катера имеют механизмы для подъема якоря (шпили или лебедки).
Сейчас в основном делают катера глиссирующего типа: они не погружаются полностью в воду, а идут по волне на острие корпуса – так называемом редане, или, проще говоря, специальном уступе на днище. Катера-глиссеры отличаются высокими скоростными качествами и изготавливаются как в рыбацком, так и в прогулочном вариантах. Последние предназначены для спокойного хода, они менее маневренны, но это в данном случае не имеет особого значения.
Существуют также катера на подводных крыльях, корпуса их находятся над водой – как будто летят по воздуху. «Крылатые» катера более быстроходны и экономичны, чем глиссеры. Это обусловлено тем, что при движении на крыльях корпус не испытывает ударов волн. А при плавании на малых скоростях уменьшается качка.
Следует учитывать, что «крылатые» катера ввиду большей осадки не всегда могут подойти для стоянки к неизвестному и недооборудованному берегу или зайти в мелководный залив из опасения повредить крылья на малой глубине, но на полном ходу они имеют малую осадку и способны передвигаться на мелководье.
Специалисты советуют обращать внимание на объем топливного бака: с большим вы будете чувствовать себя намного спокойнее. Бак емкостью 230 литров считается хорошей характеристикой для катера – с таким баком можно рассчитывать на
12–14 часов плаванья.
Имеет значение и из какого материала изготовлен корпус. В наши дни катера изготавливают преимущественно из стеклопластика, хотя встречаются и алюминиевые. Бытует мнение, что корпус из алюминия надежнее: его в случае повреждения можно заварить и смело пользоваться дальше. Однако современный пластик ремонтировать так же легко, как металл. К тому же для катеров существуют экспресс-комплекты, которые можно использовать для ремонта корпуса в условиях порта. Незначительные трещины иногда заделывают изнутри смолой, с наложением листа стеклоткани или стекломата, причем прочность конструкции от этого не уменьшается, а только усиливается благодаря дополнительному слою стеклопластика.
Каждому по потребностям
Классифицировать катера довольно сложно. Но мы все-таки постараемся это сделать. Итак, в зависимости от назначения современные катера можно подразделить на рыболовные, спортивные (или спортивно-прогулочные) и круизеры.
Рыболовные катера составляют огромный по разнообразию типов и размеров входящих в него судов класс – от 8-футовых окуневых лодочек до 80-футовых океанских рыболовных моторных яхт. Существуют специальные катера для ловли большеротого окуня, а также, например, суда для охоты на крупных морских рыб – тунца, марлина, парусника, акул и т. п. Последние зачастую предлагают комфорт на уровне классических фешенебельных парусных яхт.
Спортивно-прогулочные катера – самый популярный и многочисленный класс катеров для непродолжительных, в несколько часов, выходов в акваторию (для купания и катания на всевозможных придуманных для этого средствах), поездок на пикник в живописные места и пр. В России лодки этого класса принято называть спортивно-прогулочными или просто прогулочными.
Круизерами принято называть катера длиной от 22 до 33 футов (6,7–10 м), имеющие одну или полторы каюты, выгороженный туалет и камбузный блок. Иногда их именуют семейными крейсерами. В зависимости от архитектурно-планировочных решений среди круизеров выделяют седаны (традиционная компоновка с рубкой, имеющей круговое остекление), экспресс-круизеры (катер с надстройкой, выраженной менее явно, чем у седана) и спорткруизеры (их надстройка утоплена в палубу). В зависимости от назначения круизеры принято подразделять на несколько подвидов.
Дейкруизер (day cruiser) рассчитан в основном на однодневные выходы. «Крейсер» (от голландского kruiser) – слово, которое в русском языке закрепилось за боевыми кораблями. От него пошли английские, давно прижившиеся в русском языке слова «круиз» (морское путешествие) и «круизер» (судно, совершающее круизы). Следовательно, дейкруизер – это катер для непродолжительных морских прогулок, моциона, купания, катания на лыжах, пикника и пр.
«Уикэндер» («weekender», «оvernighter») – термин, описывающий скорее функциональные качества лодки, нежели служащий для определения ее типа. Если дейкруизером может быть названа и легкая открытая лодка, и спортивно-прогулочный катер с рубкой-убежищем, то термины «overnighter» или «weekender» применимы к каютному катеру с камбузом и гальюном.
Скоростные представительские катера можно сравнить со спорткарами, по аналогии с которыми употребляется термин «спортбоут». Такие суда отличаются от обычных проулочных лодок большими размерами и мощностью, позволяющей развивать скорость свыше 50 узлов. По дизайну и техническим характеристикам образцами для них служат гоночные катера офшорного (океанского) класса.
С некоторой долей условности к катерам можно отнести и моторные яхты. Хотя некоторые специалисты склонны причислять их к большим катерам, согласитесь, что далеко не каждая крупная лодка, оснащенная двигателем, может носить гордое имя «яхта». Все элементы внешней отделки и интерьера моторных яхт несут на себе печать респектабельности и в то же время не чужды спортивного стиля. В отличие от традиционных катеров, у моторных яхт есть ходовой мостик – капитанская рубка в миниатюре. Просторный салон напоминает номер в шикарном отеле: диван, кресла, стол, телевизор, видеомагнитофон, стереосистема… Моторные яхты, значительно превосходя катера во всем, что касается дизайна и оснащения, почти не уступают своим меньшим братьям в скорости.
Дом для катера
Покупая катер, следует сразу позаботиться о его сохранности. Хорошо, если в охраняемом коттеджном поселке, расположенном возле водоема, уже имеется причал – тогда проблема отпадает сама собой. Но если такового не предусмотрено, придется строить свою «бухту». Благо, использование современных материалов позволяет сделать это быстро и весьма эффективно. Так, недалеко от дома можно возвести причал или понтон (даже если берег совершенно не оборудован). Обычно индивидуальные пристани выполняются в виде сварной конструкции из модулей на основе цилиндрических, полностью герметичных контейнеров. Понтоны устанавливаются с помощью канатов и постоянных бетонных якорей. Палуба понтона покрывается настилом из древесины, защищенным от воздействия окружающей среды специальными лаками и грунтовками. Отличительная особенностью таких стоянок для катеров – возможность собирать их прямо на месте из готовых элементов (а при необходимости – демонтировать и перевозить).
Для хранения катера в зимнее время лучше всего предусмотреть эллинг – своего рода гараж, в котором будет защищен от снега, мороза и ветра. Вообще катер, как, впрочем, и любое судно, нуждается в бережном отношении. В современном катере масса систем, которые требуют обслуживания как во время эксплуатации, так и сезонно: силовая установка; система энергообеспечения (генератор, инвертор, аккумуляторы); водяная система (питьевой воды); система подогрева воды; система сброса воды (для душа); фекальная система. Но не стоит думать, что катер – «существо» особо прихотливое. При правильной эксплуатации и минимальном (но регулярном и своевременном!) уходе он доставит не больше хлопот, чем, допустим, автомобиль.
Статья получена: www.Zagorod.spb.ru