ПЕРЕЛИВАНИЕ КРОВИ
В чем-то обидчивый немецкий господин был прав. Слишком далеки они от народа. Причем уже давно. Тот же VW Golf, несмотря на бесчисленное количество одноклассников из Японии--Франции--Италии, продолжает оставаться в своем классе бестселлером, сохраняя на ценниках далеко не "народные" цифры. В прошлом году появился Passat W8 -- единственный в сегменте "С" автомобиль с восьмицилиндровым силовым агрегатом. Стоит ли удивляться, что Phaeton, как прилежный ученик богатых родителей, сдав экстерном бизнес-класс, сразу прыгнул в класс представительский и там уселся за одну парту с буршами из Штутгарта и Мюнхена?
Увы, чтобы стать первым в классе, сегодня мало быть старательным парнем из крестьянской семьи из местечка Холмогоры, надо иметь дворянскую фамилию. Ведь, приобретая роскошный седан, покупатель отдает свои доллары-евро не только за лошадиные силы и панели из пород далеко не архангелогородской древесины. Он платит еще и за имя. За пропеллеры первой мировой и спортивные победы мотоциклов BMW. За почти библейские бороды и усы Даймлера-Бенца-Майбаха...
У "Фольксвагена" голубой крови в анализах пока не замечалось. А потому родословную приходится придумывать. Для "привала" во время журналистского тест-драйва был выбран, конечно же, замок Люббенау, перед фасадом которого стояли два Packard Phaeton семидесятилетней выдержки -- тезки нынешнего "фольксвагеновского" флагмана. В фойе Стеклянной Мануфактуры -- предприятия, специально построенного в Дрездене для сборки VW Phaeton, -- красуется фаэтон марки Horch, которую условно можно считать двоюродной тетей фирмы из Вольфсбурга. С таким же успехом можно было бы выставить Bentley, но об этом несколько позже.
Кстати, сама Glaeserne Manufaktur -- тоже часть "Легенды о Фаэтоне". За стеклянными стенами завода покупатель VW Phaeton может при желании провести полтора дня -- именно столько будет ползти по конвейеру, устланному ясеневым паркетом, его автомобиль. После машина на специальном лифте попадет в церемониальный зал, где в торжественной обстановке ее передадут с рук на руки владельцу. Помните, в советских роддомах: три рубля, если нянька вынесла вам девочку, а за мальчика -- целых пять. Впрочем, мы опять сбились на плебейские рассуждения. Руководство же концерна всерьез рассчитывает, что каждый третий немец, покупающий Phaeton, захочет присутствовать при его сборке. Ну а если недосуг, то уже в ближайшее время Германия покроется сетью дилерских центров, которые будут специализироваться исключительно на продаже Phaeton, -- так концерн хочет еще больше дистанцировать свой лимузин представительского класса от других машин марки.
МЕЩАНИН ВО ДВОРЯНСТВЕ?
"Кто хочет новых ответов, должен задавать новые вопросы", -- начертано на рекламном буклете "Фаэтона". Увы, этим духом прониклись пока не все, и многие рассуждают по старинке. Специально оставляя автомобиль на бойких берлинских улицах, мы подслушивали, что говорят о нем немцы. "Большой Пассат" -- это если заходят спереди. "Ауди А8" -- если смотрят сбоку. Собственно, ничего худого в том, что автомобиль сохранил родовые черты фирмы, нет. Однако утверждать, что перед нами машина, "совершенно по-новому определяющая имидж автомобиля представительского класса", мы бы не рискнули. Глубоко посаженные в крылья ксеноновые фары? Указатели поворотов, интегрированные в зеркала заднего вида? Или "третье боковое стекло исключительно самостоятельной конструкции", на которое почему-то обращают внимание дизайнеры VW? Разве что оптика задних фонарей выглядит действительно оригинально -- Volkswagen впервые серийно применил двухцветные светодиоды, которые в сумерках создают вокруг кормы автомобиля ни на что не похожее сияние.
Зато каков салон! На ум сразу приходят роскошные интерьеры Bentley -- недаром марка теперь принадлежит VW AG. Обилие хрома, пластик высочайшего качества, мягкая кожа, деревянные панели, которые по заказу могут быть не только разных пород, но и украшаться затейливыми инкрустациями. Никакого холодного техно, которое многие почему-то считают признаком "автомобиля XXI века". Скорее наоборот -- этакий кивок в сторону ретро: хромированные ободки аналоговых приборов и подстаканников, стильные часы в верхней части центральной консоли, вертикально простроченные подушки и спинки сидений... Или такой вот "привет из 70-х", как стояночный тормоз, включаемый не рычагом или кнопкой, а педалью из полированной стали. Проходить поворот "с ручничком" будет, наверное, не слишком удобно, но смотрится стильно.
Иными словами, перед нами не мещанин во дворянстве, вроде тех, что периодически ломятся в Европу с Дальнего Востока, а по-настоящему роскошный седан представительского класса.
Сзади сидеть удобно, но выдающегося объема мы не обнаружили, хотя производитель и утверждает, что по "свободному пространству для колен задних пассажиров" Phaeton -- лучший в своем классе.
Четырехзонным "климатроником" сегодня мало кого удивишь, но как его работа обставлена внешне! Когда температура в салоне достигает заданной величины, дефлекторы на передней панели автоматически зашториваются деревянными накладками. Дальше начинается бессквозняковый "рассеянный" обдув -- салон "дышит" через микропоры в торпедо, дверях и стойках. Датчик контроля влажности воздуха не дает стеклам запотевать. Даже люк автомобиля -- это тоже климатическая установка: интегрированная в него солнечная батарея питает электровентилятор, который проветривает Phaeton на парковке.
ОВЕС НЫНЧЕ ДОРОГ
Хотя не мешало бы подумать и о климате вне салона: когда мы съехали с асфальта в немецкие "овсы", поближе к народу, и оставили автомобиль на несколько минут с включенным двигателем, трава возле передка моментально пожухла -- от капота и крыльев, за которыми скрывается шестилитровый W12, жар идет, как от доменной печи. На проселке кузов Phaeton приподнялся -- подвеска сама адаптирует клиренс к условиям дорожного покрытия и скорости: при 160 км/ч она на 1,5 см прижимает автомобиль к дороге, а на колдобинах, наоборот, "задирает" его на 2,5 см от нормы. Настройку подвески можно менять и вручную -- за рукояткой КПП для этого есть специальные кнопки. Ими же настраиваются и четыре параметра жесткости амортизаторов: базовый, комфортный и два спортивных. Впрочем, "овсы" -- это, конечно же, плебейский эпизод, "Фаэтона" недостойный. Двенадцать цилиндров, знакомые нам по Audi A8 6.0 quattro, нужны для автобана.
Разгон удивительно плавный -- как будто W12 оснащен вариатором, а не пятиступенчатой АКПП. "Сотню" Phaeton набирает за шесть с копейками секунд, и при движении в любом режиме под педалью газа всегда есть запас тяги. Максимальная скорость, как и положено, ограничена электроникой на отметке 250 км/ч, однако производитель утверждает, что полноприводная трансмиссия, которой оснащается Phaeton W12, рассчитана на скорость в 300 км/ч и мощность до 612 л.с. С одной стороны -- репетиция к запуску в производство полноприводного купе Bentley GT, на котором тот же W12, но уже с турбонаддувом, будет выдавать свыше 500 л.с. С другой -- намек поклонникам чип-тюнинга: с перенастроенными "мозгами" Phaeton сможет летать со скоростью 290 км/ч. Не впечатлили лишь два момента. "Пустоватый" руль -- на скорости свыше 200 км/ч он поворачивается слишком легко, хотя реакция машины, естественно не такая быстрая. Плюс несколько долгой показалась реакция на кик-дауны. Куда бодрее ведет себя Phaeton, если понижать передачи вручную -- позади рулевого колеса из колонки торчат два крупных Г-образных рычага с маркировками "+" и "-". С непривычки за один из них всегда цепляешься, включая указатель поворота. А вот Phaeton c V6 и шестиступенчатой "механикой" этих недостатков лишен напрочь. Рулится машина изумительно -- может, сказывается то, что она на два с половиной центнера легче? Конечно, 241 л.с -- это не 420 л.с, но в сочетании с привычной "ручкой" динамики более чем достаточно.
ПРИКЛАДНАЯ ЛИНГВИСТИКА
В "застеколье" дрезденской Мануфактуры VW AG планирует собирать до 30 тыс. "Фаэтонов" в год. Получится или нет -- посмотрим. Во всяком случае, немецкое слово Volkswagen теперь уже точно будет переводиться на все языки мира исключительно как "Фольксваген".