- Единственное утешение, - считает Евгений Аркуша, член совета директоров Российского топливного союза, - новый порядок уплаты акциза уберет с рынка случайные фирмы и мелких продавцов, что может положительно сказаться на качестве топлива.
Но так считают не все. В частности, Константин Рудяк, заместитель директора департамента переработки нефти ТНК, полагает: "Вакуум на российском рынке топлива может заполниться далеко не самым качественным продуктом".
Подделки и их "исполнители"
Акцизом не обложен лишь прямогонный бензин как сырье для производства автомобильных бензинов.
- Поэтому не исключено, что количество суррогатного топлива, изготовленного в кустарных условиях на его основе, в этом году станет еще больше, - считает Григорий Сергиенко, исполнительный директор Московской топливной ассоциации.
В ходе операции "Алхимик", проведенной ассоциацией, было установлено, что более половины прямогонного бензина (октановое число 60-64), производимого различными нефтеперегонными заводами (НПЗ), реализуется коммерческим структурам, которые затем различными способами повышают его качество до нужных им значений, получая "на выходе" бензин 76-й или даже 92-й. А популярный у владельцев иномарок 95-й все чаще изготавливают с помощью присадок или "аппаратов по типу самогонных" из 92-го или даже 76-го.
Другой самый известный, наиболее эффективный и дешевый способ изготовления высокооктановых бензинов - добавление тетраэтилсвинца, в результате чего получается этилированный бензин, очень токсичное и совершенно неприемлемое для машин с катализаторами горючее. С этого года производить и использовать этилированный бензин на всей территории России запрещено, однако Константин Рудяк полагает, что и такой бензин будет появляться на заправках.
Есть и другие способы разбавления бензина. В ТНК мне показали присадку, которая в состоянии превратить огромную цистерну прямогонного бензина в АИ-92. Заводы используют это средство, чтобы не удорожать производство, когда топливо "чуть-чуть не дотянуло до требуемых параметров". Присадку, заверили в компании, на НПЗ вводят в микроскопических дозах - как "лекарство". Ее и стараются заполучить разные "предприниматели".
Бывает, что и на фирменных АЗС можно залить бензин, который после ночи стояния машины из 92-го снова превращается в низкооктановый, и, если машину удастся завести, выводит из строя свечи или всю топливную систему автомобиля. При этом Константин Рудяк уверяет, что НПЗ в принципе не могут выпускать бензин с большим количеством присадки, поскольку "это преступление и нарушение стандарта, которые легко отслеживаются".
Тем не менее доля поддельного бензина на российском рынке, по отчетным данным МВД России, постоянно растет и принимает уже угрожающие размеры. Если в Москве на суррогатное топливо, только по официальным данным, приходится "пока что" не более 10 процентов всех продаваемых в столице бензинов, то в Московской области они уже составляют 45 процентов, а в других регионах, особенно приближенных к Северному Кавказу, - более половины всего реализуемого через АЗС горючего. (По данным, озвученным председателем Российского топливного союза Сергеем Борисовым, объем некондиционного бензина в Москве достиг уже 27 процентов).
Чаще всего, по данным убэповцев, некондиционный бензин уходит через несетевые заправки, которых в стране более 1200. Но плохого качества бензины, утверждают они, нередко продают и сами нефтяные компании. Поэтому на одной и той же фирменной заправке топливо может быть разным по качеству.
Сами производители "разнобой" в одной системе на разных заправках объясняют иначе. Почему бензин плохой
- Ни один НПЗ не станет выпускать некондиционный бензин, - утверждает Константин Рудяк. - Для этого ему надо специально перестраивать тонко отлаженный цикл производства, идти на сознательное нарушение ГОСТа. Это дорого, нерентабельно и чревато последствиями. Кроме того, прием бензина на заводах осуществляют независимые специалисты. Авиакеросин, например, как и в советские времена, принимают военпреды.
- Тем не менее разное качество бензина на заправках одного производителя возможно, - говорит Игорь Карлин, директор департамента капитального строительства ТНК. - Все зависит от работающих на АЗС сотрудников. Они действительно могут пустить в продажу "левый" бензин или смешать его с кондиционным. От них же зависит "долив или недолив". Но на несетевых заправках нарушение правил происходит несоизмеримо чаще, поскольку фирменные сети дорожат именем и борются за доминирование на рынке. Если АЗС у производителя своя - в фирменной сети немедленно уволят персонал. Если "джобберская" (когда некая торговая фирма или сама АЗС покупает "цвет" компании, производящей бензин, и от ее имени продает ее топливо) - расторгнут контракт и возбудят отзыв лицензии. К тому же у фирменных сетей есть специальный "телефон доверия", по которому "пострадавшему" достаточно позвонить, чтобы компания быстро приняла меры.
Качество бензина в автомобиле во многом зависит и... от сезона
- В течение нескольких лет я собирал и анализировал данные, которые мне сообщали знакомые, заправлявшиеся на разных АЗС нашей компании, когда они были недовольны качеством бензина, - рассказал "Известиям" Константин Рудяк. - Изобразив затем их графически, я получил синусоиду, пики которой пришлись на весну и осень. Потом понял: дело в дневных и ночных температурах воздуха, которые в эти сезоны особенно различимы. Нагреваясь днем, бензин ночью резко охлаждается и затягивает в резервуар влажный воздух - вода попадает в бензин. Тот же самый процесс происходит и в автомобилях. Учитывая, что большинство автомобилистов предпочитает заправляться, когда в баке остается "пара" литров, при очередной заправке собравшиеся на дне вода и грязь поднимаются струей заливаемого топлива и, не успев осесть, всасываются в мотор.
Специалисты ТНК советуют хотя бы раз в два года чистить топливный бак машины и заправляться, когда он полон наполовину.
И все же как защищаться от обилия поддельного горючего? В ТНК советуют определить для себя раз и навсегда "методом проб и ошибок" сеть заправок и пару АЗС и пользоваться только ими. И звонить по "горячей линии" обо всех нарушениях