Трехлетку Audi TT, о которой так долго мечтала моя жена, мне подыскал в Германии проживающий там приятель. Деньги я переправил через банк. Приятель машину купил, оформил в Магдебурге документы и поехал на восток.
Я же прилетел в Польшу, прибыл на границу и ждал его на переходе из Германии. Мы встретились и с ветерком пересекли всю территорию Польши до самой Украины. Надо сказать, что через Украину мы поехали не случайно. У меня там живут родственники, и я вот уже третий год не мог найти подходящего случая, чтобы навестить их.
Я знал, что через территорию Украины все следующие транзитом автомобили до самого пункта выезда сопровождает так называемый конвой. Последний был организован для того, чтобы махинаторы, увиливающие от таможенных пошлин, не могли бесследно исчезнуть на территории самостийного государства. Для этого на въезде собирали караван из нескольких машин, и кто-то из сотрудников таможни сопровождал их до российской границы. Сопровождение стоило денег, но, по большему счету, все были довольны: таможенники -- возможностью дополнительного заработка, а перегонщики -- тем, что быстро и без нервотрепки оказывались за пределами Украины. В принципе, можно было договориться с конвоем о том, чтобы на некоторое время отстать от каравана. Для этого в машине "обнаруживалась" серьезная неисправность, и она направлялась в сервис, где "ремонтировалась" несколько дней, что затем подтверждалось соответствующей справкой. Именно на такой вариант я и рассчитывал, чтобы повидаться с родственниками.
Но на границе нас ждал сюрприз. Оказалось, что почти месяц назад конвой отменили, а вместо него указом президента Украины был установлен залог, равный, как мне объяснили таможенники, сумме растаможки соответствующего автомобиля на территории Украины. При том, что стоимость моей машины равнялась 18 тыс. евро, залога за нее я должен был внести почти 8 тыс.!.. Таких денег у меня с собой не было. Видя мою растерянность, украинские таможенники посочувствовали и предложили переписать купчую, указав в ней минимально возможную стоимость данной модели. Хорошо, что у нас был чистый бланк немецкой купчей. Переписали. Сумма залога снизилась до 4300 евро. Уже легче, хотя тоже не сахар -- и этой суммы у меня также не было.
Я позвонил жене, она на следующий день прилетела во Львов, привезла деньги. Скрепя сердце, я оставил залог. Пока я ждал приезда жены, таможенники рассказывали ужасные истории о том, как казахи-перегонщики чуть ли не месяцами жили на выезде с Украины, ожидая возвращения залога. Кстати сказать, украинская таможня ничего с этого залога не имеет: радость от перечисления этих бешеных сумм испытывает только украинский банк "Аваль", уполномоченный тем же указом президента.
Проведя у родственников четыре дня, я двинулся к родной границе. Но Россия встретила меня еще одним сюрпризом. Когда стали проверять документы, выяснилось, что у меня нет депозита. Оказывается, прежде чем ехать за машиной, я должен был еще в Москве прийти на таможню и положить деньги на депозит. Для моей машины эта сумма равнялась примерно полутора тысячам долларов. Это должно было являться как бы гарантией того, что я по возвращении не стану уклоняться от растаможки.
Я мог бы позвонить друзьям в Москву, но выяснилось, что без нотариально заверенной доверенности никто не может внести за меня деньги. Можно было бы заплатить прямо здесь, на границе, но у меня уже не было денег. Они остались на Украине. У меня было лишь два возможных варианта. Первый -- дождаться возврата "украинского" залога и "конвертировать" его в "российский" здесь, на границе. Но меня предупредили о трудностях с его возвратом в Москве. Я никак не мог понять, почему -- государство одно, таможня одна, какие могут быть трудности внутри единой организации? Как пояснил мне один добродушный таможенник, организация-то одна, да кухни разные -- по приезде в Москву этот платеж учитываться не будет, и мне придется платить все таможенные сборы по полной программе, получить справку о том, что машина полностью растаможена, и уже после этого возвращаться сюда за своими деньгами. Второй вариант -- оставить на таможне машину, почему-то с ключами, съездить в Москву, открыть депозит и вернуться со справкой. Мне этот вариант не понравился сразу, сами понимаете, почему.
Так что я пешком отправился в сопредельное государство, благо там недалеко -- всего километра два. Украинский таможенник позвонил на центральную таможню, и там -- ура -- сказали, что я могу получить свой залог.
В общем, когда я вернулся и заплатил на российской таможне полторы тысячи евро, то мне моментально оформили все документы, и я уехал. Уже в Москве, заплатив все положенные платежи сполна и имея на руках документ о том, что машина растаможена и что я могу получить оставленный депозит обратно, я пытался разобраться: почему не принимается во внимание тот факт, заверенный, между прочим, таможенными штампами и гербовыми печатями, что требуемая сумма уже частично внесена на российской таможне? Ответ, который я услышал, был до боли знаком: у них своя кухня, у нас -- своя. Надо опять собираться в дорогу. Уже за деньгами.
СОВЕТЫ:
-- Перегон через Белоруссию или паром в Финляндию, а то и прямиком в Питер -- более комфортные маршруты доставки машины в РФ, чем поездка через Украину.
-- Прежде чем куда-либо ехать, не поленитесь зайти в таможенную консультацию и выяснить все нюансы предстоящей поездки. Кроме того, нелишне будет хотя бы в общих чертах ознакомиться с основными положениями таможенных законодательств стран, которые вы собираетесь пересечь.
-- Лучше довериться профессионалам-перегонщикам. Не экономьте на своем здоровье